Не дайте себя обмануть, или почему интерес незнакомца к вашим деньгам – это «красный флаг»
Распространенным остается мнение, что мишенями финансовых мошенников наиболее часто становятся представители старшего поколения и неопытная молодежь. Они якобы более доверчивы и менее критически воспринимают действительность. Однако тренды явно меняются: аферистов все чаще привлекает так называемое экономически активное население, то есть люди среднего возраста, которые копят на какие-то крупные покупки или для которых банковский кредит является вполне обыденным явлением. Тогда, по всей видимости, «улов» может быть крупнее.
Жертва «помолодела»
В частности, типичная жертва финансовых мошенников на Ставрополье, по данным Банка России, - это женщина. Но если еще не так давно «портрет» сводился к тому, что это городская жительница со средним уровнем дохода, имеющая среднее образование, в возрасте от 45 до 64 лет, то в 2023 году ее возраст спустился. На уловки аферистов чаще попадаются женщины от 24 до 44 лет. Считается, что это может быть обусловлено тем, что мошенники стали активнее использовать те каналы коммуникаций, где больше молодых людей, то есть мессенджеры, соцсети, электронную почту, мобильные приложения.
Вот буквально несколько эпизодов из свежих оперативных сводок ноября. Так, в полицию с заявлением обратилась жительница Ессентуков, которая поверила позвонившему ей незнакомцу. Он предложил дополнительный заработок на инвестировании денег в криптовалюту. Поддавшись уговором и следуя инструкциям, потерпевшая перевела на указанный собеседником счет не только кредитные, а также деньги, взятые в долг у коллег и родственников. Общая сумма переводов составила более 4,6 миллиона рублей. Предсказуемо, что незнакомец впоследствии перестал выходить на связь.
Решилась аналогичным образом вложить денежные средства на биржевой платформе под проценты и жительница Георгиевска. «Инвестиции» достигли почти 1,7 млн рублей – это был и кредит, и одолженная у подруги сумма.
В Пятигорске о многомиллионном мошенничестве в полицию заявила супружеская пара. В ходе разбирательства было установлено, что пятигорчане поверили мужчине, представившемуся по телефону сотрудником силового ведомства. Он сообщил, что мошенники получили доступ к счетам семьи, и под предлогом пресечения противоправных деяний и поимки злоумышленников убедил открыть счет по указанным им реквизитам и перевести все финансы туда. Позднее супругам поступило еще несколько звонков: каждый раз собеседник утверждал, что попытки незаконного списания денег продолжаются. По рекомендациям звонившего пострадавшие через банкомат выполнили 38 транзакций и перевели на некий счет в общей сложности более 12 млн рублей личных сбережений. Сейчас расследуется два уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество), которые соединены в одно производство.
И таких официально зафиксированных историй немало. За вторую неделю ноября жители Ставропольского края лишились в общей сложности более 48 млн рублей. А в предшествующую ей семидневку злоумышленникам досталось еще больше – свыше 66 млн рублей.
Многоходовые схемы
Телефон сейчас остается основным инструментом мошенников. Благодаря законодательным новшествам и усилиям операторов, практически удалось побороть звонки с подменой номера. Но злоумышленники быстро ориентируются и массово мигрировали в мессенджеры, где используют ряд более-менее похожих схем. В Региональном центре финансовой грамотности Ставропольского края отмечают активный рост числа мошеннических атак в так называемом гибридном формате – когда аферисты совмещают методы социальной инженерии и взлом аккаунтов пользователей.
Тактика злоумышленников зачастую строится на максимальной персонификации, замечает начальник юридического отдела Ставропольского отделения Банка России Павел Филь. «Детально изучая и используя приватную информацию, которую человек в том числе самостоятельно размещает на различных ресурсах в сети, злоумышленник втирается в доверие и получает доступ к деньгам, - говорит он. - Основной тренд – многоходовые схемы».
Например, сначала человеку звонит якобы сотрудник Министерства внутренних дел и рассказывает легенду о проведении операции по задержанию мошенника. Далее он переключает звонок на «работника» Следственного комитета или Генеральной прокуратуры. Заканчивается разговор со лжесотрудником Банка России, который под предлогом спасения денег предлагает перевести их на некий «безопасный, защищенный счет». В этом сценарии злоумышленники поочередно держат человека «на крючке» в течение нескольких часов или даже суток, чтобы он не успел распознать обман. Жертву максимально запутывают, отправляют ей фотографии поддельных удостоверений личности, приказов Центробанка.
Для убедительности аферисты внушают потенциальной жертве, что сбережения на «спецсчет» переводятся временно, на период поиска преступников. А потом всю сумму человеку якобы возместят наличными в Общественной приемной Банка России в Москве. При этом злоумышленники пугают уголовной ответственностью за разглашение информации следствия.
А совсем недавно специалисты одного из крупных банков предупредили о новой «многоходовке», которая направлена на использование клиентских данных для вывода средств. После первой попытки обмана, которая уже часто заканчивается неудачей (к слову, это один из важных маркеров, что многолетние профилактические усилия не напрасны!), они стали перезванивать жертве с неизвестного номера под видом сотрудников госструктур.
Представившись соответствующим образом, они сообщают о наличии заказного письма, например, от налоговой службы и спрашивают, на какой адрес отправить уведомление – электронный или почтовый. Когда жертва соглашается на получение уведомления, мошенники просят для оформления заявки назвать проверочный код. Вскоре на телефон поступает сообщение от неких государственных порталов с текстом «код восстановления доступа» к учетной записи. Большинство людей на этом этапе вновь завершает разговор, заподозрив подвох.
Однако через несколько минут мошенники перезванивают, представляясь уже сотрудниками тех же порталов. Они убеждают собеседника, что ранее ему звонили злоумышленники, сообщают, что теперь его учетная запись взломана и необходимо срочно предпринять меры для ее защиты – сообщить код из SMS для восстановления доступа. И как раз в этот момент уже уставший от нервного напряжения человек становится жертвой дальнейшего обмана.
И понятно, что взлом аккаунта на госсервисах может привести к серьезным последствиям: потере личных данных, доступу к банковским приложениям и в конечном итоге к выводу денег со счетов.
Клади трубку
Такое название носит информационно-профилактическая акция, которая проводится на Ставрополье с сентября 2024 года. Ее цель – напомнить населению о том, что телефонный звонок пока остается ключевым инструментом мошенников, которые стараются обманным путем похитить деньги с карты или счета. В профилактическую работу вовлечен ряд ведомств и структур.
«Информационная кампания идет сейчас очень широко, мы вместе с партнерами – правоохранительными структурами и прокуратурой – распространяем видеоролики, аудиоролики, листовки, плакаты, карточки в социальных сетях, в общем, стараемся, чтобы эта информация сейчас буквально «звучала из каждого утюга»! Огромную помощь и неоценимое содействие, как и всегда, оказывают краевые органы исполнительной власти и муниципалитеты», – подчеркивают в пресс-службе Ставропольского отделения Банка России.
Фокус этой кампании сосредоточен на том, чтобы закрепить у людей в памяти наиболее типичные сценарии мошенников, их наиболее типичные «маски» (то есть кем они, как правило, притворяются), и приучить людей к самой эффективной реакции на такие звонки: КЛАСТЬ ТРУБКУ БЕЗ РАЗГОВОРОВ.
Например. «Звонят сотрудники Центробанка? Это мошенники. Кладите трубку!». «Пугают взломом Госуслуг – это мошенники, кладите трубку!». «Гарантируют супердоход от инвестиций? Это мошенники, кладите трубку!». «Заводят речь о «безопасном счете»? Кладите трубку!». И так далее.
Вопрос эффективности
Но нельзя не сказать: широкое обнародование сумм похищенных средств не должно кого-то навести на мысли, что работа по профилактике не дает нужного эффекта. Это не так. На одного обманутого человека будут несколько десятков человек, которые не стали с мошенниками даже общаться, сразу положили трубку или удалили письма с подозрительными ссылками, подчеркивает координатор краевого комплекса мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения Надежда Герасименко.
Есть показательная аналитика в подтверждение результатов финансового просвещения. В конце прошлого года Банк России опросил около 3,6 тысячи человек на Ставрополье, больше половины из которых сказали, что регулярно видят материалы о противодействии мошенникам. А больше тысячи признались, что сталкивались с мошенниками, но никаких действий по их указанию не совершили. 80% из них в момент диалога вспомнили о правилах кибербезопасности.
Удерживать тему финансового мошенничества в ежедневной повестке в числе прочего позволяют мероприятия государственной программы Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка». В работу вовлечен целый ряд органов исполнительной власти и краевых подразделений федеральных служб. Все они, безусловно, в пределах своих полномочий ведут профилактическую работу, но в рамках программы акцент делается на консолидацию усилий.
На протяжении 2024 года всеми участниками ведется усиленная просветительская работа среди населения края. Помимо непосредственных встреч с трудовыми коллективами, школьниками и студентами, распространяются видео- и аудиоролики, листовки, плакаты, карточки в соцсетях, инициируется размещение материалов в СМИ. На территории муниципальных образований края народными дружинниками на системной основе осуществляются подворовые обходы, в ходе которых проводятся профилактические беседы с гражданами о наиболее распространенных формах и способах мошенничества.
Вопросы предупреждения преступлений, связанных с хищениями денежных средств граждан, совершаемых с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий, регулярно попадают в повестку заседаний краевой межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и формированию системы профилактики правонарушений на территории Ставропольского края. Ведь именно от знаний ставропольцев, их финансовой культуры во многом зависит критическое восприятие сообщений от злоумышленников, а также бдительность и способность объяснить своим детям существующие риски.
На правовом поле
Также стоит знать, что при увеличении масштабов так называемого кибермошенничества предпринимается ряд действий в правовой плоскости для того, чтобы осложнить реализацию мошеннических схем. Так, мобильные операторы получили больше возможностей блокировать мошеннические звонки и пресекать подмену номеров. А банки продолжают совершенствовать свои автоматизированные системы.
К примеру, в июле 2024 года был существенно расширен перечень признаков мошенничесикх операций, которыми должны руководствоваться банки для предотвращения таких переводов. Так, они должны приостанавливать переводы на счета, по которым ранее, по оценкам антифрод-систем банков, совершались мошеннические операции. Причем, даже если пострадавшие клиенты не сообщали в банк об обмане и счета злоумышленников не передавались в базу данных Банка России, а остались только в собственной базе кредитной организации.
Еще один новый критерий — информация о возбужденном уголовном деле в отношении получателя средств. И наконец, банки обязаны учитывать данные, поступившие от сторонних организаций и свидетельствующие о мошеннической операции. Например, это информация от операторов связи о том, что перед переводом денег зафиксированы нехарактерная для клиента телефонная активность или рост числа входящих СМС-сообщений с новых номеров, в том числе в мессенджерах.
Ранее эти требования ограничивались для банков тем, что они были обязаны приостанавливать переводы денег на счета злоумышленников, сведения о которых получены из базы данных Банка России о мошеннических счетах. Также если выявлена нетипичная для клиента операция и если зафиксирована попытка осуществить операцию с устройства, которое ранее использовалось злоумышленниками, и информация о нем есть в базе данных регулятора.
23 ноября 2024 года