Региональный рынок труда на Ставрополье обретает новые источники рабочих рук
Продолжается реализация государственной программы Ставропольского края «Развитие сферы труда и занятости населения» и регионального проекта «Содействие занятости». Сегодняшнюю ситуацию с трудовой занятостью в Ставропольском крае специалисты называют достаточно стабильной, тем не менее есть определенные сложности с набором кадров по ряду профессиональных направлений. Новые перспективы открывает новое законодательство России по вопросам трудоустройства, занятости, профессиональной подготовки кадров. Об этом рассказывает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Елена Мамонтова.
- Елена Викторовна, каковы основные задачи и параметры исполнения регпроекта «Содействие занятости» на современном этапе?
- В 2021 году на старте регпроекта «Содействие занятости» предполагалось, что будет востребована возможность получить новую профессию, а приоритетными категориями для переобучения считали людей старше 50 лет, женщин с маленькими детьми, молодежь в возрасте до 35 лет и инвалидов. За прошедший период реализации нацпроекта обучение прошли более 10 тысяч граждан, многие нашли для себя интересную работу, другие повысили квалификацию, тем самым сохранили свои рабочие места.
С 2024 года региональный проект «Содействие занятости» трансформировался, и теперь все жители края независимо от трудового статуса могут воспользоваться правом пройти бесплатное переобучение, если захотят приобрести приоритетную для экономики края профессию. Это позволит вовлечь в профессиональное образование существенно больше людей - и превратить его из инструмента борьбы с безработицей в источник рабочих рук дефицитных специальностей, что будет соответствовать запросу регионального рынка труда, так как с 2022 года работодатели регулярно заявляют о нехватке различных кадров.
- Как сегодня решаются задачи регпроекта, кто его основные участники и что можно сказать о текущих результатах?
- В список приоритетных для экономики края специальностей вошли более 100 профессий, большая часть из которых связана с промышленным производством. Именно эта отрасль сейчас испытывает наибольший дефицит кадров. Желающим приобрести новую профессию консультанты центра занятости населения предложат пройти профтестирование, чтобы понять, каким набором навыков они обладают, и заключить трехсторонний договор с образовательной организацией и конкретным работодателем, который готов будет взять обучившегося специалиста на работу.
В текущем году на таких условиях предполагается переобучить 1,6 тысячи жителей края. Сегодня более 900 человек уже направлены на обучение как в очной, так и в очно-заочной форме, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Длительность обучения зависит от выбранной программы и графика. Подать заявление и получить подробную информацию можно непосредственно в центрах занятости по месту жительства или через Единую цифровую платформу (ЕЦП) «Работа в России».
- В меняющейся ситуации с трудовой занятостью не случайно был принят Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации», который вступает в силу в январе 2025 года. В чем его главные цели?
- Закон призван учитывать изменившиеся реалии рынка труда, введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач, в том числе в условиях санкционного давления. Буквально новую жизнь обретет Единая цифровая платформа «Работа в России», обеспечивая актуальной информацией и службу занятости, и работодателей, и соискателей. В условиях современного рынка труда понимание занятости должно учитывать многообразие организационно-правовых форм использования труда: самозанятость, платформенная занятость, предпринимательская деятельность и другие. Таким образом, само определение «занятый гражданин» предполагает наличие многочисленных случаев, при которых лицо считается действительно занятым, а не живет лишь стремлением получать пособие.
В новом законе вводятся дополнительные критерии, учитываемые органами службы занятости, и подчеркивается, что подходящая работа определяется индивидуально исходя из деловых качеств работника, полученного им образования, квалификации и опыта.
Также закон о занятости закрепляет формы участия работодателей, их объединений в разработке и реализации государственной политики в сфере занятости населения. Работодатели будут выступать в качестве социального партнера службы занятости, обеспечивать условия для профессиональной ориентации молодежи, прохождения обучения и переобучения.
Особую поддержку получит такой способ трудоустройства, как открытие собственного бизнеса. В частности, безработные граждане имеют право на содействие органов службы занятости началу осуществления предпринимательской деятельности.
Также государство поможет с трудоустройством ветеранам СВО и лицам предпенсионного возраста. В новом законе о занятости выделяется несколько категорий лиц, которым предоставляется особая поддержка со стороны государства. Это люди предпенсионного возраста, граждане, находящиеся под риском увольнения, граждане, которые завершили прохождение военной службы по мобилизации или военной службы по контракту.
- Как реализация нового закона повлияет на обстановку с занятостью населения в целом?
- Принятие новой редакции закона о занятости в 2023 году обусловлено значительными изменениями на рынке труда, произошедшими за 30 лет. В законе появились новые главы, которые отражают взаимодействие с социальными партнерами, борьбу с нелегальной занятостью, взаимодействие службы занятости с системой образования, содействие занятости молодежи, инвалидов и участников СВО, а также мониторинг и прогнозирование рынка труда.
С начала текущего года произошли изменения в системе социальных выплат. Так, размерам пособий по безработице гарантирована ежегодная индексация. Улучшены условия выплаты пособия по безработице для граждан, прекративших деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, самозанятых, вышедших из крестьянско-фермерского хозяйства, выполнявших работу по гражданско-правовому договору. Появились новации также в соцподдержке детей-сирот, формах трудоустройства инвалидов, поддержки работодателей при приеме на работу инвалидов и по ряду других направлений. Например, признание безработным не только по месту жительства, но и по месту регистрации, а для безработных граждан станет обязательным проведение профилирования и составление индивидуального плана содействия занятости. В новом законе отсутствует понятие государственных услуг, но вводятся основные, предусмотренные федеральными стандартами полномочия в сфере занятости населения.
- Что собой представляет формирование индивидуального плана содействия занятости гражданина? Как он будет реализован на практике?
- Индивидуальный план содействия занятости - это документ, составленный на основании проведенного профилирования и содержащий информацию о подходящей работе, профильной группе, перечне мер социальной поддержки в сфере занятости населения, о сроках выплаты пособия по безработице, о датах регулярной явки в службу занятости, правах и обязанностях гражданина, об обязанностях работника службы занятости, исполняющего функции куратора конкретного гражданина, и о контактной информации такого работника.
Выполнение индивидуального плана является обязательным и служит основанием для выплаты пособия по безработице. По сути дела, это план действий, направленный на скорейшее трудоустройство с учетом индивидуальных особенностей и жизненной ситуации конкретного соискателя работы. Эти изменения актуальны для Ставропольского края, так как направлены на улучшение качества услуг, оказание их по принципу нуждаемости и проактивности, а это, в свою очередь, должно повысить мотивацию к трудоустройству и в целом ускорить этот процесс.
- Какие задачи ставит новый закон перед органами службы занятости на местах?
- Идет формирование основ государственной политики в соответствии с изменившимися реалиями рынка труда. Новый закон ориентирован не только на трудоустройство, но и на предупреждение рисков безработицы, на развитие карьеры и профессиональных навыков человека. Поэтому стоит также задача внедрения эффективных инструментов качественной и адресной поддержки каждому гражданину и работода-телю.
С учетом конкретной жизненной ситуации будет оказана эффективная социальная поддержка не только безработным, но и иным категориям граждан. Кроме этого, реализация нового закона поможет повысить роль государственной службы занятости населения как экспертного центра по рынку труда, решающего кадровые задачи в масштабе не только своего региона, но и страны. Больше внимания уделено взаимодействию с другими компетентными органами и организациями, работодателями, социальными партнерами.
- Какую ответственность налагает закон на гражданина РФ? Что будет считаться основанием для отказа в признании гражданина безработным либо основанием для снятия его с регистрационного учета в качестве безработного?
- Государство гарантирует безработным гражданам выплату пособий по безработице в период поиска работы, в том числе в период временной нетрудоспособности, выплату стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, а также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Специалисты Центра занятости населения при регистрации граждан в качестве безработных регулярно знакомят их с положениями закона о занятости в РФ, а также предупреждают об административной, гражданской и уголовной ответственности. При установлении факта получения пособия по безработице обманным путем гражданину предлагается в добровольном порядке возвратить незаконно полученное пособие. Если ущерб добровольно не возмещен, материалы по данному факту передаются в правоохранительные органы. Как следствие, привлечение к уголовной ответственности за мошенничество. Законом предусмотрен целый ряд обстоятельств, по которым человек может быть признан или нет безработным. Например, если установлен отказ от согласования индивидуального плана содействия занятости или повторный отказ от предложений прохождения профессионального обучения, непредоставление в службу занятости информации о переговорах с работодателями. Основанием для снятия гражданина с регистрационного учета в качестве безработного может также стать установление его фактической занятости.
- Каким образом новый закон регулирует отношения гражданина и органов службы занятости?
- Новый закон переводит часть взаимодействия гражданина с органами службы занятости в электронную сферу посредством Единой цифровой платформы «Работа в России». В вопросах регулирования отношений граждан и органов службы занятости специалисты опираются на принцип добровольности труда и свободы выбора гражданами форм занятости, рода деятельности, профессии, специальности, вида, характера и режима труда. Важная задача - обеспечение равных возможностей гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, наличия инвалидности, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств при реализации права на защиту от безработицы и содействие занятости.
- Законом предусмотрены меры противодействия нелегальной занятости?
- Распространение нелегальной занятости населения является общероссийской проблемой. Это связано как с объективным процессом цифровизации экономики и развитием телекоммуникационных технологий, так и со стремлением работодателей сокращать издержки на содержание персонала, в том числе на выполнение своих социальных обязательств перед работниками. В 2023 году в федеральном законе впервые закреплено понятие «нелегальная занятость» - это осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений.
Стоит отметить, что в Ставропольском крае работа по снижению теневой занятости проводится непрерывно и носит системный характер. Правительством края утверждена межведомственная комиссия «По вопросам профилактики нарушений трудовых прав работников в организациях и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Ставропольского края».
Стоит сказать, что работа по снижению неформальной занятости с 2022 года осложнилась в связи с введением на территории Российской Федерации ограничительных мер на проведение проверок организаций контрольно-надзорными органами. Поэтому в 2022 - 2024 годах основным направлением работы по легализации трудовых отношений в Ставропольском крае является информационно-разъяснительная кампания. В целях формирования негативного отношения общества к неформальной занятости во всех муниципальных образованиях Ставропольского края утверждены медиапланы по информационно-разъяснительной работе на соответствующую тему. В муниципальных образованиях края установлены баннеры (в том числе ВЭБ-экраны и мониторы) с наглядной агитацией о последствиях неформальных трудовых отношений и специальные боксы для приема обращений граждан.
Среди населения Ставропольского края распространено большое количество информационных листовок, памяток, брошюр, буклетов, плакатов и других форм наглядной агитации по вопросам легализации трудовых отношений и выявления «серой заработной платы».
Кроме того, текущая информация о последствиях нелегальных трудовых отношений постоянно рассматривается на проводимых «днях охраны труда», «днях руководителя», «ярмарках вакансий» в муниципальных и городских округах края. С начала 2024 года участниками таких мероприятий стали более 6 тысяч человек. Кроме того, проведена информационно-разъяснительная работа среди 4,3 тысячи старшеклассников образовательных учреждений в формате круглых столов, диспутов, игр и конференций. Целенаправленная работа по снижению неформальной занятости и легализации трудовых отношений в Ставропольском крае продолжается. Мы уверены, что реализация нового закона о занятости и регионального проекта «Содействие занятости» позволит значительно оздоровить общую ситуацию на рынке труда, наполнить его нужными экономике края кадрами, а многим жителям нашего края откроет новые перспективы трудоустройства и повышения качества жизни.
28 августа 2024 года