19:16, 30 июля 2024 года

Ставропольцам разъяснили, как заказывать качественную еду из ресторанов и магазинов

В последнее время все большей популярностью у жителей Ставрополья пользуется экспресс-доставка еды из магазинов и организаций общественного питания. Бесспорно, это очень удобно, но вот всегда ли безопасно?

Ответ на этот вопрос попытались найти участники пресс-конференции, посвященной этой теме, которая прошла в Региональном информационном центре ТАСС на базе Ставропольского государственного аграрного университета. Ее провело информационное агентство «Победа26». На вопросы журналистов отвечали председатель правления Ставропольской краевой общественной организации защиты прав граждан и потребителей Лейла Сароян, врач-инфекционист краевой инфекционной больницы Ольга Сергиенко и менеджер ресторанного бизнеса Екатерина Тавберидзе.

Так уж вышло, что огромный толчок стремительному развитию сервиса доставки продуктов и блюд на дом дала пандемия. Но она прошла, а спрос остался и даже увеличился. В борьбе за покупателя торговые сети и заведения общепита все активнее задействуют этот альтернативный канал сбыта своей продукции. А в летнее время он и вовсе достигает пика, отметила Екатерина Тавберидзе. Причем еду заказывает на дом или в офис не только молодежь, но и подростки, пенсионеры и даже дети в отсутствие родителей.

В настоящее время в крае в этом сегменте работают десятки фирм, заманивающих покупателя всевозможными акциями. Как же выбрать надежную и проверенную? Для этого перед дистанционной покупкой нужно промониторить компании, которые оказывают эти услуги, прочесть отзывы потребителей. И лучше выбрать именно ту, что уже давно работает в этой сфере и за счет больших объемов продукции может позволить скидки. Отдавать предпочтение товарам со слишком заниженной ценой лучше не стоит, уверена Лейла Сароян. Тут дело может быть нечисто.

Вторая жизнь «просрочки»

Именно в летнее время заметно возрастает число отравившихся из-за некачественного продовольствия, констатируют врачи краевой инфекционной больницы. У всех на слуху нашумевшая история с массовым заболеванием ботулизмом жителей Москвы и других регионов, отведавших салат с фасолью. В нашем крае таких массовых случаев отравления каким-то определенным продуктом, к счастью, не было. А вот по двое-трое тяжелых больных с одинаковыми признаками отравления принимать приходилось, отметила Ольга Сергиенко.

Обычно в летнее время, тем более в жару, сроки хранения продуктов заметно сокращаются, а готовых блюд особенно. Некоторые недобросовестные предприниматели экономят на качестве, констатирует Лейла Сароян. В краевую организацию защиты прав граждан и потребителей не раз поступали звонки от жителей региона о том, что крупные торговые сети не довозят свои просроченные товары, как и положено, до мусорного полигона, а по пути перепродают их ушлым предпринимателям. Можно только гадать, чем обернется такой горе-бизнес для здоровья людей.

Отравление как способ доказательства

Отследить и вывести на чистую воду таких предприимчивых дельцов сегодня не просто тому же Роспотребнадзору и другим надзорным федеральным ведомствам. Как известно, государством введен мораторий на плановые проверки бизнеса.

- Пока существует этот мораторий, развязаны руки у недобросовестных предпринимателей, которые ради наживы готовы на все, даже рискуя жизнью и здоровьем людей, - сетует Лейла Сароян. - Я не говорю обо всех, но некоторые злоупотребляют сложившейся ситуацией. К сожалению, мы можем что-то сделать, только если есть зафиксированный случай отравления. Лишь в этом случае будет организована проверка такого предпринимателя. Надеемся, что государство все же разрешит проверку, особенно организаций общественного питания. Считаю, что это необходимо сегодня.

Получается, что основанием для того, чтобы вывести на чистую воду «мутных» бизнесменов, может быть сильное отравление, а то и вовсе летальный исход. Так сказать, чтобы на руках были неоспоримые улики. Но обратить общественное внимание на нерадивых бизнесменов можно гораздо быстрее, если сами потребители будут более внимательными и настойчивыми. Если человек ощутил первые признаки отравления, лучше сразу же обратиться к медикам.

- Врач зафиксирует факт, проведет обследование, назначит лечение, - советует руководитель краевой организации защиты прав граждан и потребителей. - При наличии таких документов можно обратиться в Роспотребнадзор. В этом случае будет проводиться проверка. Поэтому хочу призвать жителей края активнее проявлять свою гражданскую позицию в этом вопросе. Очень важно задокументировать факт отравления. Но, к сожалению, как показывает практика, делают это лишь единицы. Многие обычно лечатся самостоятельно, тем самым позволяя недобросовестным бизнесменам и дальше заниматься своей деятельностью.

Неуловимые стафилококк и ботулизм

Как добавила на брифинге Ольга Сергиенко, все пациенты краевой клинической инфекционной больницы после завершения лечения получают выписной эпикриз. Это справка, в которой есть данные о состоянии пациента на основании истории его болезни. Когда человек обращается к врачу, в ходе приема выясняется эпидемиологический анамнез, в том числе, где пациент покупал еду, сколько и с кем ел, какой фирмы были продукты. Всю эту информацию врачи медицинского учреждения передают в Роспотребнадзор. И дальше уже на основании этого специалисты начинают эпидрасследование.

- Продукция, поступающая в рамках доставки, должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям на каждом этапе, - подчеркнула врач-инфекционист. - Контроль должен проводиться в ходе закупки продуктов, приготовления, хранения, транспортировки, упаковки. Ведь на каждом этапе пища может быть инфицирована, а это может привести к пищевой или токсикоинфекции. Заказчики доставки и обычные покупатели должны обращать внимание на внешние признаки продукции, которая изначально может быть небезопасной, - это внешний вид, запах, вкус.

Но есть вероятность того, что внешне продукт никак не будет отличаться. Например, никак не проявляют себя стафилококк или ботулизм. Иногда и вовсе не возникает никаких сомнений по поводу качества таких на вид нормальных продуктов, которые могут таить в себе, что называется, тот самый злополучный «ящик Пандоры».

А не очень приятные симптомы могут проявиться очень быстро, через час-другой после трапезы, когда человек почувствует дискомфорт – тошноту, головную боль, слабость. Начнется рвота, диарея, другие признаки пищевого отравления. Его инкубационный период короткий, отмечает врач. Обычно он составляет от получаса, а иногда растягивается до суток.

- Если рвота неоднократно повторяется, то может наступить обезвоживание, - предупреждает Ольга Сергиенко. - Особенно ему подвержены дети до трех лет, люди с некоторыми хроническими заболеваниями и пожилые. Это может привести к тяжелым состояниям. Поэтому требуется быстрое обращение к врачу в инфекционную больницу. Решать, госпитализировать человека или нет, будет доктор. Чтобы самостоятельно помочь себе в первые минуты, нужно принимать энтеросорбенты, которые будут выводить токсины из организма. Если есть рвота, то нужны противорвотные препараты, которые остановят ее и не допустят обезвоживания. Также необходимо восполнить потерянную жидкость. Помогут глюкозо-солевые растворы, кипяченая или минеральная вода.

В Роспотребнадзор или в суд

На пресс-конференции отмечали, что существует сезонность инфекций, которая приходится как раз на лето и заканчивается в сентябре. В жару хранение готовых продуктов должно составлять не более двух-трех часов после приготовления. Далее еду нужно либо употребить, либо хранить в холодильнике при определенных температурах. А чтобы определить время с момента приготовления, на упаковке обязательно должна быть маркировка.

Также очень важно помнить, что закон «О защите прав потребителей» предусматривает правовые последствия для нарушителей. Маркировка продуктов питания должна содержать такие сведения, как наименование продукта, его состав

(в том числе сведения об ароматизаторах, пищевых добавках, подсластителях, компонентах, употребление которых может вызвать аллергические реакции), количество - вес или объем, дату изготовления (один час для готовых блюд). Очень важна также информация о сроках годности, условиях хранения, наименовании и местонахождении изготовителя продукта питания, сведения о пищевой ценности, наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов.

Готовые блюда должны доставляться в специальных контейнерах для продовольственных товаров, с обеспечением температуры, необходимой для хранения разных категорий продуктов, с указанием следующей информации на этикетке: наименование пищевой продукции; дата изготовления; срок годности; условия хранения; состав; масса порции.

Доставка продуктов питания должна выполняться в определенном температурном режиме. При приеме заказа необходимо обращать внимание на упаковку, которая должна быть целой. Курьер обязан выдать чек. А если продукты питания не отвечают установленным требованиям из-за истекшего срока годности и других подобных нарушений, свидетельствующих о недоброкачественности товара, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При официальном отказе или неполном удовлетворении продавцом заявленных требований потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, а также с исковым заявлением в суд.

««Ящик Пандоры» с доставкой»
Газета «Ставропольская правда»
3 августа 2024 года