Ставропольский режиссёр рассказал о съёмках фильма по повести «Пикник на обочине»
В июле завершатся съёмки короткометражного фильма ставропольского режиссера Геннадия Шукшова «Пикник на обочине». Киноработа является адаптацией культового литературного произведения братьев Стругацких.
В своей работе Шукшов стремится максимально приблизиться к изначальному тексту. Произведение повествует о мире, который сотрясли аномальные катаклизмы неизвестного происхождения. Зона в «Пикнике на обочине» – загадочная и опасная территория, которая отделена от обычного мира. Это место, где привычные законы природы больше не действуют. Здесь царит нечто совершенно иное, непознанное и пугающее. На этой земле больше не встретить ничего знакомого: ни людей, ни животных. Вместо этого зону наполняют странные феномены, таинственные артефакты и непостижимые явления, большинство из которых представляют смертельную угрозу для человека.
«Я максимально стараюсь отдалиться от уже известной игровой вселенной «S.T.A.L.K.E.R.» и фильмов по её мотивам. Представьте самую обычную промзону в любом провинциальном городке. А теперь вообразите, что всё живое (в нашем понимании) оттуда пропало. И наконец «заселите» эту территорию невидимыми ловушками, непонятными артефактами, странными предметами разных форм. По книге, это несколько рабочих кварталов, дачи, завод, кладбище и свалка автомобилей. Это же будет и у меня в фильме», - рассказывает Геннадий Шукшов.
Главным героем повести выступает Рэдрик Шухарт – житель провинциального города Хармонт. Он находит свое призвание в нелегальной, но весьма доходной профессии сталкера. Шухарт зарабатывает себе на жизнь, совершая рискованные вылазки в загадочную и смертельно опасную зону, откуда он выносит уникальные артефакты. Эти таинственные находки, обладающие странными свойствами, становятся для Шухарта источником существования. В прошлом Рэдрик даже успел побывать в заключении из-за своей деятельности вне закона. Но это не заставило его отказаться от рискованной работы сталкера. Ранее он работал лаборантом в институте, изучающем внеземные культуры, однако выбрал иной путь, полный приключений и опасностей, но сулящий значительно больший доход.
Собеседник «СП» подчеркивает, что видит Шухарта в экранном воплощении более мягким, чем в книге, но вместе с тем осторожным:
«Существуют законы киноязыка, которые отличаются от книжного. Если в книге вы можете вернуться к началу страницы, перечитать и переосмыслить, но в кино это будет чересчур утомительно. Персонаж должен считываться легче, даже если он трикстер (человек или антропоморфное животное, которое совершает противоправные действия или не подчиняется общим правилам поведения - Авт.). Ему кажется, что единственный его навык – это доставать из Зоны артефакты. Он не может определиться с тем, кто он и зачем нужен миру. Он зло или добро, и что есть эти понятия».
Геннадий Шукшов планирует сохранить оригинальное название произведения.
«Я хочу, чтобы мой фильм дал импульс и, возможно, профессиональные кинематографисты могли снять действительно большое кино. Было бы здорово, если использовались мои творческие наработки. Еще хочется подстегнуть тех, кто не знаком с первоисточником, прочесть книгу и другие произведения Стругацких», - отмечает режиссёр.
Он также добавил, что планировал использовать отсылки к другим известным фантастическим произведениям, но оставил эту идею.
«Учитывая, что я снимаю в одиночку с периодической помощью приглашенных специалистов, придумывать и воплощать в кадре такие отсылки стало бы для меня слишком большой нагрузкой. Мне и так приходится самостоятельно заниматься всеми аспектами: от постановки и съемок до работы с актерами», - делится Шукшов.
В своем стремлении экранизировать культовую научно-фантастическую повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» начинающий режиссер сталкивается с рядом непростых вызовов. Одним из ключевых аспектов является необходимость найти гармоничное сочетание его собственного видения и учет пожеланий актеров, которые воплотят героев на экране.
Действительно, взаимодействие с актерским составом требует от режиссера особого внимания и гибкости. По его словам, в данном случае это несколько упрощается тем, что основная динамика в фильме будет разворачиваться между 2-3 ключевыми персонажами.
«Это немного напоминает театральный формат, – резюмирует ставрополец. – Главный актер с самого начала смирился с тем, что должен будет полностью подчиняться моему видению. Но, конечно, я все равно стараюсь прислушиваться к интересным идеям, которые могут предложить исполнители».
При этом режиссер подчеркивает, что в конечном итоге это его фильм, его риски и ответственность. Поэтому, несмотря на стремление учесть пожелания актеров, он все же ведет их по той сюжетной линии и в той интерпретации образов, которую задумал изначально.
Немаловажным вызовом для начинающего режиссера также становятся возможные сравнения и ассоциации его работы с культовыми экранизациями того же произведения. Однако он старается не воспринимать это как угрозу.
«В самом начале, когда я только начал делиться первыми наработками, меня постоянно спрашивали, не хочу ли я переплюнуть Тарковского, – вспоминает Шукшов. – Но нет, такой цели у меня не было. Ведь технически ни одной полноценной экранизации «Пикника на обочине» еще не существует. Были попытки на Западе, но они так и остались на уровне трейлеров».
В конечном счете режиссер настроен с оптимизмом воспринимать возможные сравнения его работы с другими фантастическими лентами.
«Я даже за, если будет много экранизаций, – говорит он. – Ведь любое творчество мечтает найти своего зрителя, и если это удается, значит, все усилия не были напрасными».
Съемки планируется завершить в июле 2024 года. Затем фильм покажут фокус-группам и на нескольких закрытых показах для заинтересованных зрителей. После этого его выпустят в интернете.