Станислав Николаев: бизнес должен решать проблемы общества

Станислав Юрьевич Николаев, известный российский предприниматель, машиностроитель и меценат, был одним из первых предпринимателей в Советском Союзе, а с его распадом вышел на более высокий уровень: основал и вывел на рынок несколько компаний. Сегодня, в 2024 году, он продолжает развивать ряд проектов в сфере машиностроения. Старается он и передавать свой опыт молодым предпринимателям, и по просьбе редакции рассказал о том, как развивать бизнес в наше непростое время.

С чего все начинается

Сложно начинать бизнес в той сфере, о которой вы ничего не знаете. Ваши знания, опыт, контакты в профессиональной среде - все это поможет вам не совершить ошибок новичка.

Найдите и реализуйте идею, которая решает проблемы людей, закрывает их потребности, востребована государством. В самом широком смысле этого слова. Самый простой вариант - отталкиваться от базовых потребностей.

После выбора ниши я бы посоветовал изучить чужой опыт: с какими сложностями предприниматель, уже работающий в сходном направлении, сталкивается. И как он эти трудности преодолевает, какие ресурсы ему для этого понадобились. Оцените свои возможности – как финансовые, так и эмоциональные, ведь предприниматель, особенно начинающий, постоянно находится в стрессе: что-то все время идет не так.

Не импортозамещением единым

Если говорить о России, то нам в ближайшие годы придется заниматься импортозамещением: все меньше заграничных товаров будет поступать к нам на рынок, и для наших компаний открывается окно возможностей.

Будет востребован и бизнес, связанный с цифровыми технологиями: искусственный интеллект шагает по миру, и нам нельзя отставать. Цифровые сервисы, цифровые продукты, упрощающие жизнь людей, повышающие эффективность той или иной отрасли тоже будут востребованы. И тут как раз можно посмотреть на опыт зарубежных стран: какие сервисы там существуют, а на нашем рынке не представлены.

Гибкость - залог успеха

Главное качество, которого не хватает сегодняшним предпринимателям, это гибкость. Умение приспосабливаться к текущей обстановке, которая постоянно меняется. И предприниматель должен уметь трансформироваться вслед за ней. Если бизнес, например, работал в премиальном сегменте, а его целевая аудитория резко потеряла в доходах, стоит задуматься о переориентации на другой, более актуальный сегмент. То же касается поставщиков сырья, оборудования.
Меняются рынки сбыта, способы и каналы оплаты. Предприниматель должен все это учитывать, чтобы не терять прибыль или даже бизнес в целом. У нас тысячи примеров, когда крупные компании закупали сырье за рубежом, и им пришлось экстренно перестраивать все процессы и цепочки. Кто-то справился, вышел победителем, поднял выручку и прибыль. А кто-то не смог, и все потерял. Надо быть гибкими.

Доверяй но проверяй

Чем больше ваш бизнес, тем сложнее вам приходится, если вы не будете делегировать полномочия. Вы не сможете держать в голове все процессы, а уж тем более - принимать все решения. Поэтому придется передоверить это людям. Помните, что задача любого предпринимателя - не только растить бизнес, но и вкладываться в команду. Передавайте знания подчиненным. Если боитесь, что их решения не пойдут на благо компании, передавайте полномочия постепенно, не просто осуществляйте контроль, но и помогайте в принятии решений. Человек должен понять и перенять вашу логику развития компании.

Во всех компаниях, которыми я руководил, всегда создавался институт наставничества: опытные сотрудники помогают молодежи развиваться, следят за их успехами и провалами. Большая часть нашего управленческого коллектива - а он достаточно молодой, - приходит за советами, и я никогда не отказываю. Конечно, ключевые решения не обходятся без моего участия, но я поощряю самостоятельность. Пока такой подход меня не подводил.

Дайте возможность человеку решить проблему, посмотрите как он справится. Разберите с ним ситуацию, спросите, чем он руководствовался, принимая то или иное решение. Предложите альтернативу, если вам кажется, что он не прав.

Кризис роста - это то, с чем рано или поздно столкнется любой бизнес. Делегируя полномочия команде, вы снизите нагрузку на себя и сможете уделять время стратегическим задачам, связанным с развитием.

Справка

Станислав Юрьевич Николаев родился в 1951 году в Донецке, получил два высших образования, отслужил срочную службу в армии. Начал трудовой путь в Туркменистане с должности одного из руководителей на предприятии «Шатлыкгазстрой», но всего за несколько лет дорос до заместителя начальника объединения «Туркменнефтегазстрой». В 80-х перебрался в Москву, где и занялся бизнесом.

В двухтысячных, с началом бурного экономического роста в России, Станислав Николаев сфокусировался на развитии бизнеса в РФ, возглавил и буквально реанимировал один из крупных машиностроительных заводов.
Станислав Николаев известный меценат, который ищет и жертвует музеям ценные исторические и религиозные реликвии.
Одним из наиболее ярких примеров его деятельности стало возвращение иконы «Господь Вседержитель (Спас Москворецкий)», которая была утеряна после 1927 года. 14 октября 2019 года икона была передана в дар Историческому музею. Теперь она доступна для всех посетителей Покровского собора — действующего храма и музея.

В марте 2022 года Станислав Николаев передал в Дом-музей великой княгини Елисаветы Феодоровны при Марфо-Мариинской обители в Москве архив писем великого князя Сергея Александровича. Этот поступок не только обогатил коллекцию музея, но и позволил сохранить историческую память о жизни и деятельности великого князя.

17 апреля 2023 года постоянная экспозиция Исторического музея пополнилась иконой «Спас Ярое око», которая является уменьшенной копией знаменитой иконы XIV века. Это событие стало ещё одним важным вкладом в сохранение культурного наследия России.