11:44, 16 мая 2024 года

Банк «Открытие»: вторичный авторынок по итогам полугодия превысит три миллиона сделок

Мешают растущие цены

Эксперты банка «Открытие» (входит в группу ВТБ) оценили продажи легковых а/м с пробегом в апреле 2024 года. Вторичный сегмент не смог похвастать теми же бойкими темпами роста, как год назад, снизившись на 1% по сравнению с мартом этого года и на 3% по сравнению с прошлогодним апрелем. Так рынок реагирует на продолжающийся рост цен. Лишнее тому подтверждение – увеличение продаж марок бюджетных сегментов, к которым можно отнести автомобили Lada и ряда «китайцев» в возрасте семи лет и старше. В целом те же тенденции будут иметь продолжение в ближайшие месяцы. По итогам I полугодия вторичный рынок скорее всего превысит три миллиона сделок, что будет, однако, примерно на 5% ниже, чем за аналогичный период в 2023 году.

Обилие предложении на вторичном рынке, возникшее в том числе по причине довольно большого объема импорта подержанной техники в марте, а также благодаря высокой активности «китайцев» в механизмах с trade-in, помогло рынку сохранить относительно высокие объемы продаж. Всего в апреле новых владельцев обрели 548,8 тысячи новых машин, то есть примерно столько же, сколько и в первый весенний месяц. Результаты апреля оказались всего на 1% выше по сравнению с мартом (543,2 тысячи а/м) и на 3% ниже по отношению к апрелю 2023 года (564,9 тысячи). За 4 месяца 2024 года было зафиксировано 1,92 миллиона перерегистраций, на 4% меньше, чем за тот же период годом ранее.

При этом почти половина марок в топ-20 востребованных нарастили продажи в пределах 1-7%. А те бренды, которые не смогли похвастаться ростом, снижали объемы не более чем на 3%. Однако, если смотреть на результаты бизнеса с января по апрель 2024 года, то негативная тенденция вторичного рынка становится более заметной. В прошлом году за тот же период было реализовано более двух миллионов автомобилей, в этом - на 84 тысячи «штук» или на 4% меньше. И заметно подрасти в «двадцатке» с начала года смогли только две российские марки Lada и SeAZ, а также Chery.

Так, машины отечественного автогиганта выбрали 136,4 тысячи покупателей за апрель (+3% по сравнению с мартом 2024 года) и 480,1 тысячи за 4 месяца (+3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). В модельном зачете продолжала лидировать «семерка» - 12,9 тысячи сделок за апрель (+5% к марту), 44,3 тысячи за 4 месяца (+9%). Большинство представленных на агрегаторах ВАЗ-2107 продается ниже 200 тысяч рублей.

В свою очередь марка Chery второй месяц подряд входит в топ-20. В апреле по ней было совершено 5,1 тысячи сделок (почти аналогично уровням марта), а за 4 месяца состоялось 17,3 тысячи перерегистраций, почти в полтора раз больше, чем за тот же период в 2023 году. Основу продаж марки опять составил кроссовер Tiggo T11, который был снят с производства более 10 лет назад, и сейчас его можно купить значительно дешевле миллиона рублей. В то время как другие востребованные модели - Tiggo 7 Prо и Tiggo 4 Pro – продают в основном дороже двух миллионов рублей.

В целом, среди иностранных брендов в апреле оставалась незыблема позиция Toyota (54,5 тысячи а/м, +1% к марту). Хотя по итогам четырех месяцев (192,8 тысячи а/м) можно видеть падение бизнеса на 12%. «Корейцы» также не стали исключением. Результат Kia в апреле составил 32,6 тысячи сделок (2,4% к марту) и 115 тысяч сделок за 4 месяца (-3%). У Hyundai падение составило 2,6% в апреле относительно марта и на 8% по результатам четырех месяцев. С небольшой положительной динамикой апрель закончили Nissan, Chevrolet, Honda, Ford, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Daewoo и Opel. В отрицательной зоне оказались продажи Volkswagen, BMW, Skoda, Mazda и Audi. Однако по итогам 4 месяцев почти у всех этих иномарок заметно падение продаж от 4% до 13%.

В сегменте китайских машин в апреле проявилась практически та же тенденция – роста продаж относительно дешевых машин и сжатие бизнеса у более дорогих. Помимо Chery, тысячами продолжали продаваться Geely и Haval. Сейчас во вторичном сегменте у этих марок представлены в основном модели, возраст которых не превышает 3-4 лет, а цена редко ниже 1,5-2 миллионов рублей. Падение продаж в этих брендах в апреле составило 4-7%. Стали также снижаться продажи дорогих пикапов Great Wall, претендующих на премиальный статус вседорожников Exeed и BYD, а также недешевых кроссоверов Omoda. В околонулевой зоне по продажам остался Changan. Ростом неожиданно отметились 7-10 летние паркетники бюджетного сегмента марок Lifan и FAW.

В то же время долевое соотношение продаж ведущих брендов за месяц практически не изменилось. За российскими марками в апреле осталось 28% рынка, у японских брендов оказалось 26%, у «немцев» - 14%, у «корейцев» - 13%, у «американцев» – 7%, «французов» – 5% и 3,3% - у «китайцев». При этом, по данным авторитейлеров, средняя цена автомобилей продолжала расти. Если в марте она составляла 1,15 миллиона рублей, то в апреле поднялась до 1,23 миллиона. Процесс подорожания во вторичном сегменте следует за тенденциями рынка новых автомобилей. В продаже появляется все больше машин, которые были куплены по завышенным ценам последних двух лет. И их продавцы хотят реализовать свой товар подороже.

В ближайшей перспективе наш рынок вероятнее всего будет развиваться в той же парадигме, что и в апреле. Можно ожидать, что по итогам I полугодия объем в легковом сегменте перешагнет отметку в три миллиона сделок, и окажется примерно на 5% ниже прошлогоднего. При этом перепродажи дорогих японских, корейских, европейских и новых китайских автомобилей покажут отрицательную динамику.

Топ-20 популярных марок среди а/м с пробегом в апреле 2024 года

table tbody tr td

td

Марка

td

Апрель 2024

td

Март 2024

td

Январь-апрель 2024

td

Апрель 2024 /

март 2024

tr td

1

td

Lada

td

136435

td

132501

td

480 139

td

3,0%

tr td

2

td

Toyota

td

54483

td

53947

td

192 776

td

1,0%

tr td

3

td

Kia

td

32627

td

33431

td

115 047

td

-2,4%

tr td

4

td

Hyundai

td

26313

td

27029

td

94 133

td

-2,6%

tr td

5

td

Nissan

td

25317

td

25065

td

89 079

td

1,0%

tr td

6

td

Volkswagen

td

23931

td

24664

td

85 421

td

-3,0%

tr td

7

td

Renault

td

18970

td

19079

td

66 739

td

-0,6%

tr td

8

td

Chevrolet

td

17244

td

16948

td

60 831

td

1,7%

tr td

9

td

Honda

td

17099

td

16015

td

57 078

td

6,8%

tr td

10

td

BMW

td

16542

td

17094

td

56 763

td

-3,2%

tr td

11

td

Ford

td

16268

td

15938

td

57 431

td

2,1%

tr td

12

td

Mercedes-Benz

td

13987

td

13908

td

48 652

td

0,6%

tr td

13

td

Mitsubishi

td

12539

td

12476

td

44 557

td

0,5%

tr td

14

td

Škoda

td

12411

td

12458

td

43 078

td

-0,4%

tr td

15

td

Mazda

td

11423

td

11542

td

40 086

td

-1,0%

tr td

16

td

Daewoo

td

10250

td

10140

td

36 083

td

1,1%

tr td

17

td

Opel

td

10005

td

9563

td

34 495

td

4,6%

tr td

18

td

Audi

td

9287

td

9452

td

32 484

td

-1,7%

tr td

19

td

SeAZ

td

5560

td

5764

td

19 964

td

-3,5%

tr td

20

td

Chery

td

5117

td

5267

td

17 265

td

-2,8%

tr td

Топ-10 китайских марок по продажам а/м с пробегом в апреле 2024 г.

table tbody tr td

td

Марка

td

Апрель 2024

td

Март 2024

td

Динамика

tr td

1

td

Chery

td

5117

td

5267

td

-2,8%

tr td

2

td

Geely

td

4102

td

4250

td

-3,5%

tr td

3

td

Haval

td

2114

td

2274

td

-7,0%

tr td

4

td

Lifan

td

1814

td

1751

td

3,6%

tr td

5

td

Great Wall

td

882

td

951

td

-7,3%

tr td

6

td

Changan

td

652

td

646

td

0,9%

tr td

7

td

Exeed

td

620

td

690

td

-10,1%

tr td

8

td

Omoda

td

451

td

491

td

-8,1%

tr td

9

td

BYD

td

362

td

445

td

-18,7%

tr td

10

td

FAW

td

325

td

280

td

16,1%