Новую историю любви под знакомым названием представили в Ставропольской драме
На сцене Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова состоялась премьера спектакля «Любовь и голуби». Пьесу Владимира Гуркина поставила художественный руководитель театра, режиссер, заслуженная артистка России Ирина Баранникова.
Имя автора пьесы отлично знакомо многим нашим современникам: кто ж не знает одноименного знаменитого кинофильма, а на ставропольской сцене с успехом идет еще одна пьеса В. Гуркина под названием «Семейная кадриль» - ее уже дважды, с разницей в двадцать лет, ставил наш режиссер, заслуженный деятель искусств России Валентин Бирюков. Так что автор пьес нам, можно сказать, не чужой, как и жителям многих других городов и весей, поскольку драматургия Гуркина сохраняет высокий спрос по стране. Однако нынешняя премьера, признаться, поначалу удивила. Ведь если обновление спектакля с новым актерским составом вполне объяснимо и в традициях театра, то обращение к пьесе, прославленной в популярной экранизации, кажется делом несколько рискованным. Слишком хорошо знает публика и сюжет, и героев, многие фразы из фильма десятилетиями гуляют в народе, стали чуть ли не частью фольклора.
И тем не менее Ирина Баранникова отважно бросилась в эту пучину сомнений и рисков. Но уже первые зрители, посмотрев спектакль, счастливо убедились: сделано это вовсе не зря! Никакого противопоставления театра и кино тут нет. Кто хочет, всегда может в очередной раз пересмотреть любимый фильм В. Меньшова с любимыми А. Михайловым, С. Юрским и прочими легендами экрана. Но поход в живой театр – совсем другое дело. Разумеется, сюжет и персонажи все на месте, однако спектакль имеет свою оригинальную режиссерскую концепцию. Хотя в программке он и обозначен подчеркнуто просто - «забавная история», на самом деле история получилась трогательная, умная, за душу берущая. Режиссер предлагает нам под иным углом посмотреть на знакомых героев, нет, даже скорее – познакомиться с ними заново. Так что под фирменной оболочкой «Любовь и голуби» мы открываем для себя новые акценты и нюансы. Вот явная примета качественной драматургии: всякий умный постановщик может разглядеть в ней что-то свое, причем без каких-либо, прости господи, вольных интерпретаций, а с полным уважением к первоисточнику. Это как беречь неприкосновенность и первозданность классических «Ромео и Джульетты» или «Отелло». Ни одной буквы вынуть уже невозможно, а режиссеры все продолжают ставить свои новые постановки по этим шедеврам, и зритель продолжает их смотреть. Так и здесь налицо драматургический шедевр, только наш, отечественный. И потому вроде как с трудом втискивающийся в ряды классики. Не-е-ет, уже в нее вошедший прочно. И этот факт отлично доказан новой премьерой.
Как же хорошо, что у Ирины Баранниковой хватило смелости замахнуться на эту постановку. Собрав добротную актерскую команду, она помогла нам понять, что никто не вправе претендовать на окончательное слово в искусстве, и в этом его великая волшебная сила. В помощь режиссеру – живая душа театра, живое движение героев, живое дыхание зрительного зала. Ну и, наконец, живые, настоящие белоснежные голуби, тихо воркующие сбоку сцены. Птицы, с виду похожие на тех, что ежедневно путаются под ногами прохожих в нашей будничной суете, здесь тоже становятся полноправными героями-исполнителями. Самая настоящая голубятня захватывает внимание зрителя, как только он входит в зал. Еще спектакль не начался, но голуби уже создают особую атмосферу подлинности предстоящего действа. Позже, ближе к финалу, один из них еще и окажется в руках главного героя… Сегодня, говорят, голубятни окончательно исчезли с современных улиц, но ведь для чего-то же они существовали. Хотя никакой практической пользы в хозяйстве, конечно, не приносили. Однако и забавой для солидных по возрасту мужиков это тоже не назовешь. Как ни банально прозвучит, но были эти голубятни неким символом незачерствевшей души и теплоты родного дома. На том отрезке нашей истории, в котором существовали герои пьесы.
В оформлении сцены, в костюмах персонажей, в их особом говоре постановщик детально-бережно сохраняет атмосферу того времени – «времени голубятен». И это правильно. Не понимаю, вернее даже, не поддерживаю тех режиссеров, которые в стремлении достучаться до нынешнего зрителя готовы «осовременить» на свой лад все что угодно. Тренд, называемый «Онегин в джинсах», особенно популярен в столичных театрах, охваченных лихорадкой креативности и самовыражения. На наше счастье, ставропольская драма твердо хранит устои русского психологического театра, отводя в своем репертуаре достойное место отечественной драматургии. «Любовь и голуби» - четкий «снимок» конкретной – советской – эпохи, но при этом художественное осмысление обыкновенной семейной истории. В которой, при всей ее внешней банальности, на первом плане – настоящие чувства героев.
Настоящий русский мужик с рабочими руками и повадками скромного трудяги Василий Кузякин в исполнении заслуженного артиста России Александра Жукова, безусловно, вызывает симпатию своей искренностью. Подчеркнутая простота его – отнюдь не признак ограниченности, за ней постепенно раскрывается характер добрый и доверчиво открытый миру. Мы видим человека, усвоившего за годы тихого счастья незыблемость семейного уклада и оказавшегося, увы, не готовым противостоять таким элементарным и таким разрушительным искушениям. Актеру удалось показать героя в его духовном развитии среди обрушившихся на него испытаний, когда спасли его не привычка семейная, а действительная любовь, ну и, конечно, голуби – та духовная основа, которая прежде казалась просто блажью…
Настоящая русская баба в самом лучшем и даже высоком смысле этого слова – такой показывает Надежду актриса Анастасия Поделякина. Ее героиня с виду тоже проста, наполнена этакой народной наивностью и народной же практической меркантильностью в подсчете трат мужа на голубятню. Но как же она способна любить – куда там Анне Карениной! Актриса смогла преподнести этот образ как-то удивительно тактично, мягко, без экзальтированных бытовых наслоений, хотя и существует Надежда именно в окружении рутинных домашних хлопот: дети, хозяйство, тут уж и правда – «как така любовь»! Актриса счастливо избежала резких красок в рисунке образа, не допустив примитивного бабского, в которое легко можно было бы скатиться по законам сюжета. Тонко и аккуратно ведет она Надежду к высокой истине, открывающейся за пережитой душевной бурей.
Пожалуй, одна из самых непростых задач стояла в этой постановке перед почетным деятелем искусств Ставропольского края Еленой Днепровской: представить нам свою собственную разлучницу Раису Захаровну. Здесь тоже велик соблазн свести все к внешним скандальным эффектам. Они, конечно, имеют место, но тут я бы скорее назвала их именно тем самым словечком «забавные»: этой героине досталась бОльшая часть забавного в спектакле. В отчаянной борьбе за женское счастье она доходит до откровенной карикатурности, что, впрочем, нередко и случается в реальной жизни, как говорится, и смех, и слезы… Елену Днепровскую в этой роли просто не узнать, тут перед нами уже совсем не то милое очарование, которое мы привыкли видеть в ее прежних героинях. Актриса явно подсмеивается над своим персонажем, радуя публику эффектными комедийными пассажами и азартной юморной буффонадой.
Абсолютно прекрасны особой выразительностью дядя Митя и баба Шура, филигранно сделанные замечательной парой нашего театра – народной артисткой России Натальей Зубковой и заслуженным артистом России Михаилом Новаковым. Их актерский дуэт в представлении не нуждается, не раз блистательно доказав высочайший класс исполнительского искусства в рисунке какого бы то ни было образа. Оба актера представали перед нами то в огромного накала трагедии, то в тончайшем психологизме драмы, то в веселой яркой комедии, неизменно получая очередную порцию зрительской любви. Оба безупречно владеют не просто пластикой и достоверностью внешнего рисунка, но более всего поражают богатством интонационной палитры. Конечно, так было и на сей раз: вновь наши чудесные мэтры сцены стали украшением спектакля.
Не отставать от мэтров старается и молодежь театра, которой достались, естественно, молодые герои пьесы. Налицо достойное продолжение традиций ставропольской труппы, для которой гармоничный сплав актерских поколений стал своего рода залогом успешности и непрекращающегося развития. Для театра со 179-летней историей это очень важно. Одновременно ставропольской сцене отнюдь не чуждо и новаторство, так или иначе творчески проявляемое практически при каждой новой постановке. Появление живых голубей в спектакле – еще одно тому наглядное подтверждение. В определенном смысле поэтическое и даже философское.
Очень желательно показать эту премьеру широкой молодой аудитории (зрителя постарше, уверена, уговаривать не придется, сам придет хотя бы из любопытства). Да, главные герои тут далеко не молоды, это вам не Ромео и Джульетта, однако и спектакль-то не о возрасте, он – о главных ценностях бытия, которые не теряют «стоимости» с годами. Вот интересно, как бы повели себя Ромео и Джульетта, доживи они до своих сорока-пятидесяти?
8 мая 2024 года