Сохранение памятников истории и культуры – забота всего общества
Управление Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия осуществляет государственное управление и нормативно-правовое регулирование в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Ставропольского края. В компетенции управления - отслеживание сохранения объектов культурного наследия, взаимодействие с органами власти на местах в решении задач, продиктованных государственной программой Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры».
В настоящее время на территории Ставропольского края на государственном учете состоит 3849 объектов культурного наследия, из которых 2396 - включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объектов федерального, регионального и местного значения, 1453 выявленных объекта культурного наследия. Управлением проводится планомерная работа по установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, по результатам которой многие объекты уже поставлены на государственную охрану в качестве выявленных объектов культурного наследия. Сегодня об основных итогах работы в 2023 году и приоритетных задачах текущего года рассказывает начальник управления Анна Конева.
- Анна Владимировна, одним из важных направлений деятельности управления является разработка документов, необходимых для обеспечения сохранности объектов, особенно при осуществлении хозяйственной деятельности в непосредственной близости от них.
- Разработка проектной документации – это, по сути, первый шаг к конкретным действиям по сохранению объекта. За 2023 год нашими специалистами согласована такая документация в отношении 37 объектов культурного наследия. Мы с удовлетворением можем сказать, что за год к нам поступило 85 разделов или проектов обеспечения сохранности объектов культурного наследия. В данном случае речь о том, что, если на территории памятника осуществляются определенные работы, например, благоустройство или какое-то строительство в непосредственной близости к объекту, тогда и возникает необходимость разработки обеспечения сохранности. Уточню: в эту цифру входят и объекты археологии, которые на Ставрополье составляют более половины от общего числа объектов культурного наследия. Нередко на них также проводятся те или иные запланированные работы – земляные, строительные. Далеко за примерами ходить не надо: в городе Ставрополе не так давно переживший реконструкцию сквер Декабристов расположен на территории Варваринского городища, в Буденновске в центре городской застройки находится городище Маджары. Впрочем, большая часть работ на объектах археологии проходит не в населенных пунктах, а в полях - в рамках реконструкции дорог, прокладки каких-то коммуникаций, значительное количество объектов оказалось на пути мелиоративных систем.
- Ну а надзор за их соблюдением, как известно, в последние годы ограничен постановлением Правительства РФ о приостановке внеплановой проверочной деятельности…
- Да, и, скорее всего, оно еще будет какое-то время действовать. Однако ряд надзорных мероприятий мы все же проводим – речь об исполнении охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия и надзор за реализацией выданных разрешений на проведение ремонтно-реставрационных работ на ОКН. Остальные внеплановые надзорные мероприятия проводим только в ситуации риска для объекта. Если наши специалисты видят проблемную ситуацию, мы выходим в суд для устранения выявленных нарушений. Или выносим предостережение собственнику по конкретной ситуации. Управление всегда старается исходить прежде всего из своей главной задачи – исполнения данных нам государственных полномочий по сохранности культурного наследия. Составляем протоколы о нарушениях и соответствующие предписания, контролируем их соблюдение. Но для собственника мы не «судьи», а партнеры, ибо цель у нас общая – сохранить культурное наследие.
- На ваш взгляд, насколько успешно работают на эту же цель информационные надписи «охраняется государством» на памятниках культурного наследия?
- Уверена, что работают! В соответствии с федеральным законом почти на всех ОКН устанавливаются соответствующие информационные надписи о принадлежности объекта к категории «объект культурного наследия» с указанием его регистрационного номера и удостоверением в том, что он взят под охрану государства. Специалисты управления стараются своевременно уведомить собственников объектов о необходимости установки таких надписей. Приятно отметить, что нашими усилиями количество объектов без надписей идет на снижение, в последние годы работа по их установке значительно активизировалась и дает положительные результаты. Особенно это заметно по городам Кавминвод.
Тут можно напомнить, что законом предусмотрено уголовное наказание за причинение умышленного вреда объекту культурного наследия. Ведь наличие информационной надписи является свидетельством того, что человек видел, на какой объект он покушается. Так что у него уже нет возможности сослаться на незнание ситуации. И таким образом надписи помимо просветительского значения приносят еще и практическую пользу. Нам же всегда хочется надеяться, что информационные надписи остановят потенциальных правонарушителей: кто-то, прочитав надпись с «биографией» объекта и указанием его ценности, задумается, прежде чем совершать хулиганские действия.
- Управление планомерно занимается утверждением «предметов охраны», давайте поясним нашим читателям, что это означает.
- Речь идет о той особенности конкретного объекта, которая является основанием для включения его в государственный реестр. У каждого из наших объектов имеется определенный набор особенностей, требующих сохранения. Предмет охраны должен быть сохранен при проведении любых работ на объекте. К примеру, некий объект отремонтирован вроде бы красиво, однако с изменением предмета охраны. В данном случае можно говорить о причинении вреда объекту культурного наследия. Так что работа по предметам охраны чрезвычайно важна. В 2023 году нами утверждены 107 предметов охраны объектов культурного наследия. Часть из них осуществляется по заданию управления в рамках государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры», часть в обязательном порядке разрабатывается непосредственно владельцами объектов перед началом разработки проектно-сметной документации. Видоизменение объекта, в том числе изменение его интерьеров, в случае если не определен предмет его охраны, является нарушением закона. Вот почему перед началом ремонта объекту требуется предмет охраны, определяющий степень ценности неких элементов, возможности их изменений.
- Скажите, пожалуйста, для чего устанавливаются границы на территории объектов культурного наследия?
- Эти границы призваны обозначить территории, непосредственно занятые объектом культурного наследия и исторически или функционально с ним связанные. Границы подразумевают определенные ограничения, например, на территории памятника запрещено капитальное строительство. И даже если вдруг случилось самое плохое – произошел снос объекта, в границах его территории нельзя строить ничего нового, это четко предусмотрено федеральным законом. Это же касается запрета на различного рода пристройки к памятнику. Все это особенно важно применительно к архитектурным ансамблям, состоящим из нескольких зданий: там нельзя ничего капитально строить, за исключением воссоздания историко-градостроительной среды.
- Анна Владимировна, что собой представляют зоны охраны объектов культурного наследия?
- Это территории, непосредственно примыкающие к границам памятника, на которых устанавливается особый режим хозяйственной и градостроительной деятельности, направленный на сохранение памятника и его историко-градостроительной среды. Можно сказать, своего рода буфер между обычной жизнью города и памятником культуры… При этом имеют принципиальное значение высотность зданий в границах зоны охраны и то, какие материалы будут использоваться при строительстве. Мы оперируем тремя видами зон охраны – непосредственно охранная зона, зона регулируемой застройки и зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона – территория, где исторически не было никаких застроек, лишь предметы благоустройства – может быть, фонтан, скамейки, дорожки. Или наоборот, она изначально была занята конкретными историческими постройками и никаких новых зданий здесь быть не может. Любое строительство здесь должно быть направлено на сохранение историко-градостроительной среды, строгое воссоздание былых зданий. Примирить прошлое и настоящее призвана зона регулирования застройки, где в принципе новое строительство разрешается при условии его адаптации к исторической застройке.
- По вашему мнению, как влияет на поведение собственников объектов культурного наследия выдаваемые управлением охранные обязательства?
- Несомненно, позитивно! В последние три года управление проводит колоссальную работу по оформлению охранных обязательств на ОКН. В этих документах собственники предупреждаются о том, какие правила действуют при пользовании объектами, какие есть ограничения, какие обязательства накладывает сам статус объекта культурного наследия. Кроме того, в охранном обязательстве содержится план работы по сохранению объекта: предварительно наши специалисты оценивают техническое состояние ОКН и, если требуются ремонтно-реставрационные работы, прописывают сроки их проведения. По истечении этих сроков специалисты управления проводят надзорные мероприятия и уже по итогам выносят предписания, составляют протоколы или же выходят в суд с иском о понуждении к проведению работ по сохранению объекта.
И все же мы наблюдаем, как просветительская работа с собственниками объектов дает позитивные результаты. Как показала практика, многие собственники ОКН просто-напросто не владели информацией о находящемся в их владении памятнике. Хотя информация и вносится в Единый реестр объектов недвижимости, но именно выдача охранного обязательства как бы открывает собственнику глаза на необходимость проведения определенных мероприятий по содержанию объекта. Собственник получает знания и о границах территории памятника, и об охранных зонах. Управление сегодня оказывает социально значимую услугу по предоставлению информации о наличии или отсутствии на земельном участке ОКН ограничений, связанных с защитными зонами или зонами охраны памятников. Мы много работаем с муниципалитетами, ведем большую просветительскую работу, рассказываем об объектах культурного наследия и о том, что, прежде чем проводить какие-то работы на конкретной территории – мелиоративные, хозяйственные, земляные, лесопользовательские, – собственник должен убедиться, что на данном участке нет объекта культурного наследия. Более того, если такие есть на соседнем участке, это уже предполагает определенные меры обеспечения сохранности ОКН. Одним из важных ограничений являются защитные зоны: это не зона охраны, а некая временная категория, как знак того, что пока не будут установлены зоны охраны объекта, у него все-таки есть защитная зона, оберегающая его от капитального строительства. Информирование собственника о защитной зоне побуждает их к определенным действиям.
- Тут уже надо говорить о взаимодействии собственника с муниципалитетом? Их интересы смыкаются.
- Конечно, у муниципалитетов есть и прямая ответственность, и свои рычаги влияния. Они, безусловно, опираются на сотрудничество с управлением в совершенствовании градостроительных планов, в которых должны отражаться установленные нами ограничения, связанные с охранными мерами. Могу сказать, что мы видим положительные тенденции в отношении и органов власти, и собственников к историко-культурному наследию. Особенно в Ставрополе и городах Кавказских Минеральных Вод, где плотность исторической застройки существенно выше, чем по остальной территории края.
- В 2023 году начата реставрация ряда узнаваемых объектов культурного наследия. И она принесла некоторые приятные открытия, как это было в знаменитом кисловодском Курзале…
- Да, реставраторы обнаружили в интерьере здания многочисленные художественные изображения, которые сохранились под слоями краски на стенах внутренних помещений. С целью установления их историко-культурной ценности Министерством культуры Российской Федерации была образована специальная комиссия, которая пришла к выводам о подлинности росписей, их выдающейся архитектурной ценности и необходимости безусловного сохранения, в связи с чем будет проведена корректировка проектной документации. Понятно, что эти находки не входили в предмет охраны, поскольку о них ранее не было известно. Сегодня есть твердая нацеленность на сохранение уникальных ручных росписей. Выглядят они очень эффектно. Вообще всегда интересно увидеть приметы какой-то иной эпохи, тем более что создавали их талантливые художники.
- Объем работ по сохранению культурного наследия края впечатляет, но это значит и рост нагрузки на управление?
- Действительно, с увеличением числа оформляемых нами охранных обязательств соответственно возрастает и число надзорных мероприятий, которых иногда по одному объекту требуется не одно, а два-три. С каждым годом мы осматриваем все больше объектов, а мы это делаем постоянно по всему краю. Собственники порой не готовы нести бремя финансирования восстановительных работ. Мы понимаем, что возможности у всех разные и, несмотря на проводимую с собственниками разъяснительную работу, не все воспринимают ситуацию в правовом русле. В то же время необходимо подчеркнуть, что в целом отношение к объектам культурного наследия в значительной мере изменилось в положительную сторону. В частности, собственники интересуются богатой историей объектов, и это нередко стимулирует их стремление к восстановлению аутентичности ценных исторических элементов и деталей. И органы власти, включая заказчиков и застройщиков работ по благоустройству общественных пространств, сегодня гораздо активнее в разработке мер обеспечения сохранности при производстве соответствующих работ. Нам часто помогают специалисты, привлеченные со стороны, грамотные профессионалы - архитекторы, археологи, реставраторы. Особенно полезен их вклад в наши надзорные мероприятия. Как правило, все это неравнодушные люди с гражданской инициативой, их консультативные услуги очень важны. Так общество вовлекается в общее большое дело – реализацию государственной программы Ставропольского края «Сохранение и развитие культуры», сбережение сокровищ культурного наследия края.
8 мая 2024 года