На ставропольской сцене ожили герои веселой комедии
Очередной премьерой порадовал зрителя Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова: заслуженный деятель искусств России режиссер Валентин Бирюков поставил пьесу известного английского драматурга Рэя Куни «Люкс №13». С появлением этой постановки в афише театра усилилась не просто комедийная составляющая, но еще и прибавилось добротного жизнелюбивого позитива.
По признанию самого Валентина Бирюкова, выбор именно этой глубоко комедийной пьесы столь же глубоко сознателен, ибо продиктован идущим от сердца желанием сделать нынешнюю непростую жизнь как-то радостнее, оптимистичнее. Уверена, ставропольская публика по достоинству оценит и этот добрый режиссерский порыв, и само качество постановки. Поход в театр уставшему от будничных забот зрителю придаст бодрости, грустному - даст возможность несмотря ни на что улыбнуться, озабоченному - просто отвлечься и отдохнуть. А такой умный режиссер, как Валентин Бирюков, остро чувствует пульс современного общества, переживая сопричастность сегодняшним настроениям и событиям на своем личном опыте.
Пьеса Р. Куни уже весьма немолода по времени ее создания, но блистательно живуча, судя по многолетней востребованности театрами практически всего мира и России в том числе. Кстати, лет уже более двадцати назад опыт ее постановки был предпринят и у нас в Ставрополе, правда, тогда спектакль показывался только на малой сцене в фойе театра (с очень небольшим числом зрителей) и шел совсем недолго, успев запомниться, наверное, лишь старому поколению театралов. Так что теперь мы, по сути, заново знакомимся с героями комедии, которую назвать просто веселой явно недостаточно, настолько ярко высвечены в ней характеры персонажей и их взаимоотношения друг с другом, а в целом - с собственной совестью. Тот классически наглядный случай, когда смех безжалостно вскрывает саму суть человеческую, но делает это не больно, здесь театральная «хирургия» творит чудеса душевного оздоровления и героев, а прежде всего - сидящих в зале. Сквозь почти беспрерывный хохот, от которого даже немного устают мышцы лица…
Конечно, хохотом воздействие спектакля вовсе не исчерпывается! В том и прелесть хорошей комедии, что она волшебным образом обходится без нравоучительных «акцентов», без нарочитых смысловых «подтекстов» и «нагрузок», и однако же успевает задеть за живое. По жанру перед нами комедия положений в чистом, что называется, виде. Круговорот происходящих событий на протяжении двух часов ни на минуту не ослабевает в бурной динамике, с самого начала захватив наше внимание. Пересказывать сюжет «Люкса №13» - дело невозможное, бессмысленное и ненужное. Тут как бы даже и не сюжет вовсе, а калейдоскоп ситуаций - забавных, провокационных, почти фантастических в системе случающихся с героями совпадений-несовпадений. Показательно смешна даже типичность представляемого в лицах - типичный «политический деятель», типичный официант, типичные секретарь и секретарша, типично эффектная супруга депутата… Чувствуете, куда все клонится? Во-о-от…
А все это вывозит на себе прекрасный актерский ансамбль, направляемый опытной рукой постановщика так легко, так играючи, что может возникнуть обманчивое впечатление - дескать, тут и играть-то особо нечего, поскольку драматург заранее подготовил все необходимое для успеха, все прописал, все реплики придумал, всех расставил по местам. Что ж, он-то подготовил, это верно, недаром столько театров столько раз уже выдавали свои варианты «Люкса». Но варианты-то как раз и делают актеры! Наша ставропольская труппа вновь показала себя в наилучшем профессиональном творческом виде. Здесь практически каждый персонаж, даже самый что ни на есть эпизодический и типический, отчетливо индивидуален, выразителен и, я бы даже сказала - прекрасен. По-своему, разумеется.
Еще одной отлично сделанной работой пополнил свою творческую копилку заслуженный артист России Игорь Барташ, представший в «Люксе» в главной роли. Не так давно мы восхищались его также главным, психологически точно вылепленным героем в «Свадьбе Кречинского», и вот очередная творческая высота взята теперь уже на ниве комедийной. При всей огромной нагрузке на его персонажа, который практически не покидает сцену в течение всего спектакля, актер, виртуозно оперирующий большим текстовым материалом, поражает неутомимой энергией, он, безусловно, ведет за собой остальных, задавая темп и интонацию. Целый помощник премьер-министра некто Ричард Уилли, этакий лощеный денди, внезапно попавший в весьма щекотливую ситуацию, пытается спасти «лицо», а актер, придавая герою свои черты, одновременно словно забавляется происходящим со стороны, приглашая и нас подивиться человеческой дурости, циничному лицемерию, беспримерной трусости. И мы с удовольствием включаемся в увлекательный процесс разоблачения…
Вся команда спектакля живет единым слаженным организмом, в котором каждый винтик, то бишь исполнитель - на своем месте и в своем ключе. Среди них особенно хочется выделить Евгения Задорожного в роли неуклюжего, старательного, не шибко умного и очень наивного секретаря Джорджа Пигдена: в нем столько достоверности и искренности, что временами так и хочется от души пожалеть этого чудака-чудика, невольно вляпавшегося «в историю» стараниями своего шефа. Правда, бедолага при всем при этом умудряется найти свое счастье даже в таких неподходящих условиях: ну так на то он и чудик. Великолепен в образе нагловатого официанта Александр Сухарев, сумевший наделить своего героя столькими индивидуальными черточками, что каждое его явление на сцену уже вызывает оживление в зале. Актер с профессиональным упоением делает каждый свой выход собственным маленьким спектаклем, вполне гармонично вписанным в общую канву. Не менее находчив и неподражаем в представлении совсем уж небольшой роли управляющего отелем почетный деятель искусств Ставропольского края Владимир Петренко: тут и слов минимум, и выходов, а сколько точного юмора в повадке, интонации, жестах…
Женское созвездие спектакля украсили воистину очаровательные Ясения Фалина, Полина Полковникова, Ольга Клочко и Ольга Писаренко. Замечу: каждая очаровательна абсолютно по-своему! Есть этакая милашка-простушка без каких бы то ни было психологических затей, есть эффектная во всех отношениях женщина-вамп, есть даже монашеского вида мадмуазель с тайной нормальной женской мечтой «о нем», есть экстравагантная и вот уж ничуть не типичная хитрушка-затейница… Как же все это красочно, весело, задорно сделано, что просто только успевай любоваться этакому разнообразию.
Значительно меньше возможностей разве что у двух персонажей, доставшихся Александру Кошелевскому и Михаилу Подзолко, ну тут уж ничего не поделаешь, наверное, в каждой пьесе такие роли случаются. Однако и эти исполнители достаточно удачно и колоритно вписаны в общее приключение, ничуть не затерялись среди более заметных героев. Вообще в спектакле все и всё работает на результат. Как вкусное оформление сцены стараниями непревзойденного мастера своего дела заслуженного работника культуры РФ художника Леонида Чёрного, как столь же гармонично соответствующее единому духу постановки музыкальное оформление в трактовке почетного работника культуры Ставропольского края Евгении Сафроновой, как грамотное световое решение почетного работника культуры СК Константина Хоменко. Помимо яркой актерской работы особый вклад внесла Полина Полковникова, проявившая себя интересным хореографом. Вся эта дружная компания во главе с Валентином Бирюковым постаралась на славу, еще раз подтвердив важный закон театра - нет легких жанров! И развеселая комедия, разыгравшаяся в гостиничном люксе с невезучим тринадцатым номером, вобрала в себя огромную работу отличных профессионалов, дающих зрителю прекрасные часы отдохновения. А человеку так нужно хорошо отдохнуть, чтобы на завтра он мог с новыми силами браться за свои важные будничные дела, среди которых нет-нет да и улыбнется своим воспоминаниям о тринадцатом номере и его обитателях…
22 марта 2024 года