Ставропольцам рассказали краткую историю появления визитных карточек
Краткая история появления визитных карточек
Визитные карточки вошли в обиход землян более пяти тысяч лет назад. Вначале это были глиняные таблички и кусочки кожи, на которых писали имена и адреса купцов. Деловые визитки начали жизнь в Китае 2,5 тысячи лет назад. Тогда каждый чиновник должен был иметь бумажную визитку красного цвета, на которой указывались его имя и должность. Были и личные таблички с именем и целью визита, которые вручались хозяевам дома.
Само слово «визитка» произошло от французского visit, т.е. посещение. Основателем этикета вручения визитных карточек был король Франции Людовик XIV. Тогда в качестве визитной карточки использовали различные украшения и предметы роскоши, показывающие статус владельца. В Германии в XVIII веке появились первые печатные экземпляры визитных карточек, их имели очень богатые люди. Самым известным коллекционером карточек тогда был знаменитый поэт Иоганн Гёте. После распространения полиграфии визитками стали пользоваться люди, относящиеся к среднему классу.
Использование визитных карточек в России также имеет свою историю. В XIX - XX веках это было
регламентировано строгими правилами этикета. Визитки многое говорили о своих владельцах. Дворецкие, получив карточку, объявляли о приходе гостя и напоминали хозяевам о новых знакомствах и расписании ответных визитов. Вокруг визитки строился весь ритуал хождения в гости. Дворянин имел при себе запас визитных карточек. Заглядывая к кому-нибудь, он вручал свою карточку дворецкому, который клал ее на серебряный поднос для визитных карточек. Если хозяин был дома, дворецкий приносил ему карточку, чтобы тот подготовился принять гостя. Если же хозяина не было дома, дворецкий оставлял карточку на подносе до его возвращения.
Собираясь посетить дом, дворянин сначала оставлял визитку, а уже потом являлся лично. Если новый знакомый желал посетить его с ответным визитом, то сначала тоже посылал ему свою визитную карточку. Если карты не присылали или же присылали в конверте, это значило, что ответного визита не будет и видеть у себя того, кому она адресована, не желают. Это было дерзкой выходкой.
Дизайн визитной карточки был очень прост: в центре на ней писали имя владельца и его адрес. У врачей на карточке писали - доктор, у военных - звание, у служащих - чин. Было два типа визитных карточек - с адресом и пустым пространством вместо него. Эти карты были больше, на пустом месте писали приглашения на мероприятие. Имя на визитках прошлого писали тиснением и рукописным шрифтом. Такие карты считались элитными.
Порядок вручения карты, мода на ее оформление и шрифт часто менялись. Ритуал вручения и получения визитной карточки был очень сложным. Впервые посещая дом, дворянин вручал визитную карту каждой даме, живущей в доме. Карты женатого мужчины имели средний размер, холостого - маленький. Мужские карты были меньше женских визиток. Если дворянин, придя с визитом в дом к даме, узнавал о ее отъезде, но в доме находилась ее дочь, он оставлял свою визитку и уходил. Незамужняя девушка не могла в одиночку принимать мужчину, если они не были близкими друзьями, это считалось неприличным.
Загнутый правый верхний угол визитной карточки означал личный визит, загнутый левый верхний угол - поздравительный визит. Загнутый левый нижний угол - визит соболезнования, загнутый правый нижний угол - визит на прощание (при отъезде человека). Если в доме было много дам, дворянин загибал угол карты, обозначая свой визит всей семье.
Поздравительные визитки отдавали лично или передавали их вместо личного визита. К примеру, после свадебного торжества или рождения ребенка знакомые присылали семье поздравительные карты. Если на свадьбу приглашали только родственников и близких, жених отправлял свою холостяцкую визитку в конверте своим друзьям, с которыми хотел продолжить дружбу. Получив эти визитки, друзья в течение последующих 10 дней приезжали к новобрачным с визитом. После свадьбы друзья молодоженов отправляли им свои визитки, желая поддерживать связь.
Раньше в нашей стране визитные карточки считались прерогативой дипломатов и высших должностных лиц, но в последнее время они получили очень широкое распространение.
Современные визитки видоизменились, и к настоящему времени сложились общепринятые нормы оформления и использования визитных карточек. В основе этих норм и правил лежит понимание того, что визитка остается у вашего знакомого или делового партнера после встречи с вами и должна не только сообщать те сведения, которые на ней имеются, но и сохранять ваш имидж.
В наши дни карточки перестали быть только белыми. Их печатают на бумаге различных цветов, на пластмассе или даже на коже, активно используют графику, различные шрифты, делают складными. Деловым людям желательно не проявлять эксцентричности ни в выборе материала, ни в цвете. По-прежнему строгие требования предъявляются к оформлению визитных карточек в официальной и дипломатической сферах. Цветные и необычные карточки остаются уделом художников, фотографов, коммивояжеров, работников сервиса и рекламных агентов. Визитные карточки секретарши и генерального директора различаются между собой качеством бумаги, размером и техникой исполнения.
Визитные карточки широко используются не только в представительских целях, но и для выражения добрых чувств, поздравлений, соболезнований и т.д. Их отправляют вместе с поздравительной открыткой, небольшим письмом. Визитная карточка с теплыми словами, приложенная к букету цветов, - это красивое выражение признательности врачу, сантехнику, артисту, художнику или просто доброму знакомому в особый для него день. Но в первую очередь их используют при знакомстве - очном или заочном.
Визитки не носят в карманах брюк, джинсов, пиджаков. Неприлично доставать визитку для вручения собеседнику из карманов. Для этого должна быть специальная визитница. Если ее нет, то визитку можно положить в кошелек, кейс, блокнот или папку и подавать оттуда.
Визитки не вручают во время застолий, за исключением деловой встречи в ресторане.
На поданную визитку считается неприличным не ответить подачей своей.