Многоликий Кавказ предстал перед посетителями выставки в Невинномысске
Многообразие жанров, стилей, техник, взглядов и одна всеобъемлющая тема. Все это - масштабный исследовательский проект Ставропольского регионального отделения Творческого союза художников России.
Он называется «Кавказ как теменос, или Святое подворье России». Очередную выставку в рамках многолетнего цикла принял Невинномысский историко-краеведческий музей. «Топография пространства» - такова тема экспозиции, состоящей из шестидесяти работ. В каждой заложен глубокий смысл, сложное содержание.
Не случайно автор и организатор проекта почетный член Российской академии художеств Александр Рубец при открытии очередной выставки цикла обязательно подчеркивает, говоря о творениях мастеров: «Для того чтобы воспринимать их, нужно иметь определенную подготовку, уметь видеть, думать, рассуждать». Действительно, уже само название обширной экспозиции требует определенной расшифровки.
Термин «теменос» многозначен. Это и участок храма, и священное место, и, в более широком понимании, любое огороженное пространство, где живет бог. Вся древняя земля Кавказа, по мнению художников, чьи работы представлены в невинномысском музее, является сакральным местом.
Конечно же, у каждого автора свой взгляд, свое видение, своя философия. Вот картина И. Шипилина «Сумерки в Фиагдоне». Контуры старинной полуразрушенной башни, человека, гор размыты, все окутано какой-то белесоватой дымкой. А вот как увидел и отобразил те же места А. Бабич в своей работе «Вечернее солнце. Фиагдон». Настроение совсем другое! Большую часть картины занимают громады гор, они буквально подавляют своим величием. Быстрая речка на переднем плане напоминает о неумолимо текущем времени и о том, что пройдут тысячи, миллионы лет, а скалистые пики будут так же величественны и непоколебимы.
Значительная часть работ, представленных в невинномысском музее, выполнена в технике горячей эмали, которая очень трудоемка и требует от творца терпения, огромной концентрации внимания. Представьте, сначала на подготовленную металлическую основу выкладывается рисунок тонкой проволокой, в ячейки потом наносится размельченная влажная смесь - стекло со специальными добавками. При высокой температуре эмаль обжигают в муфельной печи. Далее по обожженной основе осуществляется прописка керамическими красками, которые также обжигаются при температуре до 850 градусов. Права на ошибку в ходе всех этих сложных операций у художника нет.
Кропотливый труд и вдохновение дают потрясающий результат. Глубокие, яркие, «космические» цвета эмали как нельзя лучше передают синеву кавказского неба, буйство зелени, четкие контуры гор с голубыми массивами ледников. От работ «Стихия» (М. Радько), «На восходе» ( О. Польшина) и многих других буквально невозможно оторвать взгляд.
Не мною сказано: творить шедевры возможно лишь, когда душа художника готова наполнить полотно светом. Тогда и только тогда можно достучаться до человека в человеке. В каждой из представленных на выставке работ виден этот свет, передающийся благодарным гостям выставки. Один из которых не случайно, выражая общее мнение, оставил такую прочувствованную, искреннюю запись в книге отзывов невинномысского музея: «Душа радуется от созерцания этих прекрасных работ».
18 ноября 2023 года