Более 200 тысяч услуг СФР получили ставропольцы в беззаявительном режиме
С начала года жители Ставрополья получили более 200 тысяч услуг Социального фонда в беззаявительном режиме. Какие услуги ведомства сегодня можно получить автоматически и как СФР совершенствует их предоставление, рассказывает управляющий краевым Отделением СФР Елена Долгова.
- Елена Васильевна, все чаще и чаще мы слышим термин «проактивные услуги». Расскажите, что это значит и в чем разница между проактивными и электронными услугами?
- Электронные услуги - это те, которые граждане могут оформить и получить дистанционно, не выходя из дома, на портале госуслуг. Для удобства жителей Ставрополья 44 услуги и 116 сервисов Социального фонда переведены в электронный формат. Они охватывают практически все направления деятельности фонда, включая пенсии, больничные, социальные выплаты, пособия семьям с детьми, меры поддержки семьям военных, выплаты по уходу за гражданами с инвалидностью и пожилыми.
Кроме этого, на портале каждый гражданин может проверить электронную трудовую книжку и узнать сведения о состоянии своего пенсионного счета. Граждане с инвалидностью и их представители могут получить технические средства реабилитации, зарегистрировать автомобиль для парковки на специальных местах и оформить путевку в санаторий для лечения.
В большинстве случаев от гражданина требуется только подать заявление, а отделение фонда уже самостоятельно сделает все запросы в профильные ведомства, а затем вынесет решение и назначит ту или иную выплату.
Так, например, с прошлого года для назначения страховых пенсий по старости гражданам достаточно подать заявление на портале госуслуг, проверить все данные и согласиться с назначением пенсии. Она будет назначена фондом в автоматическом режиме по сведениям индивидуального лицевого счета гражданина.
Отмечу, что более 87% заявлений в краевое отделение СФР поступает в электронном виде.
Для получения проактивных услуг гражданам даже не нужно подавать заявления. При наступлении определенной жизненной ситуации фонд автоматически назначает положенные гражданину меры соцподдержки и информирует его о назначении выплаты.
Необходимые сведения для оказания услуг гражданам специалисты отделения получают самостоятельно из имеющихся данных или государственных информационных систем в рамках межведомственного взаимодействия.
- Какие услуги на сегодняшний день уже переведены в проактивный формат?
- Беззаявительно на основании сведений ЗАГС Отделение СФР оформляет сертификаты на материнский капитал, СНИЛС новорожденным детям. Проактивно назначаются пенсии по инвалидности, решение об их назначении принимается по данным бюро медико-социальной экспертизы. Кроме того, гражданам с инвалидностью специалисты автоматически назначают ежемесячную денежную выплату и набор социальных услуг, включающий лекарства и медицинские изделия, а также путевку и проезд в санаторий.
Без заявлений от граждан устанавливаются федеральные социальные доплаты к пенсии, оплачиваются листки нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, выплачиваются единовременные пособия при рождении ребенка.
С начала текущего года Отделение СФР оформляет выплаты медицинским работникам. Им также не нужно подавать никаких заявлений, т. к. выплата предоставляется на основании данных медицинских организаций. По итогам каждого месяца медучреждения формируют реестры работников, которые имеют право на получение выплаты, и передают информацию фонду в электронном виде. В реестре, наряду со сведениями о работнике, также указывается сумма назначаемой выплаты и данные, по которым она рассчитана.
Хочу также отметить, что в этом году СФР начал беззаявительное информирование граждан о сформированных пенсионных правах. Из сообщений фонда люди узнают о накопленном страховом стаже и заработанных пенсионных коэффициентах. Также там указан размер пенсии, рассчитанный по этим показателям, и имеющаяся сумма пенсионных накоплений. Такие данные позволяют гражданам контролировать переданные работодателями сведения о пенсионных отчислениях и заранее оценить свои пенсионные права.
Проактивные уведомления поступают жителям края в личный кабинет на портале госуслуг раз в три года. Женщины получают такую информацию начиная с 40 лет, мужчины - с 45 лет. Тем, у кого нет регистрации на госуслугах, данные о формировании пенсии всегда доступны в клиентских службах Отделения Соцфонда.
Кроме того, СФР информирует граждан и о положенных им мерах соцподдержки. В частности, о выплатах, доступных в связи с рождением ребенка, получением гражданином инвалидности и т. д.
- Услуги онлайн - это, безусловно, хорошо, но есть и довольно консервативные граждане, не доверяющие электронике или не умеющие пользоваться порталом госуслуг. Как они получают услуги фонда?
- Каждый гражданин вправе выбирать, как ему удобно получить ту или иную услугу. Если человек по какой-то причине не может оформить заявление в электронном виде, то это всегда можно сделать лично в клиентской службе Отделения СФР или ближайшем офисе МФЦ.
В нашем крае клиентские службы ОСФР есть во всех районах. В каждой из них есть цифровые зоны самообслуживания для клиентов. Гостевые компьютеры в цифровых зонах помогут в тех случаях, когда нет возможности воспользоваться электронными услугами из дома или когда запись в клиентский офис на ближайшие дни заполнена, а получить услугу надо.
В цифровой зоне посетителям доступны не только простые услуги типа выписки по выплатам или справочной информации, но и подача полноценных заявлений о назначении пенсий и социальных пособий.
Пошаговые инструкции и специалисты клиентской службы при необходимости помогут посетителям получить услуги, в том числе сделать учетную запись на портале госуслуг.
- Как жители края могут получить информацию об услугах фонда и куда следует обращаться, если есть вопросы?
- Обо всех услугах СФР можно узнать на официальном сайте ведомства. Вся информация о выплатах и льготах разделена по категориям и разделам, поэтому найти нужную не составит труда. Сведения также можно получить на портале госуслуг, заказав выписку о назначенных мерах социальной поддержки, а также выписку о состоянии индивидуального лицевого счета.
Получить ответы на вопросы можно, лично посетив клиентскую службу ОСФР или позвонив на номер единого контакт-центра фонда 8-800-1-00000-1.
Задать вопросы можно также в официальных сообществах краевого Отделения СФР - в социальных сетях «ВКонтакте», «Телеграм» и в «Одноклассниках».
18 ноября 2023 года