У дорожников Ставрополья сезон круглый год
Качество дорожной сети на Ставрополье из года в год становится лучше. И это касается не только артерий регионального значения. Повышенное внимание по поручению губернатора Владимира Владимирова уделяется состоянию местных, в том числе сельских дорог.
О ситуации в отрасли рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа.
- Евгений Викторович, какие крупные проекты реализованы на Ставрополье в этом году?
- Из крупных значимых для транспортной инфраструктуры объектов 2023 года следует отметить ремонт дороги на обходе Буденновска протяженностью более девяти километров. Новое качество покрытия сделало дорогу более востребованной и позволяет избежать заторов, возникающих в городе из-за большого количества крупногабаритного транспорта, улучшить экологическую ситуацию, повысить безопасность движения, сделать путешествие более комфортным. Надо учитывать и логистическую значимость данного участка: дорога соединяет Нефтекумск, Калмыкию и Дагестан с городами Кавказских Минеральных Вод и другими субъектами Северного Кавказа.
Удобной для поездок стала и другая важная для буденновцев дорога на участке Орловка - Виноградный - Доброжеланный, которая не только связывает между собой несколько населенных пунктов, но и пересекается с магистралями, ведущими в столицу округа и крупные города края.
В ряду сданных в этом году объектов находится приведенный в нормативное состояние 16-километровый участок региональной дороги Новопавловск - Крупско-Ульяновский, что в Кировском округе. Обновление дорожного полотна улучшило транспортное сообщение с районным центром и упростило подъезд к социально значимым объектам.
Закончен ремонт автодороги на одном из въездов в город-курорт Ессентуки общей протяженностью почти четыре километра.
Конечно, в первую очередь работы завершены на территории Ставропольской городской агломерации, которая объединяет ближайшие территории вокруг Ставрополя. Общая протяженность дорожной сети агломерации составляет 1789 километров. В состав Ставропольской агломерации входят: город Ставрополь - ядро агломерации, города Невинномысск и Михайловск, а также Изобильненский, Кочубеевский, Труновский, Шпаковский, Грачевский округа.
Ежегодно уделяется повышенное внимание приведению в нормативное состояние значимых для ставропольцев дорог, расположенных в двухчасовой маятниковой доступности трудовой миграции с ядром Ставропольской городской агломерации - Ставрополем. Нам важно, чтобы дороги здесь соответствовали актуальной интенсивности движения, которая в пределах агломерации на отдельных участках сегодня составляет более 40 тысяч автомобилей в сутки. Реализация запланированного комплекса мероприятий сокращает время нахождения в пути, делает путешествие более комфортным и безопасным для всех участников движения.
Ремонт на этих территориях и ряде других объектов был осуществлен в рамках реализации регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть Ставропольского края» нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».
В этом году на мероприятия регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть Ставропольского края» предусмотрено финансирование в сумме более 3,5 миллиарда рублей (из них из федерального бюджета - 1,1 миллиарда рублей, краевого бюджета - 2,4 миллиарда рублей, местных бюджетов - 0,9 миллиарда рублей).
На эти средства в нормативное состояние будет приведено 66 объектов дорожной инфраструктуры общей протяженностью более 170 километров, 55 из них уже сданы в эксплуатацию. На остальных работы завершаются. Окончательные итоги года еще предстоит подвести. Но уже на начало ноября готовность дорожных объектов в рамках реализации регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть Ставропольского края» нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» составляет 97 процентов.
Дорогам на Ставрополье уделяется серьезное внимание. Губернатор Владимир Владимиров неоднократно подчеркивал, что от качества транспортной инфраструктуры во многом зависит инвестиционный потенциал региона. Правительство планомерно работает над тем, чтобы передвижение по краю становилось комфортным, удобным, продуманным, безопасным.
- Что касается безопасности: как вы прокомментируете состоявшееся недавно внедрение третьего этапа интеллектуальной транспортной системы на Ставрополье?
- В Ставрополе и на территории Ставропольской городской агломерации завершен третий этап создания интеллектуальной транспортной системы края. Итак, что это такое? ИТС - это комплекс подсистем, которые, дополняя друг друга, выполняют функции автоматизированной системы управления дорожным движением.
Обратимся к конкретике. Выполнены модернизация 51 светофорного объекта, дооснащение 16 светофоров, которые подключены к центру управления дорожным движением. Специалисты заменили дорожные контроллеры на светофорных объектах, настроили их на удаленное управление, что обеспечивает изменение фазного расписания, загрузку сигнальных планов дистанционно.
На дорогах краевой столицы размещены детекторы транспорта, что позволяет в режиме реального времени отслеживать транспортные потоки и корректировать работу светофорных объектов, исходя из фактической загруженности улично-дорожной сети.
Кстати, в рамках третьего этапа внедрения ИТС заработала также подсистема метеомониторинга.
Главная цель внедрения интеллектуальной транспортной системы - автоматизация процессов управления дорожным движением и, как результат, повышение пропускной способности и безопасности на дорогах для всех участников движения. Короче говоря, это большой современный набор инструментов, который необходим для крупных городов, где каждый год автомобилей на дорогах прибавляется. Конечно, это не единственная практика для разгрузки пробок на дорогах.
- Евгений Викторович, известно, что региональный дорожный фонд в этом году достиг рекордного значения и составляет 18 миллиардов рублей. Есть в крае дороги регионального значения и местного значения. Как между ними распределяются средства?
- Всего в этом году предстоит обновить более 700 километров дорог, из них на местные дороги приходится протяженность в 400 километров. Половина средств дорожного фонда, то есть 9 миллиардов, выделена на приведение в нормативное состояние именно местных дорог. По поручению губернатора Владимира Владимирова приоритеты, так сказать, поровну. Стоит задача создать для жителей сельских территорий комфортные и благоприятные условия, чтобы как можно больше людей оставались жить на малой родине, которой они очень нужны.
Чтобы было так, важно обеспечить доступность социально значимых объектов - это детские сады, школы, больницы, спортивные объекты. Поэтому ремонт дорог практически всегда проводится комплексный, то есть предусмотрены не только укладка свежего дорожного полотна, но и установка барьерных ограждений, новых дорожных знаков, светофоров, приведение в порядок тротуаров, автобусных остановок.
Вот примеры. Завершены ремонтные дорожные работы в Грачевском округе. В частности, местные жители получили новую качественную межпоселенческую дорогу «село Сергиевское - поселок Чкалова». Теперь меньше времени проводят в пути школьный автобус, «скорая помощь», другой транспорт.
Закончен ремонт 12 участков дорог местного значения в Невинномысске. Обновлена дорожная одежда, обустроены тротуары, осуществлено устройство парковок и замена люков. В целях безопасности дорожного движения установлены дорожные знаки, фонари, искусственные неровности, нанесена свежая дорожная разметка.
В Труновском округе в селах Труновском и Донском с 1 сентября стали более комфортными дороги в школу для учащихся и их родителей.
- На каждой прямой линии губернатора звучали «дорожные» вопросы. Какая работа проводится министерством по их итогам? В частности, были обращения, касающиеся дороги, соединяющей село Каясула и аул Тукуй-Мектеб в Нефтекумском округе…
- Что касается названного вами объекта, работы велись с 2022 года. Проходили в два этапа. На первом этапе больше шести километров сделано. В текущем году - почти семь километров. Там же идет капитальный ремонт моста протяженностью больше 50 метров через канал на автомобильной дороге Иргаклы - Абрам-Тюбе. Завершение работ и ввод объекта в эксплуатацию планируется до конца дорожного сезона.
Звучали жалобы из Красногвардейского округа. Это касалось дороги Преградное - Медвеженский - Новомихайловское. Да, надо признать, что работы здесь несколько затянулись, в том числе из-за неблагоприятных погодных условий в прошлом году. К концу сезона объект будет завершен.
Через село Уваровское проходит дорога регионального значения Серноводское - Стодеревское - Уваровское. Капремонт нескольких участков здесь уже выполнен. В 2024 году запланирован ремонт еще двух участков этой дороги.
В соответствии с обращениями граждан в этом году появилось освещение на участке дороги регионального значения Ставрополь - Александровское - Минеральные Воды.
Все вопросы, которые поступают на прямую линию губернатора Владимира Владимирова и касаются работы нашего ведомства, фиксируются, принимаются необходимые меры.
- Один из важных критериев оценки качества - доля дорог, находящихся в нормативном состоянии. Наш край, как известно, по этому показателю находится в числе лидеров среди российских регионов.
- По итогам всех реализованных мероприятий в 2022 году доля автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, составила 79,93 процента при плановом значении 78,06 процента (что на 1,87 процента превышает плановое значение). Доля дорожной сети городской агломерации, находящейся в нормативном состоянии, составила почти 87,55 процента при плановом значении 82 процента (что на 5,5 процента больше плановой отметки).
В 2023 году доля региональных дорог, соответствующих современным требованиям, составляет более 80 процентов, что превышает плановые значения.
Доля дорожной сети Ставропольской городской агломерации в нормативном состоянии, по данным на начало ноября, составила 89 процентов при плановом значении 85 процентов.
Всего по состоянию на начало ноября 2023 года в нормативное состояние приведено и введено в эксплуатацию более 455 километров дорог регионального и местного значения из 700 запланированных в этом году. До конца 2023-го все ремонтные работы будут выполнены в полном объеме.
- Евгений Викторович, какие задачи у миндора края на первом плане сегодня?
- Все, как говорится, по сезону. Готовимся к зимнему периоду. Необходимо обеспечить качественный уход за дорогами во время гололеда, снегопадов. Дорожные предприятия заготавливают песчано-соляную смесь, ремонтируют снегоуборочную и другую технику, без которой не обойтись.
У дорожников сезон круглый год. Конечно, готовим уже сегодня необходимую проектно-сметную документацию для объектов будущего года. На это же нацеливаем муниципальные образования. Раскачиваться некогда - это главная установка губернатора Ставрополья. Чтобы все успеть в запланированные сроки, важно начать реализацию планов 2024 года с первыми погожими днями.