16:45, 29 сентября 2023 года

Ставропольские путешественники: Геленджик – праздник души

Город, где есть всё

Перегревшись в жарком августовском Ставрополе, мы с супругой решили поехать на море немного охладиться и переждать жару. Однако, приехав в Геленджик, попали в те же 32 градуса и абсолютный штиль.

Геленджик мы давно относим к лучшим курортам мира, и хотелось посмотреть, что изменилось в нем за последние два года нашего отсутствия. С удовольствием отметили, что город стал еще красивее и благоустроеннее. Чувствовалось, что наши предприниматели стали вкладывать в него свои денежки. Появились новые кафе и гостиницы, масса новых хороших и недорогих столовых, новые развлечения. Городские пляжи очень благоустроены. На них есть все - раздевалки, туалеты, души и питьевые фонтанчики, зонты, бунгало и солярии, лежаки и деревянные трапы-дорожки. На пляже дежурит врач, который при необходимости оперативно окажет профессиональную помощь. Так что отдых в России на самом высоком уровне!

К сожалению, от недостатка информации некоторые люди говорят о загрязнении Геленджикской бухты сточными и фекальными водами. На самом деле Геленджик имеет подземную напорную систему отвода этих стоков в очистительные сооружения на Толстом мысе. После механической, химической и биологической очистки вода отправляется в открытое море. Бухта остается чистой.

Проблемы с размещением в городе тоже не существует. Здесь можно найти варианты от комнаты в частном секторе за 500 рублей в сутки до лучшего пятизвездочного отеля на Черноморском побережье России за 25000 рублей в сутки.

Ближайший городской пляж находился в трех минутах ходьбы от нашего мини-отеля. Спускаемся к пляжу. Ласковый песок, чистота, благоустроенность с бесплатными для инвалидов лежаками и зонтами сделали наш отдых на нем еще привлекательнее.

На зависть Французской Ривьере

Обратимся к нашему личному рейтингу Геленджика среди мировых курортов. Так случилось, что одному из авторов этих строк довелось отдыхать на пляжах Франции, Италии, Испании, Португалии и других стран. Первый раз, попав на пляжи Ниццы и Канн, испытал настоящий шок. Я привык к тому, что на пляжах даже крохотных черноморских сел в России есть раздевалки, туалеты, зонты, лежаки, души, дежурные спасатели, врачи и так далее, а рядом с пляжами идет бойкая торговля мороженым, прохладительными напитками, пиццей, шаурмой, хычинами и вкусной выпечкой.

Ничего подобного на французских пляжах я не увидел! Люди расстилали свои полотенчики на пляжной крупной гальке в Ницце или на песке в Каннах, и это были все удобства и комфорт в одном флаконе!

Но вернемся на замечательно красивую и бесконечно длинную набережную Геленджика, на наш взгляд, одну из лучших на планете. Проходя по ней, наслаждаешься не только красотой сосен и бесчисленных клумб, но и замечательными ароматами. На многие километры по набережной тянется специальная велодорожка, вдоль нее установлены спортивные тренажеры, детские площадки. Очень красят набережную персонажи детских сказок - Русалка на ветвях дуба, Ученый Кот под дубом тем, другие замечательные скульптуры и малые архитектурные формы. На набережной остро ощущаешь, что попал в город-праздник, в котором все тебе рады.

Голицынские шампанские подвалы

Геленджик предлагает огромный выбор вариантов развлечения и отдыха. В городе работают две канатные дороги. На вершине горы установлено высокое колесо обозрения, откуда виден даже Новороссийск. Здесь есть океанариум и дельфинариум, сафари-парк. Капитаны яхт, баркасов и катамаранов предлагают морские прогулки и рыбалку в открытом море с купанием. Из Геленджика можно совершить интересные поездки в соседний Новороссийск, Абрау-Дюрсо, Кабардинку или Дивноморск. Здесь можно полетать на воздушном шаре, покататься на лошадях, джипах, квадроциклах, багги и скутерах, заняться дайвингом, серфингом или парусным спортом. Поплавать на САП-бордах рядом с дельфинами (САП-борд - это такая доска для плавания, которая технически похожа на доску для серфинга. А плавать на ней с помощью весла легче, чем заниматься серфингом). Два аквапарка и парки аттракционов и развлечений - тоже прекрасные места для отдыха.

Мы отправились на экскурсию в Абрау-Дюрсо на завод шампанских вин и там приступили к знакомству с тайнами единственного в России производства шампанского по французской технологии с выдержкой в горных тоннелях. Посетили знаменитые километровые Голицынские погреба, вырубленные в скале еще во времена князя Голицына, где хранятся сотни тысяч бутылок искрящегося чуда. В год отсюда в продажу уходит больше 54 миллионов бутылок шампанского. Завершением экскурсии стала дегустация восьми шампанских вин. Выкупавшись в прохладном озере Абрау с пресной водой, мы поспешили на вечернее купание в теплом море Геленджика.

Проезжая через Новороссийск, поразились размерам самого крупного торгового порта России, количеством портальных кранов и кораблей, пришвартованных и стоящих на рейде. Заехав на мемориал «Малая Земля», почтили память погибших моряков и солдат Красной армии, героически сражавшихся на этой земле. Следующим объектом нашего внимания стал самый большой крейсер в Черном море - филиал Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого «Михаил Кутузов». Его длина 210 метров, ширина 23 метра, высота 52 метра, а экипаж состоял из 1200 моряков и 600 десантников. Мы совершили путешествие по кубрикам и кают-компаниям крейсера, узнали много нового о быте моряков, о сложностях морской службы, истории и характеристиках крейсера. Вернулись в Геленджик на вечернее купание, которое освежило нас и разбудило желание утром отправиться в очередное путешествие.

Дольмены и водопады Жане

Рано утром, проехав всего 15 километров по красивой торной тропе мимо продавцов орехов, меда, сыра, вина и сувениров, мы подошли к первому дольмену. Построили его древние строители еще в III-II тысячелетиях до нашей эры. Через 30 минут мы вышли к первому водопаду «Чаша любви». Искупавшись в хрустальной воде этой чаши и сфотографировав все остальные водопады, пообедали в густой тени деревьев и двинулись в обратный путь.

Очередное утреннее посещение пляжа было похоже на «обязаловку». Поэтому уговорил жену на следующий день еще раз пропустить утреннее купание и поехать на форельную рыбалку в село Кабардинка.

Форельная рыбалка

Получив спиннинги и горсти кукурузы «бондюэль», мы начали ловлю форели. Вода была абсолютно прозрачна, и малейшие движения рыб были отчетливо видны. Надеясь на быстрый успех и не ожидая подвоха, мы подводили крючки с насадкой к самому рту рыбы, но она пренебрежительно отворачивалась. В воде плавали десятки форелей и осетров от 400 граммов до четырех килограммов, и все они вели себя одинаково! Такое пренебрежение нашей насадкой требовало объяснения, и я попробовал кукурузу на вкус. Она оказалась превосходной! Сбросив ее остатки с ладони в воду, я удивился резвости форели. Десяток рыбин бросилось к падающей кукурузе, а некоторые хватали ее на лету. После этого зрелища мы удвоили наши усилия - меняли глубину и стили проводки, однако ритмичные и хаотичные подергивания наживки не приводили ни к какому результату. Ничего не заставляло рыбу заглотнуть нашу наживку, зато брошенную кукурузу она хватала на лету. Вдруг какая-то проголодавшаяся рыбина резко потянула мой спиннинг в сторону. Вытащив ее из воды и уложив в ведро, продолжили наши хитрости. В результате поймали четыре форели, которую здесь же и пожарили. Две из них съели немедленно.

Море и добыча

Когда мы прогуливались по набережной возле центрального пирса, нас остановила белокурая пиратка. Она вручила нам приглашение, от которого было нельзя отказаться. Мы ступили на борт красивой шхуны и отправились на морскую рыбалку в открытое море. Умело работая штурвалом и эхолотом, боцман нашел косяк рыбы и бросил якорь. Получив спиннинги и насадку, мы приступили к захватывающему процессу морской рыбалки. На спиннингах было по пять - шесть крючков и небольшой груз. Матрос рассказал о несложной технологии лова ставриды. В итоге за полтора часа мы наловили больше килограмма ставриды. Жареная ставрида оказалась на вкус просто замечательной! Рыбалка удалась!

Прощание со сказкой

Прощальный день в Геленджике решили провести на пляже. Температура воды +27, воздуха +26 градусов, при отсутствии ветра делали наше прощание с морем приятным и надолго запоминающимся. Вдоволь накупавшись и погревшись на песочке, отправились на прощальную прогулку по великолепной набережной. День плавно перешел в тихий, теплый и ласковый вечер. Солнце зашло, город украсился иллюминацией и многочисленными огнями, казавшимися праздничными.

Ночной Геленджик провожал нас красивыми блюзами и прекрасным пловом в узбекском ресторане. После ужина с пирса мы выбросили ненужные теперь монетки евроцентов в море, чтобы, по поверию, вернуться сюда в очередной раз... Отдых в России удался!

Путешественники Алексей и Наталья БОЯРСКИЕ
«Геленджик – праздник души»