Ставрополец построил навес для отдыхающих на берегу Маныча
Нынешнее лето в Апанасенковском районе по традиции выдалось знойным, обитатели соцсетей то и дело выкладывали фотографии градусников: воздух нагревался выше 40 градусов, на почве тем временем жара достигала шестидесяти. Но люди, утомленные солнцем, знают, где искать спасение – в водах здешней реки Маныч.
Особенно популярен пляж примерно в 40 километрах от районного центра Дивное. Но ближе всего добираться до спасительной влаги жителям села Манычского – с десяток километров. Знаменито это местечко своей лечебной грязью и горько-соленой водой. А еще тем, что здесь есть где укрыться от палящего солнца – на берегу кто-то построил огромный, на 200 или более квадратных метров металлический навес, уложил под ним тротуарную плитку, соорудил стол на всю длину и скамейки.
В Манычском никто уж и не припомнит, когда пошла мода принимать грязевые ванны – даже 90-летние старики рассказывают, что их еще маленькими детьми приводили или приносили на берег Маныча родители. Лечили в соленой воде практически все недуги.
Живы эти традиции и по сей день. Даже в будни на берегу одномоментно можно увидеть два-три десятка припаркованных автомобилей. Праздные купальщики могут себе позволить длительный отдых, занятые же ограничиваются парой часов и – домой, к огородам и скотным дворам.
Минерализация в реке просто зашкаливает – в два, а порой и в три раза выше, чем в Черном море, и больше, чем в банке с огурцами. Держаться на воде очень легко – она выталкивает на поверхность даже самые не способные к плаванию тела. Но если вы случайно прозевали волну и нахлебались воды, это только на благо носу и горлу. Многие увозят с собой бутылки рапы для полосканий.
Но самое экзотическое действо происходит на берегу. Стар и млад стараются отыскать грязевые воронки и как следует выпачкаться в черной жиже, жутко пахнущей сероводородом. Это народ лечит свою опорно-двигательную систему. А заодно кожные заболевания, желудочно-кишечный тракт, нервы – в общем, все болезни. Аппликации порой накладывают такие, что нетронутыми остаются только глаза. Погрелся на солнышке минут двадцать - и в воду на часок, а потом под навес. Самое время рассказать об истории его строительства.
Арсен Магомедалиев вырос неподалеку в степи, на чабанской ферме. Родители всю жизнь ухаживали за колхозными овцами, были неизменно в передовиках. Дочка и пятеро сыновей, насколько хватало детских сил, им во всем помогали, особенно во время каникул. А наградой после трудов праведных было купание в Маныче. Река тогда была полноводной и, по воспоминаниям, еще более соленой. Все бы хорошо, да спрятаться на берегу от палящего солнца было негде. А оно нещадно палило бритые мальчишеские головы и облезлые плечи.
- Хотелось найти хоть какое-то укрытие, чтобы поваляться в тени, - рассказывает Арсен, - но на солончаках деревья не растут, а шалаш из камыша быстро разлетался по ветру.
В общем, для счастливого детства не хватало только крыши над головой.
А крыша появилась гораздо позже, когда Арсен заработал свои первые серьезные деньги в чабанском штате отца. На всю годовую зарплату он накупил стройматериалы и осуществил свою мечту. Работали с братьями и зятем несколько месяцев, делали все своими руками – лопатой, кувалдой, болгаркой, сваркой. Наконец, все было готово – навес, раздевалка, туалет и даже антивандальный мангал с поленницей дров.
Народ не понимал Арсена – одни крутили пальцем у виска (за эти деньги можно было купить неплохой домик в райцентре, а сам он жил тогда в съемной землянке), другие подозревали, что он собирается сделать пляж платным. Но время шло, купальщики ставили свои машины в тень, пировали за огромным столом, а плату за удобства никто и не собирался взимать.
Всем все нравилось, все хвалили неизвестного благодетеля за такой подарок. В основном заочно, ведь большинство отдыхающих были приезжие. Одно нехорошо – после бурного отдыха оставалось много мусора. Однако к концу дня приезжали какие-то люди и на глазах пирующих убирали пустые бутылки, грязные салфетки и прочий мусор. И, наверное, кому-то за столом в эти моменты становилось стыдно.
А потом один за другим вдруг стали исчезать бревенчатые подставки из-под скамеек – их раскололи на дрова. На помощь пришел начальник единой дежурно-диспетчерской службы Апанасенковского муниципального округа Василий Шпаков со своей командой. Как-то после рабочего дня они привезли на пляж антивандальную пропитку для дерева – шашлык из таких дровишек будет безнадежно испорчен. Покрасили бревна, скосили траву. С мусором вопрос решился сам собой – все-таки усовестили Арсен с братьями (причем молча) сорильщиков, в основном народ теперь увозит тару и объедки с собой.
…Лето уже помахало нам рукой, и в последние жаркие деньки местный и приезжий люд спешит на здешнее «Мертвое море». Как рассказала начальник территориального отдела села Манычского Татьяна Терзиман, география отдыхающих впечатляет. Автомобили с калмыцкими, ростовскими, московскими номерами здесь не редкость. Одна семья с Алтая ежегодно ездит сюда с советских времен, тогда у них была старенькая «Победа», а теперь уже иномарка. Еще приезжает набираться солнечной энергии шаман из Бурятии и живет на берегу в палатке целый месяц. Бывают и иностранцы - из наших бывших республик. Кайтсерфингисты очень любят здешние акватории - не раз бороздила манычские воздушно-водные просторы команда увлеченных людей из многих регионов России под руководством ставропольчанина Николая Ветрова. О нем наша газета уже рассказывала. («СП» от 18 мая 2019 г.). В общем, как в известной песне: «Не нужен нам берег турецкий…». Вот так Маныч лечит людей и дарит им ощущение полета.
1 сентября 2023 года