На Ставрополье нарушители закона о защите конкуренции наказаны на 6,5 млн рублей
В рамках публичных обсуждений правоприменительной практики сотрудники Ставропольского УФАС рассказали о результатах деятельности за первое полугодие 2023 года.
Управлением за этот период возбуждено девять дел по фактам нарушения закона о защите конкуренции и выдано одно предписание и 16 предупреждений. В рамках Кодекса об административных правонарушениях возбуждено 58 дел. Вынесено 52 постановления на сумму около 6,5 млн рублей.
Выявлено 10 нарушений по факту навязывания невыгодных условий договора и необоснованного сокращения или прекращения производства товара.
«Наиболее частые нарушения в сфере водоснабжения, электроснабжения, так и в газоснабжении выражаются в нарушении сроков совершения мероприятий, предусмотренных правилами подключения, - таких как направление проектов договоров, технических условий и совершение действий к конкретному сроку. Небрежное отношение организаций к данным срокам является не только основанием привлечения к административной ответственности юридических лиц, но и их должностных лиц», - отметил заместитель руководителя управления Дмитрий Сапунов.
За действия и бездействие краевых органов власти, которые ограничивали конкуренцию, Ставропольским УФАС выдано семь предупреждений.
В течение первого полугодия управлением рассмотрено 105 жалоб на действия заказчиков (организаторов торгов) в рамках закона о защите конкуренции. По итогам их рассмотрения 24 жалобы были признаны обоснованными, 67 – необоснованными. Выдано 13 предписаний.
«К числу наиболее типичных нарушений, выявляемых в данной сфере, необходимо отнести установление необоснованных требований к участникам торгов, в том числе требований о представлении в составе заявки дополнительных документов и отклонение заявки участника по основаниям, не предусмотренным документацией», - подчеркнул Дмитрий Сапунов.
Далее речь шла о практике отдела по борьбе с картелями, в производстве которого находится два дела, возбужденных по признакам заключения и реализации антиконкурентных соглашений.
Антимонопольный орган имеет специальные познания в сфере законодательства о защите конкуренции и практику рассмотрения дел о сговорах, которая является основой для правоохранительных органов при возбуждении и расследовании уголовных преступлений как по статье 178 УК РФ за ограничение конкуренции, так и по иным статьям УК РФ.
«Лицо, вступившее в картельный сговор, должно осознавать, что за подобное правонарушение предусмотрена не только административная ответственность, но и уголовная, заключающаяся в принудительной изоляции от общества в специализированном учреждении с определенным режимом отбывания наказания», - напомнил заместитель руководителя управления.
О практике отдела закупок рассказала начальник отдела Наталья Пызина.
В первом полугодии 2023 года в адрес управления поступило 597 жалоб от участников закупок на действия уполномоченных органов и государственных (муниципальных) заказчиков. Около половины поступивших жалоб признаны обоснованными, 36 % - необоснованными и 5 % отозваны. Выдано 259 предписаний для устранения допущенных нарушений.
Предметом жалоб является, как правило, несогласие с отдельными положениями извещения об осуществлении закупки или неправомерный отказ в допуске. Большое количество нарушений допускаются заказчиками при описании объекта закупки без учета положений, предусмотренных Правилами.
Отделом осуществлено 35 внеплановых проверок. Рассмотрено 257 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, по итогам рассмотрения которых сведения о 92 субъектах включены в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Информация об участниках чаще всего включается в реестр при одностороннем расторжении контракта, в случае когда поставщик не приступил к исполнению своих обязательств при отсутствии объективных доказательств, препятствующих исполнению контракта. Также если контракт в установленные законом сроки не подписан и не предоставлено обеспечение исполнения контракта, не направлен протокол разногласий.
«Несмотря на то, что еще 1 июля 2021 года внесены поправки в статью 104 Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также вступили в силу новые Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. № 1078, нередки случаи направления заказчиками сведений о включении участника в РНП с нарушением требований указанных нормативно-правовых актов. А именно направление обращений, составленных заказчиками не по специальной форме приложения № 1 Правил, которые возвращают для исправления и последующего направления в Ставропольское УФАС, либо направление сведений в адрес управления без использования ЕИС- zakupki.gov.ru», - обратила внимание Наталья Пызина.
За первое полугодие отделом возбуждено 173 дела об административных правонарушениях. Вынесено 56 постановлений на общую сумму – более одного миллиона рублей.
О практике в сфере рекламы рассказал заместитель начальника отдела надзора за соблюдением рекламного законодательства и пресечения недобросовестной конкуренции Геннадий Смерчанский.
Отделом возбуждено и рассмотрено 28 дел по признакам нарушений законодательства о рекламе. Выдано 17 предписаний.
Если говорить о наиболее «популярных» сферах нарушения рекламного законодательства, то наибольшее их количество Ставропольским УФАС выявлено в связи с распространением ненадлежащей рекламы в сфере финансовых услуг, на которые пришлось 37,5 %. Наиболее распространенным нарушением в данной сфере является отсутствие в рекламе финансовых услуг наименования или имени лица, предоставляющего рекламируемые услуги.
Второе место занимают нарушения, связанные с нарушением требований распространения рекламы товаров при дистанционном способе их продажи.
«Управление исходит из того, что данные требования обусловлены спецификой дистанционного способа продажи товаров. Потребителю предлагается заключить договор купли-продажи на основании предложенного продавцом описания товара, содержащегося в каталогах, проспектах, буклетах, представленных на фотоснимках, посредством средств связи (почта, телевидение, радио и т. п.) или иными исключающими возможность ознакомления потребителя с товаром или образцом товара способами. При такой продаже покупатель находится в худшем положении по сравнению с тем, кто может непосредственно ознакомиться с товаром или его образцом. Кроме того, продавец, не указывающий в рекламе, сообщающей о продаже товаров дистанционным способом, своих реквизитов, лишает покупателя товаров возможности выставить претензию продавцу за некачественный товар», - объяснил Геннадий Смерчанский.
С полной информацией можно ознакомиться на официальном сайте Ставропольского УФАС России во вкладке «Публичные обсуждения» http://stavropol.new.fas.gov.ru/.
11 августа 2023 года