Эксперт рассказал о социальной реабилитации инвалидов на Ставрополье
Рассказывает руководитель - главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России В.А. Нестеров:
- В соответствии со статьями 9 и 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24.11.1995 г. №181-ФЗ инвалиды (дети-инвалиды) имеют право на все виды реабилитации; в частности, - и социальную реабилитацию.
Меры реабилитации предоставляются инвалиду на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) (ИПРА) органами и организациями, указанными в ИПРА исполнителями рекомендованных мер реабилитации или абилитации.
В зависимости от наличия медико-социальных показаний в ИПРА инвалида (ребенка-инвалида) вносятся рекомендации по мероприятиям социально-средовой реабилитации или абилитации, социально-психологической реабилитации и абилитации, социокультурной реабилитации и абилитации, социально-бытовой адаптации методами физической культуры и спорта.
В рекомендуемые мероприятия по социально-бытовой адаптации инвалида, при наличии медико-социальных показаний, включаются:
- информирование и консультирование по темам ре-абилитации и абилитации инвалидов;
- оказание правовой помощи - предусматривает оказание правовой помощи в пределах компетенции органов социального обслуживания;
- адаптационное обучение инвалида и его семьи с целью осуществления инвалидом бытовой и общественной деятельности;
- обучение инвалида самообслуживанию, включая обучение навыкам персонального ухода;
- информирование и обучение инвалида пользованию техническими средствами реабилитации для самообслуживания.
Адаптационное обучение включает:
- обучение передвижению, включая формирование движений, увеличение их объема, улучшение равновесия, координации движений, ориентирования в пространстве, ходьбы и т. д. с использованием различных тренажеров, упражнений, методов кондуктивной педагогики и др.;
- обучение персональной сохранности, которое включает овладение знаниями и навыками в таких видах деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.;
- обучение социальным навыкам, которое включает освоение знаний и навыков, позволяющих инвалиду приготовить пищу, убирать помещение, стирать белье, осуществлять ремонт одежды, работать на приусадебном участке, пользоваться транспортом, посещать магазины, посещать предприятия бытового обслуживания;
- обучение социальному общению, которое включает обеспечение реализации возможности инвалида посещать друзей, кино, театры и др.;
- обучение социальной независимости, которое должно быть направлено на возможность самостоятельного проживания, возможность распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности; оказание помощи в устранении личных проблем, которое включает обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового воспитания, воспитания детей и др.
Мероприятия по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалида:
- психологическая диагностика и обследование личности - определение и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности инвалида, включающих отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, определение данных для составления прогноза и разработки рекомендаций по проведению коррекционных мероприятий;
- психотерапия - комплексное лечение психических, нервных и психосоматических расстройств, патопсихологических и психопатологических изменений, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющейся симптоматики и изменению отношений субъекта к социальному окружению и собственной личности. Психотерапия может иметь различные формы (индивидуальную, групповую, семейную), в ней могут использоваться различные методы и техники, что определяется индивидуальными потребностями инвалида;
- психологическая коррекция, включающая психологические тренировки (целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности);
- психологическое консультирование - ориентацию пациента в широком круге проблем взаимоотношений, общения и т. п., позволяющую устранять конструктивно всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации личности, развитию благоприятных семейных и других социально-психологических отношений;
- психопрофилактическая, психогигиеническая работа, которая должна обеспечить решение задач по содействию в формировании у инвалида потребности в психологических знаниях, желанию использовать их для работы над собой и своими проблемами, по созданию условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в установлении и развитии личности пациента.
- мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации инвалидов обеспечивают реабилитацию инвалидов средствами искусства и культуры, развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование у инвалидов активной жизненной позиции.
Мероприятия по социо-культурной реабилитации и абилитации инвалидов включают занятия в музыкально-драматических коллективах, вокальных или хореографических студиях, школах ремесел, студиях рисования, различных кружках и т. д., а также участие в фестивалях, концертах, конкурсах и пр.
Более подробную информацию и индивидуальную консультацию можно получить по телефону «горячей линии» ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России 8-988-737-03-02 в рабочие дни с 8.00 до 16.00.
14 июля 2023 года