Невинномысская гимназия вошла в топ-500 школ России
В 1977 году в Невинномысск из Узбекистана приехал молодой учитель истории Александр Калкаев. С неординарным педагогом повезло школе № 10 – с самого начала он преподавал там. Кто бы мог подумать, что этот новичок кардинально перестроит систему работы в учебном заведении, выведет ее на качественно новый уровень: по данным регионального министерства образования, сегодня гимназия № 10 «ЛИК» вошла в топ-500 лучших школ России.
Александр Андреевич в педагогике почти полвека, из них 35 лет – на посту директора. За это время он провел преобразования, благодаря которым «ЛИК» относится к организациям инновационного типа.
- То, что сейчас массово вводят в систему обучения детей, в нашей гимназии практикуется уже многие годы. Для нас это уже давно настоящее и прошедшее, - считает директор.
В турбулентном 1992 году он не растерялся, оперативно реорганизовал среднюю школу в гимназию № 10 «ЛИК». Эта аббревиатура расшифровывается так: личность, интеллект, культура. В гимназии сложилась система личностно ориентированного образования и воспитания, способствующая удовлетворению познавательных коммуникативных потребностей учащихся как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Для гимназистов открыты гуманитарный, физико-математический и естественно-научный профили. Выбор направления осуществляется на основе типологизации мышления школьников по данным психологической диагностики, учета их интереса и запроса семьи на уровень сложности содержания обучения.
Верность выбранного курса подтверждают сегодняшние высокие результаты. В учреждении нет неуспевающих учащихся. Все успешно осваивают образовательные программы, уровень обученности достигает 100%, уровень качества обученности - 67%. Ребята успешно сдают экзамены на государственной итоговой аттестации. Выпускники одиннадцатых классов получают на едином государственном экзамене в среднем 67 баллов из 100 возможных. Это на десять баллов больше, чем краевые показатели, и на семь больше федеральных.
- Мы работаем с одаренными детьми. Нужно, безусловно, знать базу: правила и формулы. Но мы, помимо этого, учим размышлять, думать, не бояться высказывать точку зрения, быть смелым в суждениях, давно занимаемся и проектной деятельностью. Мы не просто так выбрали программу Эльконина-Давыдова. Она приносит хорошие результаты, - пояснил Александр Андреевич.
Главное отличие системы Эльконина-Давыдова от остальных — содержание обучения. Оно основано на том, что у каждого предмета есть своя история развития, и ребенок должен пройти все ее этапы. Ученик осваивает то, что было разработано, узнано, придумано до него. Система развивающего обучения направлена на то, чтобы он получил объемный культурный багаж. К тому же ребенку интересно смотреть на мир глазами химика, биолога или лингвиста. Это создает дополнительные стимулы к обучению. В системе Эльконина-Давыдова учителя предлагают детям задания, которые позволяют самостоятельно понять основные принципы предмета. Очень многое в развивающем обучении рассчитано на выполнение заданий в группах.
В результате обучающиеся в гимназии «ЛИК» достигают высоких результатов и в олимпиадном движении. На муниципальном уровне Всероссийской предметной олимпиады школьников ежегодно принимают участие более 230 гимназистов. Из них победителями становятся более 30 человек. В 2022 - 2023 учебном году 13 человек стали призерами на региональном уровне интеллектуальных состязаний.
Активно вовлечены учащиеся гимназии в познавательную и научно-исследовательскую деятельность – материально-техническая база позволяет раскрыть многие грани таланта детей. В образовательном учреждении работает Малая академия наук, в рамках которой учащиеся ведут исследовательскую работу и успешно выступают на городских и краевых конференциях; издается ежемесячная газета учащихся «ЛИК», действуют хореографический и вокальный ансамбли, которые стали занимают призовые места на всероссийских конкурсах. Здесь же работает детское объединение «Союз гайдаровцев», в котором занято более 300 учащихся.
- Первый сбор, ставший началом существования добровольного общественного объединения детей и взрослых «Союз гайдаровцев», мы провели 29 октября в 1989 году. С тех пор дети хранят традиции. Они любят объединение. А мы, учителя, здесь не руководим ими, а идем вслед за ребятами, поддерживаем инициативы, начинания, - рассказал директор гимназии.
Давным-давно, когда он сам был школьником, вел организаторскую деятельность будучи активистом пионерии. Теперь со знанием дела смог создать современный ее вариант. Талант объединять людей с общими интересами и целями коснулся не только детей. Под руководством Александра Андреевича Калкаева в 2005 году на базе гимназии создан первый в России межшкольный методический центр по проекту «Информатизация системы образования». Более 250 педагогов повысили свою квалификацию в области использования информационных технологий. В гимназии ведется масштабная работа по развитию профессионального мастерства учителей. Тренинги, семинары, выездные курсы, другие формы работы дают положительные результаты. И 72% учителей имеют высшую квалификационную категорию, а 74% - различные награды.
За высокие достижения в образовании обучающихся гимназии ее директор Александр Андреевич Калкаев награжден знаком «Отличник просвещения РСФСР» и медалью «За доблестный труд» III степени, ему присвоены звания «Заслуженный учитель школы Российской Федерации» и «Народный учитель Российской Федерации», а имя занесено в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России».
1 июля 2023 года