Социальный контракт помог жителю Грачёвского округа открыть свое дело
Вот уже десятый год на Ставрополье развивается такой вид поддержки граждан, как государственная помощь на основании социального контракта. В нынешних сложных экономических условиях такая помощь продолжает оставаться одной из самых востребованных, находя все больше последователей. Причем социальный контракт дает возможность индивидуально подойти к проблеме каждого конкретного человека и подобрать подходящий именно ему вид государственной поддержки.
Год от года число заключаемых соцконтрактов только растет. Нынче в крае уже заключены 2053 социальных контракта, из которых около половины направлены на развитие индивидуальной предпринимательской деятельности (1020), 453 – с целью поиска работы и 254 – на ведение личного подсобного хозяйства.
В успешности популярного вида государственной помощи на практике убедились специалисты управления труда и соцзащиты населения Грачевского муниципального округа. Особенно привлекает людей то, что виды такой помощи действительно разные, поясняет начальник управления Лариса Сафронова:
- В соответствии с законодательством гражданин может получить несколько видов такой помощи: на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, развитие личного подсобного хозяйства, помощь в трудоустройстве, а также на преодоление трудной жизненной ситуации. В Грачевском округе социальные контракты показали себя одним из эффективных методов социальной поддержки. В 2022 году было оформлено 104 соцконтракта при плане 78. В этом году у нас плановый показатель – 98, но, думаю, и нынче эта цифра будет превышена, это мы видим по высокой востребованности соцконтракта. Важно то, что человек сам выбирает направление своей деятельности, больше всего предпочитают направление индивидуального предпринимательства и личного подсобного хозяйства. Нас очень радует, что люди сами активно ищут выход из трудной ситуации, что человек не сидит сложа руки, довольствуясь пособием. Нет, он определяет вид занятости, продумывает свои возможности, анализирует перспективы выбранного направления.
Когда потенциальный кандидат на соцконтракт обращается с заявлением в управление труда и соцзащиты, специалисты управления определяют уровень его доходов, затем начинается работа над сбором документов и бизнес-планом. В этом также ему помогают сотрудники соцслужбы, составляя индивидуальную программу социальной адаптации, при этом прописываются буквально пошагово все этапы реализации контракта. Процесс оформления, как правило, занимает не более двадцати рабочих дней. В этом году на индивидуальную предпринимательскую деятельность при заключении соцконтракта человек получает 350 тысяч рублей, на развитие личного подсобного хозяйства – 200 тысяч. Период действия соцконтракта чаще всего равен году, в течение этого времени осуществляется контроль за соблюдением правил расходования средств.
- Весь период человек предоставляет регулярно отчеты, они очень просты по форме, вести их предельно просто, - говорит Л. Сафронова. - Главным условием успеха является обязательное продолжение предпринимателем начатого дела и после завершения срока контракта. Поскольку Грачевский округ сельский, основным направлением у нас остается личное подсобное хозяйство. Понятно, что люди в селе привыкли работать на земле, с детства приучены ухаживать за животными. Однако в этом году появились и новые виды деятельности, например, такие как изготовление авточехлов и различных аксессуаров для автомобилей, а также химчистка на дому, оказавшаяся довольно актуальной и востребованной.
Именно таким новым для Грачевского округа делом, как пошив чехлов и накидок в салон автомобиля, занялся не так давно по соцконтракту Павел Москотинин. О такой форме поддержки услышал от знакомого, решил попробовать обратиться по месту жительства в управление соцзащиты Грачевского округа.
- Там меня встретили очень доброжелательные, внимательные специалисты, все подробно разъяснили, подсказали, какие нужно подготовить документы, как составить бизнес-план, помогли разобраться в цифрах. В течение месяца заявление было рассмотрено комиссией, которой я рассказал о своих планах, и мой проект одобрили. Получил 350 тысяч рублей, потратил их на покупку оборудования для моего производства и начал работать. Приобрел швейные машинки, необходимые материалы, заплатил за аренду помещения мастерской. Машинки закупил отечественные - марки «Аврора», они надежные в обслуживании, и все комплектующие есть в наличии. Купил компрессор, пылесос, рабочие столы для кроя, картон, специальную пилу, клей, пошивочный материал. Помещение оборудовал вытяжкой, поскольку используются химические средства, работник при этом надевает маску и перчатки, а воздух в помещении очищается через вытяжку. Поэтому никакого неприятного запаха в мастерской не ощущается.
Павел Анатольевич с удовольствием демонстрирует пользующуюся сегодня большим спросом у автомобилистов новинку - саквояж для хранения необходимых в дороге предметов. Водители знают, как много всевозможных коробочек и флаконов накапливается в багажнике, под сиденьями и т. д. Как правило, все эти предметы распределяются в автомобиле произвольно, и не всегда бывает возможно быстро достать нужное, а такой чемоданчик – с виду небольшой, но очень емкий - позволяет разместить все аккуратно, компактно, удобно, каждой вещи отведено свое место. Ничто больше не будет мешать водителю при вождении, ничего не гремит и не падает по салону.
- Кроме того, изготавливаем удобные накидки для интерьера салона, на панели и сиденья, - рассказывает П. Москотинин. - Конечно, пока еще только раскручиваемся, размещаем рекламу о себе в соцсетях, но заказов уже хватает, а многие нас узнали через знакомых. Думаю, постепенно наработаем хорошую базу клиентов. Работаем быстро, оперативно, заказ выполняем практически на следующий день после поступления.
Почему, приступая к индивидуальной предпринимательской деятельности, Павел Анатольевич выбрал именно этот вид? Ну, во-первых, по профессии он автомеханик (окончил в свое время Ростовский автотранспортный техникум), а во-вторых, несколько последних лет работал в подобной сфере в качестве наемного работника, процесс освоил хорошо и решил теперь потрудиться «на себя». Словом, автодело знает досконально, в том числе и как водитель своей машины, все потребности водителей ему ведомы на личном опыте. А знание подобных нюансов помогает лучше воплощать на производстве запросы клиентов.
- Для наших изделий нужны специальные материалы, которые берем у надежных поставщиков: как можно убедиться, кожзаменитель вполне качественный, прочный, плотный, хорошо моется, - говорит П. Москотинин. - Закупаем в Пятигорске, там есть все материалы, фурнитура, комплектующие.
По тому, как увлеченно рассказывает он о своем производстве, становится понятно: соцконтракт, заключенный, кстати, на год, позволил сделать отличный старт в самостоятельной работе. А то, что в течение года нужно постоянно ежемесячно отчитываться, сколько произвел и сколько реализовал продукции, так это даже хорошо: самому же лучше видны результаты и возможные недочеты. К тому же специалисты соцслужбы хорошо его просветили, как вести книгу учета, и это совсем несложно.
Уже сейчас мастерская П. Москотинина производит около ста изделий в месяц. Приличный объем работы обусловил появление своей команды: в штате сегодня двое нанятых по договору сотрудников, ребята старательные и умелые. Работа построена четко, каждый отвечает за свою часть производства. Изготавливают продукцию по специальным лекалам с учетом конкретных параметров автомобиля. Готовые изделия реализуют через маркетплейсы, с которыми заключены договоры на продажу. Слишком необычных заказов пока не поступало, но мастера готовы удовлетворить самые разные пожелания клиентов. Вот, кстати, сейчас делают накидки еще и на компьютерные кресла – заказали целую партию в 360 комплектов.
К собственной мастерской Павел Москотинин шел, можно сказать, достаточно долго. Им всегда двигала тяга к предпринимательству. Когда-то несколько лет держал свою пекарню, причем достаточно большую и успешную. Но со временем стало все труднее выдерживать конкуренцию, особенно с предпринимателями из соседних регионов. Потом еще у него был магазинчик, тоже вроде все поначалу складывалось неплохо, но и тут конкуренты «выдавили». Так и получилось, что вернулся к первой профессии. Которая пригодилась теперь в основании мастерской.
- Хотя и в нашем деле есть свои «подводные камни», - признается Павел Анатольевич. – Но мы твердо намерены держать качество! Только высокое качество позволит продвигать нашу продукцию. Конечно, социальный контракт здорово поддержал на старте. Теперь уже сами стараемся и свое вложить для развития. Крутимся! Без этого никак. Но работать самостоятельно – это удовольствие. Ни от кого не зависишь, сам за все отвечаешь. Все зависит от тебя самого, сколько ты вложил старания и умения. Люди довольны, положительные отзывы получаем постоянно. А отзывы значительно влияют на круг клиентов.
А вот и еще одна новинка мастерской Павла Москотинина - кофр-холодильник для автомобиля. С виду похож на выше-упомянутый саквояж, а под прочным каркасом внутри - холодильная камера, сохраняющая нужную температуру хранимых продуктов свыше 12 часов. Проверено самим хозяином опытным путем. Это изделие пока еще мало знакомо автоводителям, но предприниматель уверен: скоро их круг заметно расширится! Все потому, что удобство хорошо сочетается с качеством, да и цены здесь держат вполне умеренные. Хоть новинка пока не на потоке, но перспективы есть.
Именно перспективы – важное обстоятельство в работе по социальному контракту. Пример мастерской Павла Москотинина убеждает в этом лучше всяких слов.
23 июня 2023 года