14:23, 9 июня 2023 года

Жителям Ставрополья рассказали о реабилитации и логопедическом обучении детей

О реабилитации и логопедическом обучении детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба рассказывает руководитель – главный эксперт по медико-социальной экспертизе ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России В.А. Нестеров:

- Сложный комплекс анатомических нарушений у детей с врожденными расщелинами губы и неба ведет к нарушению у них функции речи. Речь у этих больных тихая, невнятная, гнусавая, картавая, шепелявая, косно-язычная, так как у них нарушено звукопроизношение, речевое дыхание, извращен фонематический слух и др. У таких детей почти все звуки в большей или меньшей степени являются дефектными. Однако носовые звуки и гласные страдают меньше всего. При произношении звуков «с», «з», «ф», «в» происходит большая утечка воздуха через нос. Иногда у этих детей одни звуки замещаются другими. Например, вместо «д» произносится «г», вместо «т» произносится «к» и т. д. Все вышеизложенное позволяет считать лечение у логопеда абсолютно необходимым этапом медицинской реабилитации детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба.

Весь курс занятий с логопедом можно разделить на два периода: дооперационный и послеоперационный.

В дооперационном периоде задача логопеда состоит в постановке диафрагмального дыхания, тренировке речевого выдоха, гимнастике речевых органов и др. У маленьких детей обучение должно основываться на игре, вызывающей интерес и любопытство. Сами занятия должны быть неутомительными. Проводиться они могут как индивидуально, так и коллективно.

Большинство специалистов считают, что начинать исправление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба следует с раннего детского возраста (1 - 2 года) и никак не позже 2 - 2,5 года (до появления осознанной речи), так как у детей в этом возрасте патологические навыки менее устойчивы, чем у старших детей, а это значит, что их легче исправить или переучить. Кроме того, логопедические упражнения в раннем детском возрасте укрепляют мышцы глотки и мягкого неба, что обеспечивает лучший результат после операции. В противном случае с возрастом из-за отсутствия нормальной функциональной нагрузки происходит атрофия мышц мягкого неба и верхнего сжимателя глотки, что негативно влияет на нормализацию функции речи в последующем.

Логопедическое обучение необходимо начинать с общего обследования логопедом, ортодонтом, педиатром и отоларингологом для установления общего развития ребенка, выявления аномалий зубочелюстной системы и болезней ЛОР-органов. Перед началом занятий показана санация ЛОР-органов.

Первые уроки отводятся для гимнастики речевых органов: мимических мышц, губ, языка, мягкого неба и глотки, а также постановки диафрагмального дыхания (надувание щек, выдувание мыльных пузырей, всевозможные движения языком, громкое произношение звука «а» и др.). Это достигается путем занятий перед зеркалом 5 - 6 раз в день. После освоения гимнастических упражнений для речевых органов начинается постановка звуков.

В послеоперационном периоде, через 2-3 недели после операции на небе, занятия с логопедом следует продолжить. На этом этапе начинают с массажа и миогимнастики мягкого неба, осуществляют постановку и закрепление отдельных звуков, восстанавливают фонематический слух и закреп-ляют правильные речевые навыки.

Логопедическое обучение должно заканчиваться после того, как ребенок выработает автоматическое произношение в обычной разговорной речи.

Значительную работу по логопедическому обучению и закреплению полученных речевых навыков должны проводить родители и родственники ребенка как на дому, так и во время индивидуальных занятий с логопедом. Длительность курса обучения различна и зависит от возраста, интеллекта и общего развития ребенка, а также от тяжести врожденного порока и качества проведенных операций. Тем не менее именно упорство логопеда, родителей и ребенка наряду с качеством оперативного вмешательства являются основными условиями успеха.

Дети с врожденными расщелинами верхней губы и неба в подавляющем большинстве случаев могут и должны посещать обычный детский сад (речевую или логопедическую группу) и общеобразовательную школу.

Более подробную информацию и индивидуальную консультацию можно получить по телефону «горячей линии» ФКУ «ГБ МСЭ по Ставропольскому краю» Минтруда России 8-988-737-03-02.

«Исправление речи у детей»
Газета «Ставропольская правда»
10 июня 2023 года