Председатель Думы Ставрополья: В приоритете – совершенствование мер господдержки
Одной из приоритетных задач депутатского корпуса Думы Ставропольского края в сегодняшних условиях остается преодоление негативных тенденций в экономике, вызванных введением экономических санкций. Значительные средства были направлены на поддержку предпринимателей и предприятий, работающих в различных сферах экономики, в том числе в базовые отрасли – промышленность и сельское хозяйство.
О том, по каким направлениям идет сегодня господдержка и как расставляются приоритеты, мы попросили рассказать председателя Думы Ставропольского края Николая Великданя.
- Николай Тимофеевич, какую динамику на фоне краевой поддержки демонстрируют наши предприятия?
- Устойчивость краевой экономики во многом опирается на фундамент, заложенный в прошлом году. Вопреки санкциям Ставрополье смогло реализовать крупные инвестпроекты, встроиться в новые логистические цепочки и найти возможности для импортозамещения. Безусловно, здесь сыграли свою роль те меры поддержки, которые были приняты губернатором и правительством края и законодательно обеспечены решениями Думы.
Основные показатели за первый квартал нынешнего года свидетельствуют о том, что экономика нашего края по-прежнему чувствует себя уверенно, в том числе это касается ситуации в сельском хозяйстве. Так, за три первых месяца продукции АПК произведено почти на 24 миллиарда рублей, что на 0,7 процента выше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство пищевых продуктов - практически на уровне минувшего года. Оборот в сфере общественного питания в январе - марте этого года почти на 3 процента весомее, чем за первый квартал прошлого.
Кроме того, положительная динамика сохраняется в строительстве. Объем работ, выполненных в первом квартале, по сравнению с минувшим годом практически удвоился.
Позитивно можно оценить ситуацию на рынке труда, уровень безработицы на Ставрополье сейчас находится на минимальных значениях. При этом в крае выросло число индивидуальных предпринимателей. Только в сельском хозяйстве численность ИП увеличилась на 6,4 процента. А если говорить в целом, то всего в краевом реестре насчитывается 111,8 тысячи субъектов хозяйствования, из которых свыше 32 тысяч - юридические лица, представительства и филиалы, а 79 тысяч - граждане, которые осуществляют хозяйственную деятельность без образования юридического лица.
Конечно, нельзя говорить, что все безоблачно. Например, есть определенный спад в промышленном производстве. Но поскольку мы пока оперируем статданными только за первый квартал, можно надеяться, что по результатам первого полугодия ситуация выправится. Все необходимые меры для этого власти края предпринимают и будут предпринимать.
- Можно ли подвести промежуточные итоги по исполнению бюджета Ставрополья в нынешнем году?
- Безусловно, Дума держит вопрос на постоянном контроле. Недавно мы рассматривали его на заседании профильного комитета.
При принятии закона о бюджете доходы были утверждены в размере более 152 миллиардов рублей. За первый квартал поступление доходов превысило 45 миллиардов рублей. Это 29,5 процента от годовых плановых назначений. Мы видим, что динамика неплохая: в сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем доходов в целом вырос на 8,7 процента.
При этом в структуре налоговых и неналоговых доходов наибольший удельный вес, более 92,6 процента, составляют налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, а также налог на имущество организаций. Это говорит о том, что меры поддержки экономики в крае работают эффективно.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,8 процента выросли поступления акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию ставропольских товаропроизводителей. Увеличились доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты в краевой бюджет, за отчетный период они составили 2,3 миллиарда рублей, или 27 процентов к годовым плановым назначениям. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления выросли почти на 6 процентов. Этому способствовало увеличение реализации нефтепродуктов, индексация акцизов на дизтопливо и другие виды бензина.
Несколько слов и о расходах бюджета. Их кассовое исполнение в первом квартале сложилось в сумме почти 38 миллиардов рублей, что составило более 21 процента от плановых назначений. При этом у ряда распорядителей бюджетных средств отмечается невысокий процент освоения средств. Я считаю, что в этом году нужно уделить пристальное внимание вопросу выполнения планов по бюджетным расходам. Запланированные программы должны реализовываться, средства - расходоваться в полной мере.
- На какую сферу сегодня приходится максимальная часть расходов краевой казны?
- Отмечу, что расходы на социальную сферу остаются в приоритете и в структуре расходов краевого бюджета занимают 68,8 процента. Порядка 35 миллиардов рублей направлено на меры социальной поддержки отдельных категорий граждан и ставропольских семей, обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания, финансовое обеспечение мероприятий, связанных с временным размещением и питанием граждан, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой и Луганской народных рес-публик.
На реализацию мероприятий в сфере здравоохранения краевому минздраву было выделено более 27,6 миллиарда рублей. Они направлялись на обеспечение деятельности медицинских организаций, приобретение лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, оказание медицинской помощи, в том числе для жителей, страдающих орфанными заболеваниями, укрепление материально-технической базы подведомственных министерству медицинских организаций.
- Традиционно значительную долю доходов в краевой казне обеспечивают предприятия агропромышленного комплекса Ставрополья. В нынешнем году краевые парламентарии расширили перечень предоставляемых мер господдержки региональным аграриям. Какие приняты изменения в краевую законодательную базу и что это даст краевым сельхозпроизводителям?
- Прежде всего могу отметить изменения в закон о виноградарстве и виноделии, которые мы внесли. Теперь господдержка предоставляется только российским организациям, производящим продукцию из ставропольского винограда. Это еще одно решение в защиту отечественного ставропольского производителя. Оно позволит развиваться нашим виноградарям, расширять виноградники, закупать новую технику.
В прошлом году была просубсидирована закладка 374 гектаров виноградников на общую сумму более 560 миллионов рублей. Эти меры государственной поддержки позволили возместить ставропольским виноградарям порядка 80 процентов прямых понесенных затрат на закладку.
- Ставрополье в последние годы на всю страну прославилось своими яблоками. На какую поддержку сегодня могут рассчитывать садоводы?
- У нас принят Закон «О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Ставропольском крае», которым предусмотрена господдержка граждан, ведущих личные подсобные хозяйства. А осуществляется эта поддержка как раз путем предоставления грантов на закладку сада суперинтенсивного типа.
Когда этот эксперимент начинался в 2018-м, участвовали всего пять районов края. Но мы увидели в этом направлении хорошую перспективу, и сегодня поддержка предоставляется гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на всей территории региона.
Финансирование данного направления в бюджете на текущий год пока не предусмотрено. Но мы рассчитываем, что в течение года средства на эти цели вновь появятся, потому что программа показала очень достойные результаты.
Есть планы и по развитию модульных теплиц экономкласса на базе личных подсобных хозяйств. Сейчас такие теплицы успешно используются в ряде сельских районов. Здесь тоже есть неплохие перспективы для расширения географии этого проекта.
- Сегодня ребром стоит вопрос о восстановлении лесополос, имеющих для нашего степного засушливого региона огромное значение. Николай Тимофеевич, какой позиции в этом вопросе придерживаются ставропольские депутаты?
- Позиция тут единственно возможная и общая для органов власти края: восстановление лесополос необходимо, и это задача особой важности.
Дума Ставропольского края данным вопросом занимается с 2019 года. Тогда было принято решение о том, что земельные участки, занятые защитными лесными насаждениями, и сами лесополосы должны быть обращены в краевую собственность. Этот процесс продолжается и сейчас.
За последние четыре года лесхозам передано в постоянное пользование более 44 гектаров защитных лесных насаждений. На их содержание из бюджета края направлено свыше 77 миллионов рублей. Благодаря этому была закуплена техника, оборудование, проводятся рубки ухода, устанавливаются информационные стенды для людей о том, что важно сохранять лесополосы. Дума, безусловно, поддерживает эту работу.
- Можно сказать, считанные дни остаются до главной сельскохозяйственной кампании года - жатвы хлебов. Аграрии уже сейчас с тревогой прогнозируют, каковы будут цены на новый урожай. Прошлый год принес значительный рост издержек. Это связано с удорожанием удобрений, энергоресурсов и логистических услуг. Плюс сложности с экспортной пошлиной, съедающей добрую долю прибыли. Дума Ставропольского края уже не раз обращалась к федеральным властям с предложением отменить экспортные пошлины на зерно. Каков ответ центра?
- Действительно, эта проблема сегодня стоит остро. Но, к сожалению, ни наше обращение, ни обращения других субъектов об отмене пошлин на экспорт зерна пока не нашли отклик в Правительстве Российской Федерации.
Тем не менее с 7 июня вступают в силу экспортные пошлины на зерно, рассчитанные на основе скорректированной цены отсечения. Это позволит снизить ставку экспортной пошлины, размер которой составляет 70 процентов от разницы между индикативной и базовой ценой, на 1400 рублей за тонну.
- С какими инициативами краевая Дума выходила на федеральный уровень за последнее время?
- Дума Ставрополья вносила в Государственную Думу России целый ряд законодательных инициатив. Одна из них – о продлении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры – была поддержана коллегами в конце прошлого года и стала федеральным законом. Эксперимент по взиманию курортного сбора в субъектах России продлен еще на два года - до конца 2024 года. Кроме того, в число территорий, в которых проводится эксперимент, включены Санкт-Петербург и федеральная территория «Сириус». Ранее курсбор мог взиматься только в четырех регионах России - Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях.
Это важное решение для развития внутреннего туризма в России, потому что Ставрополье – наглядный пример того, насколько эффективен может быть курортный сбор при должном администрировании и распределении средств. Наши города-курорты за пять лет эксперимента действительно стали более благоустроенными, комфортными и привлекательными для отдыхающих. Об этом говорит и постоянно увеличивающийся турпоток. Поэтому, кстати, на майском заседании было принято решение распространить курортный сбор и на Минераловодский городской округ, в который приезжает все больше людей.
Также мы выходили в федеральную Думу с инициативой о передаче полномочий Российской Федерации органам местного самоуправления городских округов на осуществление воинского учета. Проще говоря, о возвращении военно-учетных столов на уровень поселений.
Это предложение сформировалось после проведения частичной мобилизации, когда в этой сфере выявился целый ряд серьезных проблем. Отсутствие структурных подразделений укрупненных военных комиссариатов на территориях городских округов, сокращение численности работников, высокая нагрузка на них и низкая заработная плата - все это не отвечает современным задачам обороноспособности страны.
Сейчас наш законопроект находится в Правительстве России. Мы ждем оттуда заключения.
Кстати, на майском заседании Думы мы приняли законы, которыми десять городских округов края наделяются статусом муниципальных. В значительной степени это решение снимает проблему ненадлежащего воинского учета для нашего края. Однако, я считаю, в масштабах страны ее все же нужно решать.
Предложили мы также внести изменения в статью 40 Жилищного кодекса Российской Федерации. Наша инициатива направлена на упрощение узаконивания перепланировки лоджии. Сегодня органами местного самоуправления в регионах страны применяются различные подходы к рассмотрению заявлений о согласовании перепланировки квартиры. Одни отказывают в согласовании по формальному отсутствию необходимого количества голосов собственников. Другие, наоборот, считают, что отсутствие протокола общего собрания собственников помещений не является основанием для отказа. Изменение, которое мы предлагаем, позволит обеспечить единообразный подход к рассмотрению документов на перепланировку. Это сделает саму процедуру прозрачнее и понятнее для граждан.
- Николай Тимофеевич, вы уже отчасти затронули тему переименования ряда городских округов в муниципальные. Расскажите подробнее, чем вызвано такое решение и какие изменения ощутят жители. Не приведет ли это к определенным неудобствам?
- Сразу скажу, с изменением статуса этих округов меры социальной поддержки для граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, сохранятся в полном объеме.
Статус этих десяти округов изменен в связи с необходимостью соответствия федеральному законодательству, в котором теперь конкретизированы требования, предъявляемые к городским округам. В частности, в городском округе не менее двух третей населения должно проживать в городах и городских населенных пунктах. Уточнен критерий по плотности населения в округе: она должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения России. Размер территорий сельских населенных пунктов и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры округа, не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и городских населенных пунктов в округе.
Поэтому на последнем заседании Думы мы наделили статусом муниципальных округов десять городских округов края, которые не соответствуют этим требованиям. В их число вошли Благодарненский, Георгиевский, Изобильненский, Ипатовский, Кировский, Минераловодский, Нефтекумский, Новоалександровский, Петровский и Советский.
Еще раз подчеркну, на жителях округов эти изменения никак не отразятся.
- Что предпринимается сегодня депутатским корпусом края для повышения инвестиционной привлекательности края? Что уже сделано и что предлагается сделать?
- Хочу отметить, что инвестиционная привлекательность Ставрополья растет год от года. И это заметно невооруженным глазом. Стоит просто взглянуть на стенды нашего края на недавней Кавказской инвестиционной выставке, которая прошла в центре «МинводыЭКСПО». Я лично присутствовал на выставке, участвовал в ее мероприятиях. И меня порадовало то, что экспозиция Ставрополья вызвала живой интерес у посетителей, в том числе и у федеральных руководителей.
Мы показали, чем край может привлечь крупный бизнес в сферах, которые нас интересуют. В первую очередь это туризм, сельское хозяйство, строительство, производство и информационные технологии. Это те отрасли, в которых мы сильны, в которых нам есть что предложить.
В последние несколько лет Ставрополье, как мы уже говорили, стало флагманом в интенсивном садоводстве. Наши яблоки и другие фрукты сегодня продаются по всей стране и за рубежом. И садоводство в крае будет продолжать развиваться еще большими темпами: 1,8 миллиарда рублей из бюджета в этом году направлено на реализацию прорывного проекта по строительству в Невинномысске многофункционального оптово-распределительного центра-плодохранилища. Он рассчитан на 30 тысяч тонн фруктов. Мы уже внесли соответствующие изменения в краевой бюджет.
В целом я хочу отметить, что в крае сформирована законодательная база, которая направлена на поддержку инвесторов. У нас работают такие институты, как Гарантийный фонд поддержки субъектов МСП и Фонд поддержки микрофинансирования.
А в прошлом году мы приняли закон о поддержке химической отрасли Ставрополья, который направлен на то, чтобы минимизировать предприятиям химпрома выплату налогов и дать возможность получать инвестиционный налоговый вычет. И совершенствование мер господдержки на этом не прекращается.
10 июня 2023 года