Социальный фонд Ставрополья призван служить интересам жителей края
В современной России на протяжении последних 30 лет последовательно совершенствовалась система социальной защиты и страхования. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки самым разным категориям граждан - пенсионерам, семьям с детьми, федеральным льготникам, военнослужащим. По линии ПФР граждане получали пенсии, социальные выплаты, материнский капитал, пособия и выплаты на детей. Фонд социального страхования, в свою очередь, предоставлял гражданам больничные и пособия, родовые сертификаты, средства реабилитации, путевки в лечебно-профилактические учреждения.
С начала этого года произошли изменения, о которых сегодня рассказывает управляющий Отделением Социального фонда России по СК Елена Долгова.
- Елена Васильевна, с 1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования стали единым Социальным фондом России. Чем вызвано такое преобразование и каковы плюсы объединения?
- Это решение продиктовано интересами населения. Объединение фондов прежде всего дает возможность гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Раньше во многих случаях человеку приходилось обращаться в оба фонда. Теперь же, благодаря объединению, все услуги по линии ПФР и ФСС можно получить в одном месте в рамках «одного окна». Это, конечно, существенно упрощает порядок получения выплат. Объединение позволяет также снизить административную нагрузку на бизнес и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.
Хочу отметить, что все пенсионные права граждан сохранены в полном объеме, а правила назначения выплат и пособий не изменились. Ведь объединение фондов призвано упростить процедуру получения выплат и никак не меняет действующее законодательство.
- Таким образом, СФР сохраняет все прежние направления работы объединенных фондов?
- Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые были в компетенции двух фондов. Кроме того, количество выплат увеличилось, поскольку Социальному фонду России переданы на администрирование новые меры поддержки, например, единое пособие на детей и беременных женщин, выплата на первого ребенка до 3 лет.
- Еще одним нововведением стал единый тариф для страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Как это работает?
- Ранее работодатели формировали отдельные расчеты по каждому виду социального страхования, отдельные платежи и предоставляли отчетность как в ПФР, так и в ФСС. Чтобы существенно упростить процедуру уплаты страховых взносов, был введен единый тариф. Благодаря этому работодателям достаточно сформировать один расчет и направить один платеж.
- При этом, наверное, совершенствуется и обслуживание клиентов, и стандарты качества обслуживания?
- Конечно. Прием граждан ведется по усовершенствованному стандарту обслуживания. Существует единый подход к предоставлению всех услуг фонда, применяется принцип клиентоцентричности.
Сегодня наши клиентские службы оснащены всем необходимым для того, чтобы качественно обслуживать жителей Ставрополья. В офисах оборудованы зоны ожидания, информирования, цифровые зоны самообслуживания, где наши посетители могут получить любую услугу онлайн самостоятельно или при помощи администратора. Немаловажно то, что для маломобильных граждан обеспечена доступность посещения наших клиентских служб.
В процессе создания единых офисов клиентского обслуживания все занятые в них специалисты прошли обучение и стажировку, чтобы каждый смог предоставить квалифицированные консультации, связанные с услугами по линиям ПФР и ФСС.
Большинство услуг фонда предоставляется в экстерриториальном формате, то есть без привязки к месту жительства человека. Продолжает развиваться и дистанционное обслуживание. Сегодня гражданам доступно более сотни онлайн-сервисов на портале гос-услуг. И мы продолжим развиваться в данном направлении.
- Елена Васильевна, давайте подробнее поговорим об электронных услугах фонда. Существует целый ряд услуг, которые СФР предоставляет без заявлений от граждан.
- Да, на сегодняшний день органы Социального фонда Ставрополья оказывают ряд государственных услуг в проактивном режиме. То есть для их получения клиенты фонда не должны подавать заявления, органы СФР края все сделают самостоятельно с помощью межведомственного взаимодействия. Беззаявительный формат услуг внедряется в соответствии с принципами социального казначейства. Его цель – трансформировать процедуру назначения социальной поддержки в максимально простой и удобный для граждан процесс.
Так, с начала года в беззаявительном порядке краевой Социальный фонд оформил более 5000 СНИЛСов. Кроме того, в проактивном режиме оформлено более 4000 сертификатов на материнский капитал, назначено 2035 пенсий по инвалидности и столько же федеральных социальных доплат к пенсии. В таком же формате назначено 4636 ежемесячных денежных выплат инвалидам.
При этом документы, а также информация об автоматически назначенных выплатах приходят в личный кабинет гражданина на портале «Госуслуги».
- Важным направлением деятельности фонда стала работа с материнским капиталом. По сути, можно сказать, что, реализуя программу «Материнский капитал», СФР участвует в осуществлении регионального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей на территории Ставропольского края» нацпроекта «Демография». Интересно, на что сегодня предпочитают направлять маткап жители края?
- На Ставрополье около 250000 семей стали владельцами маткапитала, 4800 семей - с начала текущего года. Сертификат выдается органами СФР автоматически на основании сведений ЗАГС. Маткапитал можно потратить на улучшение жилищных условий - приобретение или строительство жилья, погашение основного долга и уплата процентов по ипотеке или жилищному кредиту, на ежемесячную выплату, образование детей, в том числе оплату содержания ребенка в дошкольном учреждении, оплату кружков и секций. В прошлом году появилась возможность оплатить из средств семейного капитала образовательные услуги, предоставляемые индивидуальными предпринимателями.
Кроме того, маткапитал можно направить на адаптацию и интеграцию в общество ребенка-инвалида, на будущую пенсию мамы. С 2023 года выплату из средств материнского капитала можно получить на любого ребенка до трех лет, независимо от очередности рождения детей.
В нашем крае самым популярным способом распорядиться маткапиталом остается улучшение жилищных условий. Именно так с начала реализации программы поступили более 177000 жителей края, 4800 – с начала текущего года. Растет и количество семей, направляющих маткап на образование детей: это 13500 жителей Ставрополья с начала программы и 472 семьи – в текущем году. Популярна также ежемесячная выплата, ее выбрали 18950 граждан, 4500 – с начала года.
Хочу напомнить, что в соответствии с законодательством обналичить маткапитал нельзя. Органы Социального фонда, прокуратуры ведут серьезную работу по выявлению мошеннических схем с маткапиталом. Поэтому важно законно направлять средства семейного капитала на соответствующие направления.
- С начала этого года СФР выплачивает единое пособие, включающее сразу несколько выплат, действовавших ранее. Расскажите о нем.
- На Ставрополье единое пособие получают родители более 137 тысяч детей. На эти цели региональное Отделение СФР направило 4,4 миллиарда рублей. Единое пособие потому так и называется, что объединяет сразу несколько мер поддержки: выплату для беременных женщин, выплаты на первого, третьего ребенка, пособия на детей от 3 до 7 лет и от 8 до 17 лет.
Единое пособие назначается семьям с доходами ниже регионального прожиточного минимума на человека. На Ставрополье это 12938 рублей. При установлении пособия применяется комплексная оценка доходов и имущества семьи. Важно, чтобы у всех взрослых членов семьи был официальный доход или объективные причины его отсутствия. В зависимости от дохода пособие на Ставрополье может составлять 50, 75 или 100% регионального прожиточного минимума: от 6275 до 12550 рублей на детей и от 7051 до 14102 рублей для беременных женщин.
Обращу внимание, что первая выплата приходит заявителю в течение 5 рабочих дней после одобрения пособия, а затем каждое 3-е число за предыдущий месяц. Единое пособие можно получать одновременно с выплатой из средств маткапитала. Родители могут продолжить получать прежние выплаты на детей до конца срока их назначения.
- Какие еще меры поддержки получают семьи края по линии Социального фонда?
- Это единовременное пособие при рождении ребенка для работающих и неработающих граждан, пособие по уходу за ребенком до полутора лет, пособие по беременности и родам, также ряд мер поддержки семьям военных, сотрудников силовых ведомств, граждан, пострадавших от радиации. Отделение СФР оплачивает услуги по родовым сертификатам, устанавливает и выплачивает ежемесячную выплату неработающим родителям и опекунам, которые ухаживают за детьми-инвалидами до 18 лет или инвалидами с детства I группы.
- У вас уже отлажена, насколько мне известно, надежная обратная связь с населением края?
- Безусловно, этому уделяется большое внимание. Жители края могут обращаться за консультациями, позвонив на телефон контакт-центра СФР: 8-800-1-00000-1. Также сотрудники Отделения СФР по региону принимают обращения в социальных сетях, отрабатывают письменные и электронные обращения граждан.
- Недавно на Ставрополье открылся уже второй Центр общения старшего поколения. Расскажите о проекте, востребованы ли такие центры среди населения?
- В декабре 2022 года первый подобный центр открылся в Курском районе в здании клиентской службы нашего фонда, а в феврале текущего года – в Железноводске. Центр общения старшего поколения – новый проект СФР, который дает возможность пожилым людям разнообразить свою жизнь, наполнить ее общением, новыми знаниями и приятными эмоциями. Наша цель – создать комфортные условия для досуга пенсионеров, их социализации и активного образа жизни.
Программа занятий центра всегда очень разнообразна: обмен опытом и мастер-классы по рукоделию, декоративно-прикладному творчеству и кулинарии, интеллектуальные игры, просмотр художественных и познавательных фильмов. Мы обучаем посетителей центра компьютерной грамотности, особенное внимание уделяя навыкам получения государственных услуг в электронном виде. Совместно с представителями здравоохранения, соцзащиты, союзом пенсионеров, Банком России проводим обучающие лекции по противодействию мошенничеству, заботе о собственном здоровье, профилактике заболеваний, получению социальных услуг, льгот и многим другим актуальным темам.
Посетители центра с удовольствием собираются на литературные и музыкальные вечера, создают собственные клубы по интересам. Мы стараемся обеспечивать обратную связь с пенсионерами для корректировки программы, чтобы каждый мог найти занятие по душе. Как уже показала практика, центры никогда не пустуют, пользуются огромной популярностью среди жителей, посетители в них есть ежедневно. Таким образом, центры стали точкой притяжения для активных, общительных и любознательных людей. Думаю, надо продолжать развивать эту успешную форму работы со старшим поколением.
2 июня 2023 года