19:49, 12 мая 2023 года

На Ставрополье внедряются формы развивающего ухода за детьми-инвалидами

Попадая сюда, словно открываешь новый, совершенно особенный мир. Мир, в котором живут особенные дети - дети-инвалиды. Живут в ежедневной упорной борьбе за жизнь. В этом их поддерживают не просто ежедневно - ежечасно люди, по сути посвятившие этим детям всю свою жизнь. Дербетовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей - само название учреждения говорит о многом. Сюда поступают очень проблемные ребятишки, с такими «букетами» заболеваний, которые оказываются не по силам их семьям. И государство приходит на помощь.

Сегодня 105 мальчиков и девочек содержатся в детском отделении, среди них часть уже достигли 18 лет и вскоре будут переведены в реабилитационное отделение для старших. Более половины детей - маломобильные, 42 человека - с низкой массой тела. В здании, введенном в строй десять лет назад, созданы буквально все условия для жизни - для каждого в той степени, в какой позволяет отмерянное природой здоровье. Подкрепленное заботой здешнего героического - на мой сторонний взгляд - персонала. Знающие люди подтвердят: результаты проводимой здесь огромной работы видны в сравнении - того, каким поступил ребенок и каким он стал спустя несколько недель или месяцев. Его жизнь не просто поддерживают известными ныне медико-педагогическими методами, нет, ее еще и наполняют смыслом! Стоит только увидеть, как загораются детские глазенки при встрече с любимой нянечкой, воспитателем, педагогом. Сами же работники явно героями себя не считают, наверное, даже удивятся, если назовешь их работу служением. Но разве не служение, когда хрупкая женщина поднимает на руки больного ребенка, бережно усаживает его в инвалидную коляску, тихо приговаривая ласковые слова?!.

- К нам поступают дети, чьи родители оказываются бессильны перед недугами, потому что ребята требуют большого внимания, специального ухода, медицинского наблюдения. Некоторым необходимо круглосуточное наблюдение, не каждой семье это под силу, - рассказывает директор Дербетовского дома-интерната Наталья Студеникина. - Какое-то время семьи справлялись, а потом уже не могут, а няню найти трудно, за больными детьми не хотят ухаживать ни за какие деньги. Тогда - к нам. Бывает, ребенок даже ложку не умеет держать. Это и для самих деток тяжело, трудно проходит период адаптации. Кто-то поначалу впадает в депрессию, не хочет ни с кем общаться, замыкается в себе, даже отказывается от еды, теряя в весе. Принимая ребенка, мы об этом предупреждаем родителей, привыкание протекает у всех по-разному. Одному хватает месяца, а другому - около года. Было такое, что у нас год ребенок не мог сам есть, приходилось кормить через зонд, но он потихоньку восстановился.

Главные принципы работа коллектива - душевная теплота, профессиональный уход и индивидуальный подход к каждому ребенку. Закуплено все необходимое специальное оборудование, идет обязательно развивающий уход. С любовью украшены все помещения, здесь и стены раскрашены в позитивные цвета. Заходя в группу, встречаешь вполне спокойных детей, настроение каждого - в зоне внимания воспитателей. Конечно, приход чужого может беспокоить, но в арсенале педагогов самые разные способы увлечь и отвлечь. Свою роль выполняют и подобранные мультфильмы, добрая звуковая и цветовая гамма атмосферы, работает и личное тактильное, голосовое общение. Возможности каждого воспитатели уже знают и стараются развивать способности.

В одной из групп находятся на-иболее непростые дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, ДЦП, поражениями центральной нервной системы, тетрапарезами - снижением двигательной активности рук и ног. Маломобильные содержатся на первом этаже, на втором - ребята постарше и покрепче. Здесь же располагаются учебные классы, медицинские кабинеты, актовый зал, сенсорная и соляная комната, дети ее очень любят. В кабинете физиотерапии обращает на себя внимание всеобщая любимица детворы - кедровая фитобочка с парогенератором, эта процедура проводится по назначению врача для профилактики и снятия стресса, лечения кожных заболеваний. Дети обожают переживаемые в бочке ощущения, с удовольствием погружаются в обволакивающий тело теплый пар с экстрактами трав. Здесь еще можно подкрепиться кислородным коктейлем. Успешно применяется грязелечение знаменитой тамбуканской лечебной грязью. Неподалеку, также на втором этаже, светлая чистенькая столовая, куда приходят более мобильные воспитанники. Поскольку пищеблок на первом этаже, готовые блюда поднимаются на специальном подъемнике. Маломобильным ребятам еду доставляют индивидуально.

В группе мальчиков идет занятие рисованием: тема дня - весна. Мальчишки явно стараются по-своему изобразить пробуждение природы, они не всегда могут это выразить словами, а вот краски и карандаши становятся волшебным средством передачи. Рядом расположен нарядный игровой балкон, где можно ребятам погулять в плохую погоду. В каждой спальне есть туалет и ванная, все сделано так, чтобы было удобно, тепло и комфортно. У каждого рядом с кроваткой стульчик и индивидуальная тумба для личных вещей, очень тепло и уютно, как дома. Да ведь для этих детей именно здесь их родной дом, их семья.

В комнате девочек тоже царит творчество, на очереди сегодня - лепка на стекле. Девочки старательно разминают пальчиками специальный пластилин, который затем наносится на стекло, где изображен контур белочки. Предварительно проведена беседа по теме занятия - лесные животные. В сторонке от всех можно видеть девочку, которая пока не участвует в коллективных занятиях. Она поступила в интернат не так давно, и диагноз аутизм пока не позволяет приобщить ребенка к общему делу. Но воспитатели уверены, что этот сложный период они преодолеют все вместе.

Самое удивительное здесь, что при всех сложных диагнозах все воспитанники учатся. Как говорят здешние педагоги, необучаемых детей нет! Конечно, это обучение отличается от привычного, однако в интернате четко налажено дополнительное и дошкольное образование. Учителя местной школы приходят к детям, которые не могут покидать детдом. Часть детей ездят в общеобразовательную школу на своем автобусе.

- Обучаемы все дети, но каждый индивидуально, у нас образовательная программа адаптирована под ребенка, - поясняет Наталья Владимировна. - По решению медико-психолого-педагогической комиссии для каждого ребенка составлен облегченный вариант коррекционного обучения. И нет ни одного ребенка, у которого бы не было результата. Это, например, не такие уроки математики или русского языка в привычном понимании, обучение предполагает предметно-практические действия, сенсорное и двигательное развитие, способность различать цвета, объем. Нашими педагогами разработаны специальные программы. Школьные учителя сначала сами проходят определенный курс переподготовки, повышения квалификации.

Занятия проходят ежедневно, кроме субботы и воскресенья. Продолжительность, конечно, небольшая - 20-30 минут. Предусмотрены и уроки адаптивной физкультуры, необходимой каждому в соответствии с диагнозом. В целом все построено, как в обычной школе: проводятся праздники первого сентября, последний звонок, новогодние и другие тематические утренники. С приглашением родителей, правда, небольшим, ограниченным составом. Кстати, связь с родителями налажена, с кем-то удалось установить постоянные контакты: из 44 родителей, имеющихся в списке, постоянно посещают интернат не более 12 человек, бывают и бабушки, и сестрички-братики. Чаще, как правило, ограничиваются телефонными звонками. Хотя сотрудники интерната готовы предоставить и видеосвязь, и общение через мобильное приложение. Многие родители либо ссылаются на отдаленное проживание, занятость на работе, либо сами имеют какие-то заболевания. Но находить общий язык с каждым - тоже непростая и важная задача.

С 2016 года, когда началось планомерное обучение воспитанников, его прошли 36 человек, и если у детей, для которых до этого существовал один путь - подрастая, поступать в психоневрологический интернат, то теперь они получают профессиональное образование в специализированных техникумах. Ребята осваивают специальности: ремонт и пошив обуви, штукатур-маляр, садовод, ландшафтный дизайнер, швея. С трудоустройством, конечно, еще не все просто, однако выход нашли: некоторые работают теперь в штате своего же дома-интерната. Пять человек получили специальность «младший медицинский персонал» - санитары. Они уже проявили себя и здесь, проводят прогулки с детьми в роли волонтеров. Теперь приобретают навыки сиделок и помогают тяжелым деткам.

- Так и задумывалось изначально: чтобы в этом мире они не просто жили и радовались, но и могли быть полезными, - говорит Н. Студеникина. - Вообще-то, они и раньше у нас приобщались к волонтерству, многое делали за «просто так», но став штатными сотрудниками, будут получать даже пусть и скромную зарплату - зато своим трудом заработанную копеечку! Проблема лишь в том, что общество еще не готово воспринимать их как работников.

Нынешний директор дома-интерната когда-то в юности начинала трудовую биографию медицинской сестрой, потом закончила Московский социальный университет - Пятигорский филиал, стала специалистом по социальной работе. А вскоре так сложилось, что Наталье Владимировне пришлось сменить на посту директора маму - Веру Дмитриевну Василенко, и вот уже скоро двенадцать лет она в этой должности. Так что, возглавив коллектив, прекрасно представляла, куда идет.

- У нас люди все замечательные! Любят свою работу и главное - любят детей, за которыми ухаживают, - с гордостью говорит директор. - Недаром же многие приезжают на работу за несколько километров - из Ипатово, Винодельного, Дивного. Ну и дербетовских тоже немало. Самый опытный наш сотрудник Татьяна Николаевна Песоцкая, палатная медсестра, работает здесь с 18 лет - более 40 лет! Так всю жизнь и ездит из Ипатово. Хотела было уйти на пенсию, но уже через месяц вернулась, говорит - жалко ребятишек. В коллективе у нас 176 человек - врачи, медсестры, фельдшер, воспитатели, санитары, уборщики, водители, работники прачечной, кухни, дворники. Замкнутое «производство» - сами себя обслуживаем. Люди разных поколений, объединенные общим важным делом, в котором каждый понимает свою роль.

Фельдшер Наталья Юрьева в коллективе уже 11 лет. Сама из Чечни, но замуж вышла за дербетовского парня, теперь уже двое своих сыновей, но второй семьей называет интернат. После окончания Армавирского медицинского колледжа работала в Ипатово, в больнице. Вспоминая первые дни работы в интернате, признается:

- Поначалу было тяжело, очень жалко было детей, не обходилось без слез, да это и сейчас еще бывает. Переживаешь за каждого. А они нас так ждут!

Ждут - это мало сказано. Одна из подопечных Натальи Юрьевой при встрече буквально вцепилась в ее руку, никак не хотела отпускать. Соскучилась, пока фельдшер была в отпуске. У девочки наряду с тяжелой умственной отсталостью гидроцефалия, порок сердца, ДЦП. Поступила сюда четырехлетней и только благодаря сотрудникам интерната вот уже шесть лет живет здесь при полном уходе и медицинском обслуживании. К счастью, к ней регулярно приезжает папа, а это серьезное подспорье в поддержании слабого больного ребенка.

Фельдшеру Н. Юрьевой нередко приходится брать на себя и реабилитационную, медицинскую часть ухода. Для этого Наталье, начинавшей работу в службе скорой помощи, пришлось серьезно подучиться, многое узнать, советоваться со старшими. К слову, она и сегодня продолжает учиться в своей профессии, как и другие ее коллеги. Сотрудники интерната периодически выезжают на семинары в другие регионы России, изучают современный опыт развивающего ухода. Жизнь-то не стоит на месте, много нового появляется, и хочется применить у себя все полезное для детей. По разработанной для каждого ребенка индивидуальной программе реабилитации и абилитации приобретается всевозможное оборудование: коляски, опоры, вертикализаторы, ортопедическая обувь. Средства поступают из федерального бюджета, при этом большую помощь оказывает и министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края. Практика убеждает: эти старания приносят хорошие результаты.

Тем более, что ежегодно поступают новые детки: и те, кого оформляют сюда сами родители, и из дома ребенка, и те, кого изъяли из семьи у нерадивых родителей. Так было в 2021 году с девочкой из Шпаковского района: мать о ней не заботилась, а ребенок тяжелый, с комплексом диагнозов, она сама не могла принимать пищу, была на тот момент обездвижена, масса тела низкая, требовалось зондовое питание. Сейчас ребенок совсем в другом состоянии, она уже может сидеть, есть и главное - налажен контакт с мамой, которая навещает дважды в месяц.

Кстати, сотрудниками интерната ведется последовательный поиск родителей по взысканию алиментных обязательств. За последние пять лет количество детей, получающих алименты, выросло с 32% до 78%: деньги откладываются на личный счет ребенка. Эта огромная работа специалистов проводится в сотрудничестве с судебными органами при поддержке министерства соцзащиты края. Ведь родители должны нести свою ответственность, раз уж государство взяло на себя их функции.

Многому можно здесь удивиться. Например, тому, что находятся люди, готовые взять на себя заботу о ребенке-инвалиде. Трое ребят из Дербетовского дома-интерната ушли в семьи - двое в приемную, один вернулся в родную. Разумеется, просто так никому больного ребенка не отдадут. Работает школа приемных родителей, где специалисты помогают им пройти обязательную подготовку - и моральную, и медицинскую. Низкий поклон таким самоотверженным людям: они не только дают маленькому инвалиду счастливую возможность быть в семье, при этом и находящиеся рядом дети учатся жить в одном обществе с инвалидами. И общество понемногу приходит к пониманию, что люди все одинаковы в правах, все заслуживают простого человеческого признания и счастья.

Свою благородную роль в этом общем процессе играют благотворители. Например, недавно сотрудники Ставропольского ресурсного центра общественной заботы «Поддержка» оперативно предоставили детям специальное лечебное питание в соответствии с ранее полученным заказом. Кроме того, волонтеры центра изготовили подушки для позиционирования, используемые в качестве профилактики пролежней у больных детей. Скоро будут доставлены еще и зонды длительного использования, применяемые в кормлении детей.

- Наше сотрудничество с Дербетовским домом-интернатом развивается, мы обязательно будем его продолжать и помогать всем чем сможем, - говорит директор АНО «Поддержка» Татьяна Васильева. - Паллиативная помощь в России сейчас выходит на новый уровень, будем активно участвовать. Взаимодействие государственных и некоммерческих организаций приносит хорошие результаты.

С 2019 года в Дербетовском доме-интернате развивается форма сопровождаемого проживания: подрастающие воспитанники не уходят в ПНИ, а переходят в отделение реабилитации молодых инвалидов. Не имея собственного жилья, они теперь на свои средства его покупают (деньги удается накопить на личных счетах, поскольку ребята получают пенсию и алименты), предварительно пройдя обучающую программу. Уже куплены три дома в Дербетовке, сначала с ними постоянно находился один из воспитателей, постепенно приучая к самостоятельности, теперь они под опекой Центра помощи семье и детям Апанасенковского округа, откуда соцработники в рамках программы сопровождения их навещают и помогают при необходимости, например, в правовом отношении. Ну а неформально, как рассказали в интернате, с ними ни на день не прерывается связь, тем более что эти ребята сегодня трудоустроены в штат интерната.

- Важно оказывать помощь в развитии навыков самообслуживания, обучать самостоятельной жизни с минимальной посторонней помощью, чтобы в дальнейшем они могли быть максимально независимыми и успешно адаптироваться в социальной среде, - считает министр труда и социальной защиты населения Ставропольского края Елена Мамонтова. - Освоенные навыки позволят воспитанникам социализироваться в обществе и иметь качественную и полноценную самостоятельную жизнь в будущем.

На «обывательский» вопрос, считают ли они своих подопечных несчастными, работники дома-интерната отвечают просто: это особенные дети, которым нужны и уход особый, и внимание, и забота. Да, они живут в своем мире, в своем кругу, но это - дети. Давно уже и жители села не так сторонятся этих ребят, постепенно отношение меняется. С интернатом хорошо взаимодействуют общеобразовательные школы Винодельненского и Дербетовки, школьники-волонтеры помогают организовать праздники, утренники, да и просто приходят в гости.

- Ребята очень трогательно относятся к нашим воспитанникам, - говорит Наталья Студеникина. - Играют, выводят на прогулку, придумывают интересные развлекательные мероприятия, которые сами и оформляют. Они - добрый пример всему нашему обществу.

«Всюду жизнь»
Газета «Ставропольская правда»
17 мая 2023 года