На Ставрополье форум Российского общества «Знание» посвятили героизму и исторической правде
В ставропольском мультимедийном парке «Россия - моя история» прошел молодежный военно-патриотический форум «Знание о героях». Мероприятие объединило на одной площадке педагогов, общественных деятелей, медиков и молодежь региона в дискуссиях о героизме и исторической правде.
Открыла мероприятие Российского общества «Знание» лекция гостя из Белгорода. Преподаватель истории и обществознания образовательного комплекса «Алгоритм Успеха» Семён Кириллов рассказал о том, как в интересах недружественных стран или корыстных псевдоученых может фальсифицироваться история. Бороться же с ее искажением, по мнению педагога, все же можно и необходимо. Для этого нужно учиться критическому анализу информации.
- Фальсификация истории – опаснейшее оружие. Многие люди воспринимают историю не как науку, а как оружие для воздействия на реальность. И оно работает. Если внушить стране, народу или целому миру, что прошлое выглядело по-другому, вы сможете изменить настоящее. Заказчики таких процессов часто живут в других странах, - считает Семён Кириллов.
По мнению эксперта, основные приемы, к которым прибегают фальсификаторы, - это любительская лингвистика, новая хронология, изобретение источников, обвинение официальной истории во лжи, а также некритическое привлечение данных других наук. Чтобы лжецам было сложнее внедрять населению свою вредоносную информацию в умы населения, оно должно регулярно заниматься своим образованием независимо от возраста. Популяризации правдивых исторических фактов может послужить только качественная научная литература. К сожалению, на прилавках книжных магазинов встречается не только она. Поэтому историк дал несколько рекомендаций по выбору действительно полезных интеллекту книг.
- Во-первых, беря в руки книгу, смотрим, есть ли в названии или описании такие словосочетания как «вся правда», «все тайны», «вы узнаете то, о чем ранее не говорилось». Есть? Кладем книгу обратно. Чтобы открыть какой-то новый факт, историкам нужно работать годами и открываемое не сенсация, а уточнения и дополнения, которые не преподносятся как данные, способные изменить представления о чем-либо. Второе – смотрим в конце книги на список литературы и ссылки. Их нет или автор ссылается на непонятные статьи и фильмы? Тогда это тоже не то, что нужно. Должны быть ссылки на археологические труды, научные книги авторитетных на протяжении многих лет историков. Ну и в-третьих, смотрим на иллюстрации. Какого они типа? Если это карты, схемы, изображения исторических предметов – хорошо. Если в книге размещены фотографии самого автора, либо просто красивые картинки, непривязанные к фактам, то внимания книга не стоит, - дал инструкцию Семён Кириллов.
Он подчеркнул, что, если хотя бы один из признаков некачественной исторической литературы обнаружен, книга может быть не только вредна, но и опасна, и также порекомендовал авторов для дополнительного чтения. Среди них Борис Александрович Рыбаков, Борис Дмитриевич Греков, Василий Осипович Ключевский и Сергей Михайлович Соловьёв. Если перечисленные историки подходят больше старшеклассникам и взрослым людям, то для детей младшего и среднего школьного возраста, по мнению педагога, отличным вариантом будет «История России» Александры Осиповны Ишимовой.
Еще один лектор форума - ветеран боевых действий в Афганистане, руководитель Ставропольского краевого отделения Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое Братство» Николай Борисенко сошелся во мнении с гостем из Белгорода в том, что современной молодежи жизненно необходимо увеличивать глубину знаний о судьбе своей страны.
- Нужно повышать уровень знаний о нашем массовом героизме. Не все знают, что всего после Великой Отечественной войны было более сорока конфликтов, в которых с освободительной миссией принимали участие наши военнослужащие. Молодежь должна знать о героях своей страны: не только тех, кто удостоен звания Героя, но и тех, кто в нынешнее время, рискуя своей жизнью, защищает Родину, - эти люди по сути своей герои. Сегодня все должны защищать свое Отечество: одни в составе вооруженных сил, другие - в медицине, третьи - в волонтерстве и так далее. Каждый должен приносить пользу своей стране. Мы не имеем права давать слабину, - подчеркнул лектор.
Николай Борисенко рассказал об уроженцах Ставропольского края - Героях Советского Союза, России, об участниках специальной военной операции, а также о посвященной этим людям передвижной выставке «Равнение на подвиг. Герои Ставрополья». Так, 234 Героя Советского Союза и 28 Героев России - уроженцы Ставропольского края: первую звезду Героя Советского Союза в 1934 году получил летчик ставрополец Анатолий Ляпидевский; первый военный моряк, удостоенный звания Героя Советского Союза, Иван Бурмистров - родился в Ставрополе. Также Николай Борисенко рассказал и о «Книге Памяти», подготовленной региональным отделением «Боевого Братства» и посвященной воинам Ставрополья, отдавшим свои жизни за Родину в разные годы после Великой Отечественной войны.
На форуме рассказал о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны и лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года - 2020», член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения России, сопредседатель Ассоциации молодых педагогов Ленинградской области Иван Хеорхе. Он прочитал лекцию о блокаде Ленинграда и Курской битве.
Современных достижений космической отрасли и перспектив ее развития в России на форуме коснулся доцент кафедры «Динамика и управление полетом ракет и космических аппаратов» МГТУ им. Н.Э. Баумана кандидат технических наук Всеволод Корянов.
Ряд лекций форума был посвящен Ставрополью - его экономике, истории и культуре. Выпускник экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, эксперт по инвестициям издательства МИФ, основатель Семейной академии финансовой грамотности FinUp, спикер Национального центра финансовой грамотности Андрей Кулага выступил с лекцией об экономике Ставропольского края и ее значении для экономики страны. По его мнению, сегодня край уверенно входит в топ-30 регионов России по объ-
ему производства, имеет потенциал и перспективы для дальнейшего роста даже в кризисный период, а многие отрасли сегодня привлекательны для инвестиций. Основные сферы, которые обеспечивают развитие региона, - промышленность, ее доля в экономике составляет 18%, торговля – 16% и сельское хозяйство – 10%.
С лекцией о культурном наследии нашего региона, его влиянии на культурный код страны выступила ректор Ставропольского государственного педагогического института кандидат социологических наук Мария Смагина. Об истории края, его воинской славе рассказала декан педагогического факультета того же института, кандидат исторических наук, доцент Наталья Леонова.
Надо сказать, что выступающих увлеченно слушали не только школьники и студенты, но и их наставники. Многие из них уже много лет занимаются патриотическим воспитанием детей, и форум Российского общества «Знание» стал еще одним импульсом их педагогических стремлений.
- Привел самых лучших ребят. Они с удовольствием сюда пришли. Хотим узнать максимум информации о наших героях, истории. Помимо практических дополнительных занятий, нужны и дополнительные теоритические, - высказал мнение учитель основ безопасности жизнедеятельности лицея № 35 Ставрополя Пётр Ковалёв.
Завершила работу форума интеллектуальная викторина - молодые участники проверили свои знания об истории Ставропольского края и России. Победители получили памятные призы от Российского общества «Знание». Но, как оказалось, подарки были не так уж важны школьникам.
- Было очень интересно слушать выступавших, узнать историю с другой стороны, ее другие грани. В школе рассказывают исключительно о событиях прошлого, а здесь учили интерпретировать, смотреть под разными углами. Сейчас на уроках истории мы зачастую зубрим, но это база, на которую будет ложиться все остальное. Сегодня я поняла, что нам нужно научиться думать, - сделала вывод десятиклассница школы № 29 Ставрополя Арина Ибрагимова.
17 марта 2023 года