На Ставрополье развивают систему ранней помощи детям с отклонениями в развитии
Система оказания комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям постоянно совершенствуется на Ставрополье. Благодаря налаженной межведомственной работе повышается доступ к системе оказания ранней помощи.
Сегодня, по сообщению министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, комплексной работой по реабилитации и абилитации в регионе охвачены порядка 13,5 тысячи детей в возрасте до трех лет включительно.
Как показывает практика, раннее выявление и оказание помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья способствует улучшению в его развитии, поддержании здоровья, а в дальнейшем - успешной социализации и включению в образовательную среду. В 2016 году в крае разработана модель межведомственного взаимодействия при оказании ранней помощи детям с нарушениями развития или высоким риском их возникновения, а также родителям. Она осуществляется в рамках федеральной концепции развития ранней помощи и направлена на координацию деятельности краевых министерств здравоохранения, образования, труда и социальной защиты населения края и подведомственных им организаций.
Это помогает выявлять детей, нуждающихся в ранней помощи, еще педиатрическими службами медицинских организаций. Помимо медицинской помощи, которую получают эти дети, некоторым из них требуется помощь социальных работников и педагогов. Над этим работают специалисты Ставропольского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, где с 2021 года эффективно действует отделение ранней помощи. Его задача – создать оптимальные условия психомоторного и социального развития ребенка раннего возраста с ОВЗ и стимулировать развитие его потенциальных возможностей.
Ежегодно помощь в отделении получают более 70 детей раннего возраста. Специалисты различных направлений проводят дифференцированную психолого-педагогическую диагностику отклонений в развитии, устанавливают эмоциональный контакт с ребенком, помогают сформировать у него игровые умения, двигательную и познавательную активность, бытовые навыки и способность к самообслуживанию, корректируют и развивают общение и речь. Одновременно организована консультационная работа с родителями детей.
В центре оборудованы кабинеты индивидуальной работы, сенсорные комнаты, музыкальный зал, игровая комната и кабинет рисования. Кабинеты снабжены специализированной мебелью, есть игры для развития предметно-игровой деятельности, познавательных процессов и организации сюжетно-игровой среды, музыкальные инструменты, а также оборудование по методике М. Монтессори. Педагоги отделения проводят как индивидуальные, так и групповые занятия с детьми и их родителями в рамках программы «Мама, папа и малыш».
Кроме того, детям предоставляются массаж, физиопроцедуры, занятия с инструктором по физкультуре. Все специалисты владеют компетенциями в области диагностики, коррекции нарушений развития, обучения родителей приемам коррекционной педагогики. Они постоянно повышают уровень квалификации, активно участвуют в методической и научно-практической деятельности учреждения, взаимодействуя с коллегами крупных федеральных центров по обмену опытом и распространению наработанной в крае успешной практики.
28 января 2023 года