Беженцев из ЛДНР приютили в селе Александровском на Ставрополье
Не зря говорят, что один переезд равен двум пожарам. А у беженцев из ЛНР и ДНР сплелось все в одно - и пожары в родном городе, и бомбежки, и сгоревшее жилье, и переезд в Россию в поисках лучшей, хотя бы мирной, жизни. Ставрополье, как и в 2014 году, приняло людей, их поселили в нескольких пунктах временного размещения, один из которых находится в селе Александровском - в общежитии местного аграрного колледжа, который, кстати, славится своими специалистами не только на Ставрополье.
Встретили и приветили
Пункт рассчитан на 40 человек. Это первый опыт александровцев в организации такого сложного дела, как прием беженцев. 16 апреля приехали 34 человека с детьми, бабушками и дедушками. Есть пенсионеры, четыре инвалида. Сейчас в центре 38 человек, многие так и живут здесь с апреля. Кто-то уехал - нашел родственников или работу. Так что и количество людей, и их состав - величины не постоянные.
- Комнаты общежития расположены блоками. В каждом блоке две комнаты, - рассказывает директор колледжа Сергей Бурлаченко. - Для беженцев какого-то отдельного коридора или, простите, выгородки нет. Сейчас уже начали приезжать студенты, так и будут жить по соседству. Все люди одинаковы.
Возникает вопрос: а не пострадала ли часть студентов (их более тысячи на очном обучении), лишившись мест в общежитии? Нет, студенты не пострадали. Людей разместили в резервном фонде для аспирантов и приглашаемых преподавателей.
Хлопот с прибывшими, конечно, хватало. Это сейчас все, или почти все, наладилось, а в первые дни нужно было организовать медицинское обследование всех приехавших, отправить детей в школу и детские сады, наладить горячее трехразовое питание. Со всем александровцы справились.
- Главное, определили мы, отправить детей в образовательные учреждения, - вспоминает Сергей Бурлаченко, - наши районные волонтеры помогли и с формой, и с набором канцелярских предметов.
Кстати, Влад Рубцов стал единственным школьником, остальные дошколята, их в детский сад и определили.
Владислав Рубцов, десятилетний беженец из Мариуполя, вспоминает:
- Самое страшное было, когда летели самолеты. Мы тогда все бежали в подвал и там громко говорили, чтобы не слышно было взрывов вокруг дома.
Последний месяц они и вовсе жили в подвале. Сначала сгорела квартира Рубцовых, а потом и их родителей.
Теперь все это для Влада и его семьи закончилось. Отец уехал на заработки. Мама и Влад здесь, в Александровском, дедушка и бабушка живут в другой комнате. Четвертый класс он закончил уже в Александровском, нынче идет в пятый с «разными учителями», по его выражению. Влад очень умный и развитый мальчик, в чем несомненная заслуга мамы, которая и в такой ситуации умудряется покупать нужные мальчишке для занятий книги, а также бабушки и дедушки. Заслуга местной администрации - парнишку бесплатно определили в бассейн, музыкальную и художественные школы, волонтеров из Ростова-на-Дону - в том, что они взяли мальчика в бесплатную компьютерную школу.
В школу начальную Влад пошел на следующий день после приезда.
По данным министерства образования Ставропольского края, в школы первого сентября пойдут полторы тысячи ребят из ДНР и ЛНР. Они обеспечены всем необходимым.
Присяга и гражданство
В день нашего приезда Светлана Рубцова, мама Влада, и еще женщины из пункта временного пребывания приняли присягу на гражданство России, значит скоро они получат российские паспорта, а в свидетельстве о рождении Влада тоже появится соответствующая отметка.
Все остальные ждут российского гражданства, без этого порой и на работу не устроиться. По российскому законодательству срок рассмотрения документов 90 суток. А их еще нужно подготовить, перевести с украинского, во всем этом александровцы беженцам помогли безвозмездно. Но есть и еще одно «но», связанное с различием законодательства двух стран, которое можно решить только на федеральном уровне. Пока нет паспорта - не зайти на госуслуги, а в пункте живут две женщины - одна преподаватель, другая воспитатель детского сада. Им, чтобы устроиться на работу в России, нужна справка об отсутствии судимости. Уже бы могли работать, но… Таня Олейник, учитель технологии из Бердянска, как раз в такой ситуации. Документы на паспорт еще не подала, возникли трудности из-за проблем с переводом, но муж, сварщик, с первого же дня устроился на работу: детей и кормить, и одевать нужно, чтобы не хуже других были. Там же живет мужчина, машинист тепловоза, его тоже не берут на работу из-за отсутствия какой-то справки, которую не получить без паспорта, пока подрабатывает. Будем надеяться, что все скоро наладится. Но самим александровцам эту проблему не решить. Вот все остальные они готовы решать в любое время суток.
Работа и учёба
Светлана Рубцова, женщина открытая и общительная, о своей будущей работе предпочитает отмалчиваться, обе понимаем, что перспектив у нее немного. В Мариуполе она, юрист, работала в государственном учреждении - центре оказания административных услуг, аналоге наших госуслуг. В Александровском найти подобную работу не просто сложно, а очень сложно. Но оптимизма она не теряет, надеется на помощь или на переезд в город.
Наталья Герасимова, заместитель главы администрации Александровского муниципального округа, рассказывает:
- Центр занятости населения в Александровском округе еженедельно предлагает обитателям пункта временного пребывания новые вакансии. Для трудо-устройства в частных компаниях достаточно статуса временного убежища - нужны разнорабочие, строители, водители. А вот экономистам, юристам, педагогам сложнее найти работу: сказывается разность юридической и платежной систем. Думаю, нужно пройти какую-то адаптацию и переквалификацию. Не найдя работы по специальности (Александровский округ сельскохозяйственный, а люди прибыли из промышленных регионов) и получив паспорт, некоторые уезжают в другие территории. А кто-то перестраивается и уже нашел занятие в сельском хозяйстве.
Быт не забыт
Я не буду утверждать, что беженцы живут в царских хоромах. Простые двухместные комнаты со шкафом и столом. Но здесь есть и раздельный санузел, и холодильник, и микроволновка в каждом блоке. Их купили специально для беженцев - на обустройство деньги выделяет краевой бюджет плюс помогли местные предприниматели. Сейчас в колледже идет ремонт, в том числе на кухне и в столовой, так что трехразовое горячее питание (на него деньги тоже из бюджета края) пока невозможно, привозят продукты, а их без холодильника не сохранить. На каждом этаже есть кухня, постирочная комната со стиральными машинами.
Наталья Герасимова отметила, что помогают беженцам всем миром, и сотрудники администрации и бюджетных учреждений, и предприниматели, и студенты колледжа. И так было с первого дня, когда люди приехали в зимней одежде, быстро всех переодели.
- Представители краевого и районного советов женщин, - сказала она, - бывают здесь каждую неделю.
Сегодня подарки получает Катя, воспитатель из Волновахи, что под Донецком, и Марина для четырехлетней дочери и сына, которому два года и девять месяцев. Оба уже детсадовцы.
- Сходили в МФЦ, - вспоминает Марина, - на следующий день зачислили в садик обоих, старшая ходит на целый день, младший пока на полдня.
Семья Марины планирует не уезжать из Александровского. Да и многие беженцы собираются получить гражданство, найти работу и остаться на Ставрополье навсегда.
2 сентября 2022 года