18:31, 21 июня 2022 года

Зачем люди едут в горы?

Вот уже сколько лет я задаю себе этот вопрос и не нахожу ответа. Все как обычно. Живешь нормальной жизнью, и вдруг – звонок от Султана из КЧР. И всё. Жизнь раскалывается на «до» и «после». Сейчас – «после». Ты собран здесь, ты собран весь, ты ждёшь заветного сигнала… Охота! Одна, но пламенная страсть. И нет силы, которая могла бы тебя остановить. Ни проблемы дома, ни ворчание жены, ни работа… ничего. Ты должен к шести вечера быть у Султана.

Сборы короткие, как выстрел. Карабин, патроны, нож, рюкзак, спальник, еда, все уже собрано, но надо что-то забыть, иначе удачи не будет. Твой мандраж передается машине. Она тоже собрана, чудесным образом заправлена бензином из заначки. Поцеловав жену и обещая через два дня вернуться, ты уезжаешь. Нет, ты улетаешь! Дорога в двести километров пролетает мгновенно, и ты в Хабезе.

Султан, Умар, Федя уже ждут. Ждёт грузовик под лошадей. Пьём чай, грузимся. Приводят лошадок. Узнаю «своего». Гнедой шестилетний мерин Мухтар – яркий представитель самой выносливой карачаевской породы. Кормим их овсом. Заводим их в кузов и поехали. Полтора часа – и мы на Чапале (в Урупском районе Карачаево-Черкесии). Выгружаем лошадей, седлаем, вьючим, любуемся весенними горами. Внизу всё цветёт, здесь же весна только начинается. И сразу же тебя охватывает щемящая тишина гор, синее небо. Разреженный воздух, наполненный ароматом талой земли и хвои, разрывает грудь. Садимся верхом и едем. Впереди дорога, вернее тропа. Нас ждёт Ацгара - Олений рай! Кто не был там, тот рая не видел.

Всё это будет потом. Шестичасовой переход по ущелью, откапывание лошадей, идущих в мокром снегу, снежные шапки, нависающие над тропой, готовые в любой момент сорваться лавиной и камнепадом. Высота под три тысячи, воздух, как густой кисель, надышаться невозможно. Начинает бить «горняшка», но ты этого не замечаешь. Впереди Ацгара…И вот мы на месте, уставшие, мокрые, грязные. Лошади в мыле. Разгружаемся, ставим палатку, разводим костёр. Лошадей накрываем спальниками и вяжем им передние ноги, чтоб далеко не ушли. Развешиваем для просушки одежду. Ругаем погоду, пьём чай из рододендрона, его тут море. Всё. Мы на месте. Слава богу!

Нас охватывает тишина, изредка нарушаемая треском костра. Завтра будет охота, но это будет завтра.

Будут многочасовые хождения по горам в поисках добычи и ни с чем несравнимый адреналиновый взрыв, когда через линзовые стекляшки бинокля ты видишь его величество – Зверя! Твоё дыхание практически останавливается. Ты даже перестаёшь моргать. Кожа холодеет и покрывается мелкой рябью. В тебе просыпается охотник, который жил в этих местах пару миллионов лет назад. Который не имеет права промахнуться. От напряжения чувствуешь струйку холодного липкого пота, которая скатывается под одеждой между лопатками вдоль позвоночника.

И будет точный выстрел на четыреста метров, рюкзаки с добычей, мокрая одежда, постоянные падения на скользких от влаги валунах. Будут досадные промахи, словесные перепалки, доводящие до изнеможения, тяжёлые, трудные спуски, от которых ещё два дня будут дрожать колени, и долгое сидение у костра.

Разговоры…Твои друзья говорят на своём, клокочущем как река, горском языке, иногда вставляя русские фразы, но ты знаешь, о чём разговор. Молчишь и понимаешь – наступило душевное равновесие. И кажется – нет человека счастливее тебя! Но всё быстро заканчивается. Лицензии закрыты, зверь добыт, всё по закону, нам лишнего не надо. Собираемся, вьючим лошадей, что-то обязательно оставим, чтобы вернуться.

Рвём букетики подснежников. Скоро 9 Мая, День Победы. Заходим на памятник комсомольцам-партизанам. Кладём цветы, троекратный салют. Так было всегда, так и будет. Тех дней забывать нельзя. Эту память мы передадим нашим детям и внукам.

Назад дорога быстрей, снегу поменьше. Грузовик ждёт в условленном месте. Туда-сюда, и мы в Хабезе. Почему так сильно тянет домой? Не знаю. Охота закончилась, но остается вопрос: «Зачем люди едут в горы?..».

Сергей КОВАЛЬ