© Фото предоставлено управлением СК по сохранению и госохране объектов культурного наследия.

В Пятигорске начались работы по реставрации замечательного памятника истории и культуры России – Пушкинских ванн. Объект культурного наследия, расположенный в самом центре города-курорта, долго ждал этого события. И вот сейчас взоры горожан и отдыхающих, проходящих по парку «Цветник», обращены к этому строению, переживающему свое возрождение. Потому что очень дорого многим здание, несущее на своем облике неповторимо-прекрасное дыхание минувшей эпохи…

У Пушкинских ванн, как и положено памятнику, большая история, достойная, пожалуй, пера романиста. А началось все с… кибитки и деревянной ванны, поставленных летом 1825 года знаменитым генералом И.В. Сабанеевым, участником суворовских походов, героем Отечественной войны 1812 года, приехавшим на Воды с семьей. Сделано это было по совету доктора Ф. Конради, тогдашнего главного врача Кавминвод, за год до этого обнаружившего на южном склоне Машука новый горячий источник. Примечательный факт: Сабанеевы принимали ванны только утром, а в остальное время ваннами пользовались все желающие! Уезжая, благодарный генерал подарил кибитку с ванной администрации Вод. И уже два года спустя в дело вступает известный зодчий Джузеппе Бернардацци, которого по праву можно считать автором исторического облика Пятигорска. Правда, ему довелось лишь установить скромный деревянный барак, но уже с четырьмя ваннами, названными Сабанеевскими в память о первых пациентах. До воплощения проекта каменного здания, как задумывал Бернардацци, было еще далеко. Четверть века спустя барак расширили и дополнили раздевалками. Как пишут историки, несмотря на непривлекательный вид и продуваемое ветрами место, Сабанеевские ванны усиленно посещались больными, так как снабжались водой из самого сильного тогда источника – Александро-Николаевско-Сабанеевского.

Только к началу ХХ века появилось каменное здание ванн из желтого пятигорского кирпича. В нем было не только несколько десятков кабин с раздевалками, но и зал для ожидания, комнаты для белья и прислуги, работала электрическая вентиляция. Для своего времени Ново-Сабанеевские ванны были лечебным учреждением, отвечающим самым высоким бальнеологическим требованиям. После революции 1917 г. это место стало еще более известным: сюда начали приезжать по путевкам отдыхающие со всего Советского Союза. В советское время лечебные ванны активно использовались, а в 1924 году, в честь 125-летия Александра Сергеевича Пушкина, они получили название «Пушкинские ванны».

Так сложилось, что в 90-е годы здание, подобно многим аналогичным объектам, оказалось в числе запущенных, заброшенных. От окончательного разрушения спас лишь статус объекта федеральной собственности. Сегодня под пристальным вниманием управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия началась реализация проекта реконструкции Пушкинских ванн.

© Фото предоставлено управлением СК по сохранению и госохране объектов культурного наследия.

– Это очень важное событие для здания, которое более десяти лет не эксплуатировалось и около года стояло вообще без крыши: нашлись «добрые» люди, любители металла, которые его просто украли, - рассказывает начальник управления Анна Конева. – Это несколько затормозило наш проект, какое-то время ушло на ведение следственных действий, а значит, на объект не было доступа. Все это препятствовало началу реставрационных работ. Теперь, слава богу, это позади. Объект сдан в аренду, и арендатору, прежде чем начать объект эксплуатировать, в первую очередь нужно привести его в надлежащее состояние. Особенно учитывая длительный период его фактической бесхозности. После реставрации это уже не будут в чистом виде ванны в их изначальном назначении, но это все-таки будет санаторно-курортное учреждение.

– Новый арендатор намерен предоставлять медицинские услуги и услуги по размещению гостей города, – включается в нашу беседу заместитель начальника управления Дмитрий Кусмачев.- Дело в том, что сегодня ванны вообще теряют свою роль. Это отчасти связано и с изменившимся спросом, и с понятным стремлением арендаторов извлечь из объекта больше прибыли. А они как раз чутко учитывают конъюнктуру. Это в конце ХlХ и начале ХХ века ванн было мало. Современная санаторно-курортная отрасль разрослась и успешно развивается, практически каждый санаторий предлагает в том числе и бальнеологические услуги. Поэтому старые ванны оставлять в неизменном функционале нерентабельно.

Что должно быть сделано про проекту реставрации? Прежде всего реставрируется кровля, ремонтируется стропильная система, фасадная часть. Идет восстановление разрушенных участков стен, укрепление их спецрастворами. Сейчас особое внимание специалистов обращено на колеровку стен. От общественности города раздаются требования к подрядчику максимально приблизить цвет воссоздаваемого к натуральному, изначальному. Однако понятно, что он в результате реставрации все равно будет выглядеть новым. И вполне логично рассуждает исполнитель работ: хотите не хотите, но это свежий колер, со временем и с ним тоже солнце и пыль сделают свое дело…

© Фото предоставлено управлением СК по сохранению и госохране объектов культурного наследия.

– Такие вопросы нередко возникают при реставрации, – поясняет А. Конева. – В процессе докомпановки неизбежны отличия по фактуре, цвету. Конечно, озабоченность старожилов объяснима. Знаете, я тоже очень люблю старые здания до реставрации, обладающие налетом старины, особым шармом. После реставрации старина как бы слетает…

Но всего важнее главная задача – сохранение объекта. Если продолжать держаться за «нетронутость», он все больше будет утрачивать те или иные оригинальные элементы, а потом и вовсе перестанет соответствовать первозданному виду. Кстати, кроме внешнего облика, конечно, большой объем работ предстоит и внутри здания. И тут тоже надо отдать должное проектировщикам: по объемно-планировочным характеристикам изменений будет минимум. Убирают стенки, которые были встроены в разные годы, то есть, по сути, не родные. Зато при этом выясняется, что родные внутренние стены сохранились в очень хорошем состоянии, в отличие от пристроенных. Сейчас внутри полностью снят штукатурный слой, что позволяет оценить состояние стен, и оно очень неплохое. Причем, что похвально: нынешний пользователь-инвестор настоял на том, чтобы полы застелили толстым слоем защитного материала в целях сбережения подлинной метлахской плитки. В наше время она уникальна своей технологией и материалом. Полное сохранение этих сохранившихся полов – очень хороший показатель! С не меньшей деликатностью решается и судьба столярного содержания оконных и дверных проемов: время их, конечно, не пощадило, пострадали изначальные узоры, выполненные когда-то достаточно сдержанно, но одновременно со вкусом. А ведь такие элементы декора тоже по-своему подчеркивают статус объекта. Поэтому решено деревянную столярку изготовить хотя и новую, но с точным повторением узоров. Эту поистине штучную работу по заказу проведут специальные мастерские. Первые экземпляры уже привозили «на примерку». Некоторые элементы потребуют доработки.

То, что и управление, и арендатор вникают в такие детали, – хороший знак для исторического объекта, гарантия его сохранности, что для Пушкинских ванн особенно важно, учитывая место их расположения в начале исторической улицы, откуда пошла вся культурная история города. Сам вид этого объекта, выразительный и по-своему монументальный, значительно дополняет облик всей территории. Да и вообще в сознании горожан и приезжающих парк «Цветник» и Пушкинские ванны – неразрывные вещи.

– А рядом находятся еще Нижние ванны, по каким-то причинам не включенные в реестр объектов наследия, – добавляет А. Конева. – Два этих здания связаны не только названиями, но и композиционно. Они хотя и разные, но гармонично сочетаются. Недаром они называются «Комплексом Верхних Пушкинских ванн». Поэтому в прошлом году благодаря совместной работе управления и муниципалитета Нижние ванны включены в перечень выявленных объектов культурного наследия.

Что касается сроков реставрации, тут все зависит от возможностей пользователя. Его намерение – закончить работу до конца года. Но надо понимать, когда речь идет о реставрации, могут возникать ситуации, требующие больше времени, чем планировалось. Тем не менее к концу года объект будет иметь законченный наружный вид и подведенные коммуникации. Пользователь настроен оптимистично. Да он и сам заинтересован, чтобы быстрее все заработало, начало окупать затраты.

– Думается, даже если какая-то небольшая просрочка и возникнет, то вовсе не критичная, – убеждена Анна Конева. – Вспомним, сколько времени здание ждало своего часа… Главное, объект восстанавливается и готовится к эксплуатации. И тогда уже все, кто так переживает за него, смогут зайти и увидеть, что все сделано качественно. Мы сейчас занялись еще и зданием Нижних ванн: они хоть и эксплуатируются, но тоже явно нуждаются в реставрации. Эта работа впереди. Пока же наша забота провести историко-культурную экспертизу, чтобы включить и его в реестр объектов культурного наследия, что является следующим шагом после его выявления. Но, замечу, объект уже под охраной закона!

Чем больше вникаешь в ситуацию, тем более напрашивается вопрос: почему так долго ванны стояли бесхозными? Кстати, подобные старые здания, требующие к себе внимания, можно видеть во владении многих санаториев КМВ, которые не спешат над ними работать. Причина, скорее всего, связана не с «культурной несознательностью», а с финансовыми трудностями. Но ситуация постепенно меняется!

В судьбах таких объектов чрезвычайно важна роль управления как органа государственного надзора. Весьма трудоемкий процесс – выдача охранных обязательств на объекты культурного наследия. А работы по реставрации вообще предусматривают длинную цепочку процедур. Сначала специалисты управления разрабатывают для арендаторов либо собственников соответствующие задания на проведение работ по реставрации конкретного объекта. Потом собственник привлекает подрядную организацию для разработки проектной документации, проведения ее историко-культурной экспертизы.

– Проектная документация с актом государственной историко-культурной экспертизы в обязательном порядке поступает к нам на согласование, – подчеркивает А. Конева. – Управление организует общественные слушания, чтобы все заинтересованные стороны высказали свои замечания и предложения. Нередко возвращаем документацию на доработку. А выдав разрешение подрядной организации на выполнение работ, мы же и контролируем весь процесс. Для этого по каждому объекту разрабатываем программу проверок, в соответствии с которой наши специалисты регулярно выезжают на объект.

Работы на Пушкинских ваннах начались весной. Темпы укладываются в график. По поводу таких объектов среди строителей бытует шутка: если построить новое – стоит рубль, а если реставрировать - полтора. Это к тому, что нередко работать приходится в стесненных условиях пространства, ограниченного «рамками истории». Но при все том никто не сомневается, что к концу текущего года, как и намечено, на возрожденном к жизни здании рядом с его современным названием появится новая информационная надпись с указанием исторического имени. Это имя наряду с качественно выполненной реставрацией придаст объекту особенный статус, лестный каждому новому владельцу или пользователю. Специалисты управления поделились профессиональным наблюдением: в последние годы отношение в обществе к памятникам культурного наследия заметно меняется к лучшему. Появляются ответственные собственники, работают квалифицированные эксперты и реставраторы, четко соблюдаются проектные решения. Так что жителям города волноваться не стоит, потому как нет оснований не доверять тем, кто взялся за эту очень нелегкую работу.

– Мы все хотим одного – сохранить объект, чтобы он еще стоял много десятилетий, – подчеркивает Дмитрий Кусмачев. – Наверняка в будущем появятся новые технологии, которые поднимут реставрацию на более совершенный уровень. Ну а мы живем здесь и сейчас. Давайте вспомним, что долгое время всех как-то устраивало, в каком виде стояло это здание. И еще надо понимать, что реставрация – всегда обновление. Мы понимаем, почему такое повышенное к ней внимание. Но поверьте, делается все необходимое. Во главе угла принцип использования подлинных материалов, аналогичных исходным, в том числе с воспроизведением декора. Работы проводятся одним из лучших производственников в крае, с большим опытом такой работы. Все стороны чувствуют свою ответственность, поскольку речь идет о лице города-курорта, города исторического, столицы округа.

– Важно ценить и готовность арендатора вкладывать свои средства в исторический объект, и его смелость вообще браться за это, – подытоживает Анна Конева. – Надеюсь, все понимают, что подготовка к эксплуатации такого здания дорогого стоит, за эти деньги он мог построить не одно новое здание. Хорошо, что такие люди находятся! Они приходят к нам и говорят: мы понимаем качество объекта, но мы готовы поработать. А сотрудники управления благодарны всем неравнодушным людям, которые наблюдают за качеством работ. Нам так важно чувствовать отклик на наши усилия. Это серьезная моральная поддержка. При такой поддержке мы свою задачу обязательно выполним.

Наталья БЫКОВА

Генерал Сабанеев был бы рад / Газета «Ставропольская правда» / 24 июня 2022 г.