© Фото пресс-службы администрации Ставрополя

В условиях экономических санкций краевые, как и все российские предприятия торговли должны помочь в импортозамещении, поддержать отечественные предприятия, обеспечив приоритет нашим производителям на полках своих магазинов. Причем такие надежды сегодня возлагаются не только на крупные торговые сети, но и на маленькие магазинчики, работающие в глубинке.

Как поддержать торговый бизнес Ставрополья в условиях санкций? Речь об этом шла на первой краевой конференции «Поддержка малого и среднего бизнеса в сфере несетевой розничной торговли и специализированной торговли ставропольских товаропроизводителей». Встречу по поручению губернатора края Владимира Владимирова инициировал комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. В ней приняли участие более ста предпринимателей, а также представители Федеральной антимонопольной службы, налоговой, финансовых организаций, службы занятости, других структур, которые рассказали о мерах поддержки, принятых на уровне федерального центра и региона, о возможностях для сохранения бизнеса.

Прозвучало, что оборот розничной торговли в крае возвращается на допандемийный уровень. Так, в минувшем году выручка ставропольских предпринимателей на продаже товаров для личного потребления превысила 601 миллиард рублей, что на шесть процентов больше, чем годом ранее.

– Торговля – стратегическое звено в сохранении экономической стабильности Ставропольского края, – подчеркнул первый заместитель председателя правительства региона Владимир Ситников. – Отрасль занимает существенную долю в валовом продукте, обеспечивая порядка 16 процентов валового регионального продукта, что сопоставимо с ВРП сельскохозяйственной сферы и промышленности. Поэтому состояние дел малого бизнеса – в особенной орбите внимания Правительства Российской Федерации и губернатора края.

По налогам в бюджетную систему отраслевые организации обеспечили почти 19 процентов поступлений. Это второе место после промышленных организаций. В условиях санкционного давления, когда экономика испытывает турбулентность, задача комитета – выстроить работу несетевой розницы, эффективное взаимодействие торговых организаций и производителей, соблюсти баланс их интересов, подчеркнул руководитель ведомства Денис Полюбин. Край идет по пути развития многоформатной торговли. В отрасли занято около восьми тысяч организаций, почти 35 тысяч индивидуальных предпринимателей, а также десять федеральных торговых сетей, создано около 19 тысяч торговых точек, не считая объектов нестационарной торговли, рынков и ярмарок.

Представители малого и среднего бизнеса – участники конференции отмечали, что без государственной поддержки в сегодняшних условиях выжить будет очень сложно.

– За минувшие месяцы на федеральном уровне был поддержан целый ряд наших инициатив, которые позволят предоставить субсидии и налоговые льготы для бизнеса, обеспечивать предпринимателей льготными кредитами и займами, а также снизить административное давление, – сообщил Владимир Ситников. – Эти и другие меры господдержки должны способствовать развитию торговли и увеличению товарооборота.

Как прозвучало в ходе конференции, в сегодняшних реалиях сфера торговли переживает определенные трудности. Порой агрессивная политика сетей, особенно в малых поселениях, «выбивает» привычные маленькие магазинчики у дома. Однако и у несетевой розницы имеются явные преимущества перед сетевиками. Это доступность, гибкая ценовая политика, эксклюзивность ассортимента, а самое главное - ориентированность на качественные товары локальных поставщиков, убежден Денис Полюбин.

– В настоящее время комитет ведет работу по поддержке малого и среднего бизнеса, представленного в сфере несетевой розничной торговли. Упор делается на то, чтобы он мог выстоять перед натиском торговых сетей, насытить рынок товарами ставропольских производителей, которые обеспечивают продовольственную безопасность и также переживают определенные сложности из-за санкций, – сказал председатель комитета. – Наши сотрудники, а также представители фондов, работающих с предпринимателями, всегда готовы проконсультировать по возникающим вопросам, вывести на прямые контакты с финансовыми организациями, предложить решения для расширения или сохранения бизнеса.

В ходе конференции был про-анализирован уже наработанный в крае положительный опыт сотрудничества крупных сетей с небольшими точками. К примеру, сохранить и развить современный торговый бизнес помогает франчайзинговая программа «Фасоль». При поддержке компании «Метро» в крае уже открыто полсотни продуктовых магазинов, которые уверенно работают, наращивают оборот и завоевывают клиентов.

В заключение Денис Полюбин подчеркнул, что подобные мероприятия станут регулярными, так как, по его мнению, они востребованы бизнесом. «Мы готовы оказывать всестороннюю помощь в решении возникающих вопросов, все поступившие предложения проработаем с профильными ведомствами», – заверил председатель краевого комитета по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

Как защитить «малышей» в торговле / Газета «Ставропольская правда» / 18 мая 2022 г.