На Ставрополье обновлено более 600 км дорог
Эксперты признают, что качество транспортных артерий и развитость дорожной сети на Ставрополье из года в год меняется к лучшему. Пандемия не стала помехой для успешной работы отрасли и в 2021-м. Краевой властью много сделано и делается для того, чтобы проезд по региону был комфортным. Большой объем работ выполнен по благоустройству общественных пространств. Продолжается реконструкция аэропортов, которые в результате становятся более современными и технологичными. Об итогах прошлого года рассказывает министр дорожного хозяйства и транспорта СК Евгений Штепа.
- Евгений Викторович, наступило время подведения итогов предыдущего года. Какие цифры на выходе?
- Результаты радуют. В прошлом году в рамках и краевой гос-программы «Развитие транспортной системы», и трех региональных проектов нацпроекта «Безопасные качественные дороги» было обновлено более 600 километров дорожного полотна. Это автодороги и регионального, и местного значения. Ремонтировались не только основные транспортные магистрали, но и небольшие межпоселковые направления, а также дороги в селах, поселках и хуторах.
- Активное участие принял край в реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги», в рамках которого министерством были разработаны региональные проекты «Региональная и местная дорожная сеть Ставропольского края», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения». Какие крупные объекты вы бы выделили из общего ряда?
- В целом финансовое обеспечение нацпроекта составило около 2,4 млрд рублей. Из этих средств на реализацию регионального проекта «Региональная и местная дорожная сеть Ставропольского края» выделено более 1,9 млрд рублей, на региональный проект «Общесис-темные меры развития дорожного хозяйства Ставропольского края» - 379 млн рублей, на регпроект «Безопасность дорожного движения» - 32 млн рублей.
В рамках регионального проекта по развитию дорожной сети отремонтировали более 110 км дорог. Из 47 объектов только четыре регионального значения. Это значит, что львиная доля средств потрачена на улучшение муниципальных дорог. Такова установка губернатора Владимира Владимирова - уделять повышенное внимание сельским территориям.
О чем, в частности, идет речь. В Ставрополе обновили более 17 км дорожного полотна. Ремонт коснулся как основных транспортных магистралей города (Западный Обход, Серова, Старомарьевское шоссе), так и улиц поменьше, не столь значимых - Трунова, Комсомольской, проезда Янтарного.
Активно обновляли подъездные пути к небольшим населенным пунктам. Например, отремонтировали единственную подъездную дорогу к хутору Верхнеегорлыкскому в Шпаковском округе. В населенном пункте, где проживают около 600 человек, именно по этой дороге проходит маршрут школьного автобуса и регулярных пассажирских перевозок.
Также в прошлом году уделили большое внимание дорогам, проходящим в непосредственной близости от социально значимых объектов или ведущим к ним. Это детские сады, школы и больницы.
На всех объектах ремонт был комплексный и касался не только обновления дорожного полотна. Здесь также установили барьерные ограждения, новые дорожные знаки, светофоры, обновили разметку, искусственные неровности, отремонтировали тротуары и автобусные остановки.
В рамках регпроекта «Обще-системные меры развития дорожного хозяйства Ставропольского края» продолжены работы по обустройству автоматических пунктов весогабаритного контроля. Такие пункты уже появились на участках региональных дорог Ставрополь - Тоннельный - Барсуковская, Преградное - Тахта - Ипатово, Ставрополь - Изобильный - Новоалександровск - Красногвардейское, Ростов-на-Дону (от М4 «Дон») – Ставрополь.
Комплексы способны автоматически взвешивать и определять размеры транспортного средства без его торможения или полной остановки. Таким образом, система позволяет в круглосуточном режиме контролировать трафик и выявлять перегруженные автомобили. Все эти мероприятия позволят сохранить дорожное полотно в нормативном состоянии как можно дольше. Их главная цель - создание в регионе надежной и комфортной транспортной инфраструктуры. Среди ключевых задач масштабной дорожной кампании - приведение в нормативное состояние региональных трасс и городских улиц, повышение безопасности дорожного движения, снижение смертности в результате ДТП и уменьшение протяженности дорог, работающих в режиме перегрузки.
В рамках этого регионального проекта в январе прошлого года начал работу Центр организации дорожного движения. Его основной задачей является обеспечение безопасности дорожного движения, мониторинг дорожной инфраструктуры и движения транспорта, совершенствование и оптимизация системы управления в сфере транспорта в границах Ставропольского края. Создание единого центра позволило сосредоточить управление всеми подсистемами и модулями в одном месте - соответственно, без создания систем-дублеров, задвоения функций и размытия ответственности.
Название регионального проекта «Безопасность дорожного движения» говорит само за себя. Среди поставленных задач, в частности, работа по снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма. В настоящее время в крае работает четыре центра по профилактике, которые призваны привить детям навыки безопасного участия в дорожном движении. Два из них открыты в 2020 году в Ставрополе и Пятигорске, еще два в прошлом году - в Невинномысске и Кисловодске.
- Что сделано в рамках краевой госпрограммы «Развитие транспортной системы»?
- В прошлом году приведено в нормативное состояние более 240 км региональных автодорог. Подвергся дополнительному регулированию проезд на выявленных по итогам 2020 года участках, где часто происходили ДТП. В частности, это коснулось региональной дороги Западный Обход города Георгиевска в станице Незлобной, где изменены циклы работы светофора. Кроме того, на участке дороги Ставрополь - Аэропорт установлен новый светофор на выезде из города Ставрополя.
Теперь о местных дорогах. В прошлом году 32 муниципальных образования края получили субсидии на их ремонт и капитальный ремонт. В итоге обновлено почти 330 км местных транспортных артерий. Построено и реконструировано более 14 км муниципальных дорог. Например, в городе Невинномысске введена в эксплуатацию подъездная автомобильная дорога к оптово-распределительному центру «Невинномысск», в Новоалександровском округе завершена реконструкция автомобильной дороги станица Григорополисская - совхоз Темижбекский, в Ставрополе финишировала реконструкция трех участков автомобильных дорог по улицам Перспективной, Бирюзовой и Тюльпановой. И это не полный перечень сделанного.
После капитального ремонта введен в эксплуатацию путепровод в створе улиц Железноводская-Ломовая в Минеральных Водах, после реконструкции запущено движение по путепроводу по улице Гагарина через железную дорогу в Невинномысске.
В 2021 году города Кавказских Минеральных Вод – Кисловодск, Пятигорск и Лермонтов – получили субсидию из дорожного фонда края на выполнение инженерных изысканий и подготовку проектной документации на строительство (реконструкцию) семи автомобильных дорог местного значения в границах курортного региона в сумме 232 млн рублей. В 2022-м проекты будут разработаны. Это хороший задел на будущее, так как позволит Ставропольскому краю привлечь дополнительное федеральное финансирование в последующие годы на развитие транспортной системы КМВ.
- Насколько я понимаю, краевая госпрограмма «Развитие транспортной системы» касается не только дорожной деятельности, но и развития системы пассажирских перевозок автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом. Наверняка есть что рассказать и об этой сфере деятельности министерства.
- Безусловно, ее реализация способствовала повышению конкурентоспособности транспортной системы региона. По итогам прошлого года объем пассажирских перевозок на межмуниципальных маршрутах составил более 7 млн человек, что на 37 процентов больше, чем в 2020 году.
Говоря о железнодорожном транспорте, следует отметить, что в 2021 году постановлениями правительства края утверждены порядки предоставления субсидий из краевого бюджета на компенсацию части потерь в доходах компании, осуществляющей пригородное сообщение на Ставрополье. В частности, это связано в том числе с предоставлением 50-процентной льготы на проезд студентам. На эти цели выделено почти 170 млн рублей. Ежегодное выделение субсидий обеспечивает повышение спроса населения на услуги пригородного железнодорожного сообщения в Ставропольском крае, повышает их доступность.
Проводилась работа и по предоставлению из краевого бюджета субсидий авиакомпаниям в соответствии с перечнем, установленным приказом Росавиации, по девяти направлениям. Оказание такой поддержки способствовало большей доступности авиаперелетов для ставропольцев и гостей региона, а также расширению географии полетов.
В 2021 году вышеназванная региональная госпрограмма дополнена новым мероприятием по повышению доступности пассажирских перевозок для населения. ГУП СК «Ставропольское троллейбусное предприятие» предоставлены субсидии за счет краевого бюджета на покрытие части затрат на общую сумму 123 млн рублей. Это позволило предприятию сработать эффективнее с перевыполнением плана перевозок на 4,5 процента. Это те средства, которые дали возможность не поднимать цену за проезд до уровня реальной окупаемости услуги. Таким образом правительство края позаботилось о том, чтобы сохранить для горожан самый доступный и экологически чистый вид транспорта. В этом году краевое финансирование получит также Пятигорск на развитие перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам. Цель та же - доступность поездки в общественном транспорте.
- Евгений Викторович, один из важных критериев оценки работы отрасли – доля дорог, находящихся в нормативном состоянии. Как с этим обстоят дела?
- По итогам работы в прошлом году доля дорожной сети городской агломерации, соответствующая нормативам, составила более 83 процентов (при плане 78 процентов). Если вести речь об автодорогах регионального и межмуниципального значения, то таким требованиям соответствуют более 78 процентов при плане 76 процентов. Сравнивая результаты предыдущих периодов, следует отметить устойчивый рост этого важнейшего показателя.
- Каким стандартам следуют дорожники при производстве работ? Как широко используются новые технологии?
- В 2021 году, как и в предыдущие годы, широко применялись новые технологии во время ремонта дорожного полотна. Все они нацелены на улучшение качества дорог. В их числе можно назвать, в частности, использование стабилизирующих добавок при приготовлении асфальтобетонных смесей, применение шумозащитных конструкций, устройство слоя дорожной одежды из асфальтогранулобетона.
Гарантирует долгую службу магистрали укладка в асфальтобетонное покрытие геосетки. Это современный материал, широко применяемый для армирования асфальтобетонного слоя. Материал равномерно распределяет нагрузки на всю поверхность покрытия, препятствует смещению слоев щебня и битума, предотвращает или значительно уменьшает скорость появления трещин, повышает срок эксплуатации покрытия.
Не первый год на вооружении дорожников устройство слоев основания методом холодной регенерации с использованием ресайклера. Машина оснащена мощным фрезерно-смесительным ротором, а также ультрасовременной системой впрыска. За один рабочий проход она фрезерует асфальтобетонное покрытие, измельчает его, добавляет вяжущие и воду посредством точной дозировки и тщательно перемешивает полученную смесь. Одновременно с этим происходит примешивание цемента. Использование метода холодного ресайклинга позволяет свести к минимуму вероятность появления отраженных и усталостных трещин, исключить деформации на асфальтобетонном покрытии из-за неровностей нижележащих слоев, повысить несущую способность конструкции.
Применение современных технологий позволяет удлинить срок службы наших дорог, сделать проезд по ним комфортным и безопасным. Это одна из важнейших задач, которую ставит перед нашим ведомством губернатор Владимир Владимиров и правительство края.
- На муниципальных и межмуниципальных маршрутах появилось много современного транспорта по перевозке пассажиров. В частности, это хорошо заметно в столице края. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.
- Проведение конкурсов на замещение маршрутов передвижения общественного транспорта в столице края и Пятигорске теперь находится в региональном ведении.
Согласно шкале критериев оценки конкурсантов, разработанной миндором, перевозчик, предложивший наиболее обновленный и комфортабельный подвижной состав, получит соответственно более высокую оценку по отношению к другим участникам. Это справедливо. Об этом можно судить уже по итогам конкурсов, проведенных в 2021 году. В результате на 20 маршрутах города Ставрополя появились обновленные, более комфортабельные транспортные средства, часть которых оборудована кондиционерами, электронными информационными табло, системами безналичной оплаты проезда, оборудованием для перевозок пассажиров из числа инвалидов, пассажиров с детскими колясками и т. д.
- Как вы оцениваете итоги недавно завершившегося конкурса по замещению городских пассажирских маршрутов в Ставрополе? Некоторые перевозчики были недовольны его результатами.
- В январе 2022 года подведены итоги очередного открытого конкурса на право осуществления перевозок по 25 муниципальным маршрутам в Ставрополе. На муниципальные маршруты № 46 и № 15 по мере прохождения техосмотра и регистрации в ГИБДД выходят большие автобусы, поступившие из Москвы, вместимостью 91 человек, из них мест для сидения - 20. Запланировано 5 автобусов на маршрут № 15 и 10 автобусов на маршрут № 46. Так, с 7 февраля на маршрут № 46 уже вышло 5 автобусов. Стоимость проезда в них 25 рублей. Они оборудованы платежными терминалами.
Конкурс проводился в связи с окончанием срока действия свидетельств об осуществлении перевозок. Был объявлен конкурс с целью отбора перевозчиков, которые могут предложить наиболее комфортный, обновленный и вместительный подвижной состав, обеспечить соблюдение расписания движения автобусов необходимым количеством автобусов. Поставленной цели мы добились. Что касается несогласных, у них была возможность опротестовать наши решения. Они это сделали. Действия миндора были законными. Таковыми они признаны и комиссией управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю после рассмотрения жалоб.
На данный момент в связи с изменением перевозчиков по большинству маршрутов города еще наблюдаются некоторые задержки в движении транспорта. Они связаны с тем, что не все успели пройти медосвидетельствование, инструктажи, стажировку и т. д., а также страхование, техосмотр и оформление автобусов в органах Госавтоинспекции, внесение сведений о транспортных средствах в соответствующий реестр лицензий.
При этом министерство постоянно на связи с перевозчиками, контролирует процесс подготовки к началу перевозок, оказывает содействие и мотивирует перевозчиков. Поэтому с 1 февраля большая часть перевозчиков - победителей конкурса приступила к выполнению своих обязанностей по осуществлению перевозок пассажиров.
- Как выполняется установка губернатора и краевого правительства на развитие цифровых технологий в дорожном хозяйстве?
- В Ставрополе идет процесс внедрения интеллектуальной транспортной системы. ИТС – это совокупность специальных технических средств, устанавливаемых на улично-дорожной сети города, наземного транспорта и специального программного обеспечения, позволяющего осуществлять обработку и анализ получаемых данных о дорожной обстановке, а также каналы передачи данных.
В прошлом году был завершен первый этап внедрения ИТС. Он включал в себя обустройство подсистем светофорного управления, мониторинга параметров транспортных потоков и оборудования для Центра организации дорожного движения.
Так, в краевой столице в 2021 году модернизировали 16 светофоров. Например, один из них находится на проспекте Кулакова, 43, в районе университета МВД, еще один на пересечении улицы Западный Обход и проспекта Российского. Также в 2021 году в рамках внедрения ИТС обустроены подсистемы светофорного управления и подсистемы мониторинга параметров транспортного потока, созданы ситуационный центр, шесть автоматизированных рабочих мест диспетчеров-операторов и коллективная система отображения информации.
В рамках внедрения второго этапа ИТС в 2022 году в краевой столице планируется модернизировать и дооснастить еще 17 городских светофоров. Среди них, например, светофоры на пересечении проспекта Кулакова и улицы 6-й Промышленной, улиц Войтика и Калинина, Тухачевского и Ворошилова, 50 лет ВЛКСМ и Тухачевского и других.
В целом, проект внедрения ИТС в Ставрополе рассчитан на три года. Всего за это время в рамках нацпроекта планируется модернизировать 59 городских светофоров, дооснастив их детекторами транспортных потоков.
- Какие основные объекты благоустройства были реализованы в прошлом году и какие планы на этот год?
- В 2021 году в рамках регионального проекта «Повышение комфортности городской среды Ставропольского края» благоустроены 162 общественные территории. Также сюда входит и реализация краевой госпрограммы «Формирование современной городской среды». С учетом выделенной в 2021 году субсидии она позволила обновить 24 общественные территории в 19 муниципалитетах. На эти цели было направлено 843 млн рублей из федерального, краевого и местного бюджетов.
Ставрополье уже не первый год становится победителем Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов. В 2020 году лучшим от нашего края признан проект благоустройства поймы реки Куры в Новопавловске со сроком реализации в 2021 году. Как и планировалось, все работы завершены в соответствии с графиком. Финансирование составило более 166 млн рублей из федерального, краевого и местного бюджетов.
В 2021 году в рамках регионального проекта «Повышение комфортности городской среды Ставропольского края» благоустроены такие крупные объекты, как привокзальная площадь и прилегающая территория в Минеральных Водах, Школьный сквер в городе-курорте Железноводске, сквер по ул. Маяковского в Невинномысске, сквер им. Л.Н. Толстого и Лазаревский сквер в городе-курорте Пятигорске, сквер на пересечении улиц Чехова и Мимоз в Ставрополе, Сквер болгаро-советской дружбы и пешеходная зона улицы 50 лет Пионерии города Нефтекумска, парковая зона в селе Левокумском, набережная Победы села Александровского. В селе Кочубеевском «второе дыхание» обрели три общественные территории: «Пешеходная зона по ул. Октябрьской Революции», территории, прилегающие в кинотеатру «Спутник» и ЦУМу.
В 2022 году в рамках регионального проекта «Повышение комфортности городской среды Ставропольского края» планируется благоустроить 202 общественные территории. В том числе пять общественных территорий в пяти муниципалитетах будут обновлены по краевой госпрограмме «Формирование современной городской среды» с учетом выделенной в 2022 году субсидии. Общая сумма финансирования из федерального, краевого и местного бюджетов составит 825 млн рублей.
Во Всероссийском конкурсе лучших проектов комфортной городской среды малых городов в 2021 году от Ставропольского края победила заявка Минераловодского городского округа с проектом благоустройства пешеходной зоны по ул. Советской со сроком реализации в этом году. Стоимость проекта – более 164 млн рублей.
15 апреля 2022 года