Как уже сообщалось, в Ставрополе в Доме культуры «Ставрополец» и молодежном культурно-досуговом центре «Мир» прошли премьерные показы нового фильма ставропольского кинорежиссера Дмитрия Москвитина «Тьма».

Со зрителями встретились члены съемочной группы во главе с режиссером. Дмитрия Москвитина хорошо знают не только в нашем крае, но и в стране как интересного автора, в творческом багаже которого несколько художественных и документальных короткометражных лент. Нынешняя премьера представила новый короткометражный триллер «Тьма», в котором режиссер вновь выступил также и в качестве автора сценария. Публика очень тепло встретила ленту, после просмотра состоялось обсуждение, режиссеру и группе ставропольских артистов, участвовавших в фильме, было задано немало вопросов о сюжете ленты, ходе работы над фильмом, дальнейших творческих планах авторов. Многие зрители выразили поддержку тому, что кинозалы Ставрополя дают возможность «короткому метру» выйти к широкой публике. Премьера – очень важный момент, к нему фильм шел долго, ведь основные съемки проходили в 2019 году, но потом пандемия вмешалась и процесс растянулся во времени. И вот только теперь ленту увидел зритель.

Дмитрий Москвитин.

Дмитрий Москвитин.

Для Дмитрия Москвитина эта работа – не первый опыт в жанре психологического триллера. Впрочем, когда-то он даже сказал, что это не его жанр, но вот все же вновь к нему обратился.

– Вообще-то, для меня главное всегда, в том числе в этой истории «Тьмы», на первом месте история людей, взаимоотношений, о которых хочется рассказать, – говорит Дмитрий. – Творчество всегда так или иначе обращено к людям, их характерам, а все остальное – море, акулы и прочее – лишь факторы, влияющие на развитие характера. Так что, в каком бы жанре мы ни работали, это всегда будет история про людей.

При чем тут акулы, спросит кто-то. Дело в том, что в основе сюжета ленты – прощальная прогулка главных героев по ночному морю. Отсюда и название «Тьма», несущее в себе двойной смысл: речь не просто о темноте природной, но тьме духовного отчаяния, волей авторской фантазии преображенного в кошмарные видения героини. Однако не стоит зацикливаться на слове «кошмарные». Хотя щекочущих нервы зрителя моментов в фильме хватает, но стержневой замысел картины в том, что любовь победит любые неприятности, главное, чтобы люди держались вместе, вместе боролись за жизнь друг друга, а не просто только за свою. По словам режиссера, тьма здесь – загадочность взаимоотношений, через которую приходится пробиваться. Не случайно так эмоционально мощно срабатывает финальная сцена с аварией и вспышкой ослепительного света: герои вырываются из тьмы. Метафора получилась выразительная и очень точная.

Встреча съемочной группы фильма «Тьма» со зрителями.

Встреча съемочной группы фильма «Тьма» со зрителями.

По признанию Д. Москвитина, добиваться этой выразительности приходилось весьма сложно уже из-за того, что, как оказалось, ночные съемки на воде – сам по себе еще тот экстрим. Например, изначально требовалась достаточно большая глубина, что технически важно: на мелководье свет другой, не тот, что нужен. А если глубина, значит, и волны, и постоянное колебание ракурсов, да и не по-летнему холодная ночная вода в августовской Анапе. Вода живая, лодки с актерами и операторами все время сносит в сторону. Так что экстремальные моменты возникали постоянно: от заболевания актеров в ходе водных съемок до технических сбоев в виде выхода из строя генератора. А бюджет-то строго расписан, как и время съемок. Как вспоминает Дмитрий, им все же повезло с погодой: помог даже настоящий шторм, разыгравшийся в конце работы, и напряженные моменты получились выразительными и натуральными. Но вот одну сцену взаимодействия актеров с «акулой» пришлось вырезать, потому что результат хоть и получился интересным, но, увы, не соответствовал замыслу.

Снявшийся в картине артист Владислав Таранов, которого ставропольский зритель хорошо знает по его работе в театре драмы несколько лет назад, тоже впервые увидел фильм. (Кстати, он уже в четвертый раз снимается у Москвитина). Так что смотрел «Тьму» еще и как зритель:

– Я очень рад, что меня в фильм взяли, что все это состоялось, все случилось. Было круто работать там, с этими замечательными ребятами.

Разделяют профессиональное удовлетворение коллеги заслуженный артист России Игорь Барташ и артист Илья Калинин. У них совсем небольшие эпизодические роли, но оба работали с интересом и тепло вспоминают эту творческую экспедицию, содружество с замечательной командой. Как признался И. Калинин, он раньше даже не представлял, насколько сложен кинопроцесс, сколько вложено труда такого большого числа людей. И несмотря на «второй план» оба артиста признательны режиссеру за возможность получить новые профессиональные открытия. Между прочим, как подчеркнул Д. Москвитин, вся группа работала бесплатно!

На съемочной площадке.

На съемочной площадке.

И работала на высоком, поистине творческом подъеме. Актриса Альвина Тозлиян для себя обозначила историю героев ленты практически шекспировской по накалу эмоций, поскольку все раскручивается на грани жизни и смерти. Было трудно и… круто, согласен с партнершей Владислав Таранов, для которого такая работа «на грани» – во всех смыслах – побудила даже в чем-то пересмотреть самого себя. Экспедиция учит выдержке, учит думать о людях, с которыми работаешь.

– Мы хотели сделать все-таки развлекательный фильм, но при этом представить историю как драму двух людей. Все происходящее – не только о том, что лежит на поверхности, но и заставляет подумать о важном, – выразил настроение своей команды Д. Москвитин.

Радуясь тому, что ростки ставропольского кино прорастают такими интересными побегами, одновременно искренне сожалеешь, что сегодня такое кино в основном можно видеть только в Интернете. А ведь эффект большого экрана никто не отменял! Вот почему режиссер всегда рад приглашению на большие площадки, возможности прямого общения со своим зрителем.

Ну а пока зритель только «переваривает» первые впечатления от новой работы, Дмитрий с товарищами уже размышляют над будущим проектом. Сейчас в стадии обсуждения с продюсерами новый замысел, подробности которого еще только начинают складываться в нечто конкретное. По словам Дмитрия, это будет «туристическая история в жанре сурвайвер» (выживания любой ценой в экстремальных обстоятельствах), где также будут элементы триллера. Сценария пока нет, его создание – дело ближайших недель. Работать собираются уже крепко сложившейся командой, закаленной тем самым экстримом и объединенной общим азартом творить. Так сложилось, что пока Дмитрию Москвитину не довелось снять новый фильм в родном Ставрополе, со ставропольской темой и ставропольскими пейзажами. Но если появится такая творческая задумка, это было бы классно, говорит он: по-своему патриотично и, что уж там, дешевле, если не нужно никуда ехать с экспедицией. Ведь средства на съемки кино приходится добывать, зарабатывая на рекламе, съемках клипов и т.п. А поскольку кинопроизводство очень затратное дело, никаких доходов оно не приносит.

Проникшийся увиденным зрелищем зритель поинтересовался, будет ли у «Тьмы» продолжение? А если такие вопросы возникают, значит, авторам удалось задеть публику за живое. Впрочем, планов продолжить именно эту ленту у Дмитрия Москвитина нет, а вот о полнометражной картине он задумывается всерьез.

Мне же осталось лишь выразить просьбу команды фильма к зрителям – поддержать их работу лайками в соцсетях. Ведь творчество так нуждается в живом отклике тех, к кому оно обращено.

Наталья БЫКОВА

Истории про людей в антураже экстрима / Газета «Ставропольская правда» / 25 марта 2022 г.