Святыню Ставрополя Иверскую икону Богородицы ждёт реставрация
В храме Успения Божией Матери города Ставрополя состоялось выездное расширенное заседание Реставрационного совета Ставропольского государственного музея-заповедника.
По просьбе настоятеля прихода протоиерея Павла Рожкова рассматривался вопрос о состоянии сохранности и возможном восстановлении исторического облика главной храмовой святыни – Иверской иконы Богоматери.
Икона представляет собой точную копию знаменитого образа Богородицы, с XI века хранящегося в Иверской обители на горе Афон. Список с неё был заказан неизвестным жертвователем в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре Святого Афона и доставлен в Ставрополь 9 октября 1867 года. Икона находилась в Троицком соборе и Иоанно-Мариинском монастыре попеременно. Городские хроники того времени свидетельствуют о торжественных крестных ходах с Иверской иконой дважды в год. Икона была покрыта чеканным серебряным окладом с венцами и угловыми дробницами в технике перегородчатой эмали.
В 1922 году в ходе реквизиции церковных ценностей серебряный оклад был изъят. Некоторое время икона оставалась без ризы, а затем реликвию покрыли бисерным окладом, выполненным монахинями Иоанно-Мариинской обители. После закрытия монастыря, а затем и Троицкого собора, в 1930 году Иверскую икону перевезли в Успенский храм, где она находится по настоящее время.
Причиной обращения к специалистам стали происходящие в последние годы осыпи бисера из-за ветхости и порывов нитей шитья. В результате визуального обследования стало ясно: необходим демонтаж иконы и перенос в специальное помещение при храме для тщательного исследования. На первом этапе будут разработаны меры по предотвращению дальнейшего разрушения бисерного оклада, который имеет историко-культурную ценность и должен быть сохранён. Предполагается, что потребуется укрепление текстильной основы, обработка её специальными дезинфицирующими составами, а также очистка от загрязнений открытых участков красочного слоя.
Вторым этапом работ станет изготовление нового серебряного оклада по образцу утраченного. Символично, что возвращение драгоценного убора Иверской иконы происходит ровно через сто лет после изъятия первоначального серебряного оклада.