© Фото: М. СКВОРЦОВА

Виктора Гирина, пенсионера из Невинномысска, гидротехника с более чем сорокалетним стажем, я знаю давно. Как рассудительный, дотошный человек, он всегда действует по принципу «семь раз отмерь - один раз отрежь». Наверняка свой отпечаток на характер наложила и профессия. Ведь у мелиораторов, имеющих дело с такой коварной стихией, как вода, права на ошибку просто нет.

Предложение, выдвигаемое Виктором Гириным, как раз касается воды, вернее, водомерных счетчиков.

– Каждые несколько лет, в зависимости от года выпуска счетчика, потребители воды должны выполнить его поверку, – напоминает Виктор Иванович. – Эта процедура занимает минимум пять – семь дней, при этом необходимо пригласить контролера, снять водомер и так далее. После поверки, если она подвердила исправность прибора, его необходимо установить обратно. Получается, и абоненту не обойтись без посещения ресурсоснабжающей организации, причем иногда не единожды, и контролер должен нанести визиты в чужое домовладение. Если учесть, что в крае десятки тысяч квартир, число контактов в условиях пандемии и ограничительных мер получается внушительное.

Как это самое число снизить, и что предлагает инженер? Он видит процедуру поверки такой. Водомер не снимается, поверку проводит работник водоканала, установив мерный протарированный сосуд объемом десять литров. После заполнения емкости водой записываются показания счетчика – до наполнения жидкостью и после. Если разница составляет десять литров, значит счетчик исправен и снимать его не нужно.

Кроме снижения количества контактов между гражданами, этот способ имеет дополнительные плюсы. Стоимость такой поверки будет много меньше стандартной, действующей сейчас. Также отпадает необходимость на время поверки счетчика исчислять объем потребленной воды по среднему потреблению.

Мое личное мнение: предложение гидротехника имеет право, как минимум, на рассмотрение и на проведение эксперимента в отдельно взятом доме или домах. Само собой, такой способ, ежели он будет принят, приведет к изменению соответствующих нормативных документов. В этой связи вспомним недавний опыт. С 6 апреля по 31 декабря 2020 года в России в связи со сложной эпидобстановкой был объявлен мораторий на поверку всех бытовых счетчиков. Соответствующие распоряжения были подготовлены очень оперативно.

Еще такой момент. Виктор Гирин, прошедший трудовой путь от гидротехника в колхозе до руководителя управления Невинномысского канала, вспоминает, что установка водомерных устройств на рукотворных реках всегда лежала на организациях, осуществляющих эксплуатацию каналов, а не на водопользователях (сельхозпредприятиях и т. д.). В то же время забота о бытовых водомерах лежит на потребителях. Почему?

Кстати сказать, в последнее время даже первые лица Росстандарта не раз указывали, что стоило бы финансовое бремя по обслуживанию бытовых счетчиков (на воду, электроэнергию и т. д.) возложить на ресурсников. Понятно, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Те же ресурсники могли бы частично окупить затраты, вложив их в тариф. Условные несколько копеек, прибавленные к стоимости куба воды, по карману потребителя вряд ли сильно ударят…

Александр МАЩЕНКО

Поверка счётчиков: вариант Гирина / Газета «Ставропольская правда» / 15 января 2022 г.