© Фото: savelovskiy.mos.ru

Мы продолжаем публикацию материалов рубрики «Общественная безопасность». В этих текстах мы рассказываем о реализации государственной программы Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка», утвержденной постановлением правительства Ставропольского края 29 декабря 2020 года № 740-п. В этот раз поговорим о наставничестве – одном из методов профилактики правонарушений несовершеннолетних и воспитания подростков.

Семья постепенно утрачивает свою основную воспитательную функцию, так как у родителей из-за занятости просто не хватает времени на собственных детей. В итоге для многих подростков цель жизни сводится к достижению материального благополучия любой ценой. Труд и учеба утрачивают ценность. Потребительский принцип существования – боль современного общества. Совсем неудивительно, что следствие такого жизненного настроя – рост подростковой преступности. Это итог равнодушия взрослых к проблемам детей, отсутствия внимания к ним, утраты контакта. И наставничество здесь призвано в какой-то мере заменить родителя. Теперь это уже государственная задача, важнейшая задача формирования гражданского общества в Российской Федерации.

В авторитетном и мудром наставнике нуждаются не только дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, но и другие подростки, не способные самостоятельно разобраться и справиться со своими проблемами. Личный пример наставника, его моральная поддержка помогут несовершеннолетнему укрепить веру в свои возможности достижения успеха в благих начинаниях, а не на стороне зла.

В прошлом наставничество встречалось повсеместно. Мальчика или девочку наставляли не только родители, но и другие члены семьи: дяди, тети, крестные. Наставничество было основным методом обучения у ремесленников, где ученик проводил годы вместе с мастером, учась не только навыкам работы, но и умению жить.

Почти у каждого из знаменитых, выдающихся, известных людей был свой наставник. Так, российский император Александр I рос в заботе своей няни Прасковьи Ивановны Геслер. Поэт и педагог Василий Андреевич Жуковский подготовил главу Российской империи Александра II к его исторической миссии. Огромное влияние на литературный дар Александра Сергеевича Пушкина оказали сказки его любимой и теперь знаменитой няни Арины Родионовны.

Востребованным институт наставничества был и в советское время. Известен опыт наставничества на производстве, где главной задачей было формирование у молодого человека профессионального отношения к труду, чувства коллективизма.

Как работает система наставничества сегодня

С наставником можно за полгода научиться большему, чем без него за всю жизнь. Его задача – формирование системы ценностей, которые, влияя на сознание подростка и формируя модель его поведения, позволят ему вести морально и физически здоровый образ жизни.

В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» одной из основных задач Правительства Российской Федерации в сфере образования определено создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере волонтерства. И да, наставничество - добровольческий вид деятельности социально активных людей, готовых понять и помочь, в первую очередь – детям.

Наставниками могут быть не только родители, но и педагоги, тренеры по спорту, лица из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей общественных объединений, духовенства, казачества, военнослужащих, ветеранов войны, труда, спорта, пенсионеров, представителей органов местного самоуправления, депутатского корпуса, студентов вузов педагогических специальностей. Система наставничества – это процесс взаимодействия наставника со своим подшефным, нацеленный на формирование внутренних морально-нравственных установок у подростка.

Как стать наставником

Сегодня перед всеми, кому небезразлична судьба детей, стоит серьезная задача – оказать помощь каждому неблагополучному ребенку, увлечь его добрыми делами, наукой, искусством, чтобы не потерять подростка, чтобы он не стал преступником. Ведь даже если одного подростка группы риска удастся вернуть в общество социально здоровым, то это уже большая победа в благом деле.

Тот, кто осознал свою готовность к наставничеству, может сделать первый шаг – обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном районе или городском округе края. И кто знает, может, именно ваш подшефный станет хорошим семьянином, работником, ответственным гражданином, не угодит в преступный омут.

Важно! Наставниками не могут быть граждане: признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными; лишенные решением суда родительских прав или ограниченные в родительских правах; отстраненные от выполнения обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя по причине ненадлежащего исполнения возложенных обязанностей; имеющие судимость; отрицательно характеризующиеся по месту работы, учебы, проживания.

Секрет успеха

С чего начать наставничество? Нельзя быть надзирателем ребенка, нужно быть его другом. Как говорится: не нужно детей воспитывать, надо их любить всем сердцем! В подшефном изначально следует видеть целостную личность. Наставничество должно охватывать как можно большее число сфер жизнедеятельности подростка. Именно наставник должен создать условия для того, чтобы подшефный смог сам видеть свои слабые и сильные стороны, пожелал стать ответственным, достойным и благополучным человеком. Все отношения между наставником и подшефным выстраиваются по принципу сотрудничества! Наставничество – это личный пример и обучение. Нужно суметь завоевать доверие подростка, а потом уже передавать свои жизненные установки.

Подход к каждому подростку должен быть индивидуальным, но есть несколько основных принципов. Во-первых, повторимся и подчеркнем, должен быть личностный индивидуальный подход к подростку, реализуемый в формуле: любить, понимать, сострадать, помогать. Во-вторых, нужна системность, то есть повседневный и всесторонний анализ проблем социальной дезадаптации подростка группы риска и применение системы адекватных ситуации мероприятий. В-третьих, нужно верить в подростка, опираться на его положительные черты, убедить в том, что каждый творит из себя личность сам. В-четвертых, важна объективность подхода к подростку, знание многообразных аспектов жизнедеятельности его школьного коллектива, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности, индивидуальных черт, склонностей. В-пятых, никуда без коммуникабельности, она нужна для быстрого нахождения средств социально-педагогической и других видов помощи ребенку.

Ну и конечно, категорически запрещается разглашать информацию о ребенке и его семье, а вся помощь подростку оказывается безвозмездно. Наставники в ходе проведения профилактической работы с подшефными подростками интересуются учебой, встречаются с родителями, учителями, изучают жилищно-бытовые условия, оказывают помощь в решении семейных проблем, вовлекают подростка в спортивные секции, кружки по интересам. Об эффективности проведенной работы могут свидетельствовать отсутствие фактов совершения подростками правонарушений, наличие положительной динамики их успеваемости и посещения учебных занятий.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Стать старшим товарищем / Газета «Ставропольская правда» / 17 декабря 2021 г.