© Фото: lotosgtrk.ru

Мы продолжаем публикацию материалов рубрики «Общественная безопасность». В этих материалах мы рассказываем о реализации государственной программы Ставропольского края «Профилактика правонарушений и обеспечение общественного порядка», утвержденной постановлением правительства Ставропольского края 29 декабря 2020 года № 740-п. В этот раз поговорим о мошенничестве.

К сожалению, Ставрополье входит в шестерку регионов повышенного внимания аферистов. Уровень доверия граждан к ним высок, несмотря на проводимую работу по информированию населения о способах и формах мошенничества. Более половины жителей края, ставших жертвами мошенничества, были осведомлены о подобных фактах мошенничества через средства массовой информации. Не секрет, что преступники хорошо владеют психологическими приемами, манипулируют человеком. Поэтому важно знать несколько основных правил.

Во-первых, никогда не соглашайтесь на спонтанные предложения, не выносите скоропалительных решений: предлагая выгодную сделку, услуги или товар, мошенник в первую очередь рассчитывает на эффект неожиданности. Совершайте лишь запланированные действия. Если вас торопят под каким-либо предлогом, то, возможно, вас ловят на удочку срочности.

Во-вторых, как бы это ни звучало, но доверяйте интуиции. Ваше восприятие в большинстве случаев безошибочно определяет человека по лицу и первичным повадкам. В любой непонятной и неоднозначной ситуации посоветуйтесь с близкими вам людьми. Пусть и их интуиция и здравый смысл поработают на вас.

Обман через интернет

Важно помнить, что с развитием прогресса виды мошенничества совершенствуются. Обо всех появляющихся способах обмана гражданина написать просто невозможно, но подчеркнем: мошенники рассчитывают прежде всего на людей, которые с помощью интернета делают покупки, приобретают билеты на железнодорожный и авиационный транспорт, находят работу, обмениваются через социальные сети номерами своих телефонов, адресами. В общем, под удар попадает практически каждый.

В Ставропольском крае более половины мошеннических действий в отношении граждан совершаются на интернет-сайтах: «Авито», «Юла», «Авто.ру» и им подобных. И более 35% мошеннических действий совершаются в социальных сетях: «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, а также через программу-мессенджер WhatsApp.

Приведем несколько примеров интернет-мошенничества. Так, часто используются сайты-двойники. Они дублируют реально существующий интернет-ресурс, на них размещаются объявления о предоставлении услуг по продаже авиа-билетов. Гражданин, увидевший данное объявление, желая осуществить покупку авиабилетов, вводит на указанном сайте реквизиты банковской карты и код подтверждения, после чего с его банковской карты списываются денежные средства (ч. 2 ст. 159.3 УК РФ).

Еще один распространенный вариант: мошенник представляется другом или родственником гражданина – получает доступ к аккаунту в социальной сети и, прикрываясь чужим именем, вынуждает одолжить деньги путем перевода на банковскую карту. Лица, поддавшиеся убеждению, с помощью банкомата либо услуги «Мобильный банк», «Сбербанк-онлайн» переводят денежные средства мошеннику (ч. 1 ст. 159 УК РФ).

Набрало обороты и мошенничество под видом предоставления кредита. На сайтах размещается ложное объявление о возможности получения кредита. После оставленной заявки злоумышленник звонит гражданину и сообщает заведомо ложные сведения, что ему одобрен кредит, для получения которого «клиент банка» должен перечислить на электронный счет мошенника определенную сумму денежных средств. После их получения мошенник блокирует телефон и не выходит на связь (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Мошенничество под видом дополнительного заработка предполагает вход на сайт злоумышленника и скачивание вредоносного приложения на телефон. После его запуска с банковской карты гражданина, подключенной к мобильному банку, списываются денежные средства (ч. 2 ст.159 УК РФ).

Крайне осторожным нужно быть, даже если совершаешь привычные манипуляции – покупку или продажу товаров через сеть Интернет. Так, мошенник, разместив объявление о реализации товара на интернет-сайте, посредством электронной переписки убеждает гражданина, заинтересованного в приобретении данного товара, перечислить на электронный счет мошенника определенную сумму денег в качестве задатка либо полную стоимость в качестве оплаты за товар. После получения денежных средств мошенник либо не выполняет своих обязательств по поставке товара (ч. 2 ст. 159.3 УК РФ), либо отправляет гражданину посылкой товар, не соответствующий заявленным характеристикам и имеющий гораздо меньшую стоимость.

Мошенничество под видом покупки товара или предоставления услуги может проходить в двух форматах. Первый вариант: мошенник звонит на телефон гражданина, разместившего на интернет-сайте объявление о продаже товара/услуги, под предлогом покупки которых и уплаты задатка убеждает данного гражданина пройти к банкомату и произвести по его инструкциям ряд операций, после чего с банковской карты гражданина списываются средства (ч. 2 ст. 159 УК РФ). Второй вариант: мошенник звонит на телефон гражданина, разместившего на интернет-сайте объявление о продаже товара, под предлогом покупки убеждает гражданина о необходимости встречи, в ходе которой предъявляет на своем телефоне чек о якобы переводе на электронный счет гражданина денежных средств в счет уплаты стоимости товара. Гражданин передает товар мошеннику, однако средства на счет гражданина не поступают (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Обман по телефону

Стать жертвой телефонного злодея может даже самый осторожный владелец мобильного. Главное в предупреждении такого мошенничества – это внимательность. Практически ежедневно в право-охранительные органы Ставрополья поступают сообщения от жителей о том, что они стали жертвами телефонных мошенников. При этом часто мошенники находятся совсем в других субъектах Федерации, иногда действуют даже из мест лишения свободы.

Приведем несколько видов телефонного мошенничества. Часто мошенник в ходе телефонного разговора с гражданином, представляясь юристом либо иным должностным лицом, осуществляющим защиту интересов потребителей, под предлогом компенсации за ранее приобретенное гражданином лекарственное средство убеждает последнего перечислить на электронный счет денежные средства в счет уплаты государственной пошлины (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Бывает и так: мошенник, представляясь должностным лицом, осуществляющим защиту интересов граждан, сообщает, что за причиненный моральный ущерб, полученный в результате ранее совершенного в отношении него мошенничества, ему якобы положена денежная компенсация, для получения которой необходимо заплатить налоговый вычет путем перевода денежных средств на электронный счет мошенника (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Часто мошенник под предлогом вручения выигрыша лотереи или призов убеждает гражданина осуществить денежный перевод на электронный счет мошенника якобы в счет оплаты доставки, гарантии, государственной пошлины и таможенных услуг (ч.2 ст.159 УК РФ).

Мошенничество под видом целительства под предлогом снятия с гражданина или его родственников порчи, излечения от недугов, алкоголизма встречается все чаще. Любопытно, что «исцеление» должно произойти дистанционно. А вот деньги убеждают перечислить на электронный счет по-настоящему и сразу (ч. 2 ст. 159 УК РФ).

Мошенничество под видом избавления от уголовной ответственности близкого родственника гражданина может не только лишить кровно заработанных, но подвергнет нешуточному стрессу. Мошенник звонит на телефон гражданина, представляясь сотрудником полиции, сообщает, что его близкий родственник совершил преступление, и под предлогом непривлечения его к ответственности убеждает гражданина перечислить определенную сумму денег на электронный счет мошенника (ч.2 159 УК РФ). В ином варианте мошеннической схемы мошенник представляется близким родственником гражданина и сообщает, что якобы задержан сотрудниками полиции за совершение преступления и для непривлечения его к ответственности необходимо перечислить определенную сумму денег на определенный электронный счет.

Подытожим: если вам поступил звонок на телефон или пришло СМС о том, что вы выиграли крупный денежный или вещевой выигрыш или приз и для этого необходимо перечислить определенную сумму в качестве налога; ваш номер будет заблокирован и, чтобы этого не произошло, необходимо набрать код; вам предлагается исцеление по телефону и для этого необходимо перечислить деньги по указанному номеру или счету; в ваш тарифный план внесены изменения и, чтобы узнать подробности, необходимо отправить СМС на указанный номер – не делайте этого, вас точно обманывают! И помните, под любым незнакомым номером может скрываться мошенник.

Как себя обезопасить

Что нужно знать и соблюдать, чтобы не стать жертвой мошенников? Техника бе-зопасности следующая: не распространяйте свои персональные данные (номер телефона, адрес, место работы, пароли от банковских карт) ни в реальной жизни, ни в интернет-пространстве; создавая пароли, не используйте слишком простые комбинации, которые легко могут просчитать опытные злоумышленники.

Защититься от мошенников, которые похищают средства с банковских карт, можно только зная алгоритм их действий. Он следующий: злоумышленник начинает на терминале операцию, не вставляя карту, не завершает ее и отходит. Терминал дает на завершение операции 90 секунд, и если в этот период свою карту вставит следующий клиент, то с нее будут списаны средства по запросу предыдущего.

Есть и другой пример, когда на удочку аферистов попадают обладатели банковских карт. Мошенник, представляясь сотрудником банка, в ходе телефонного разговора сообщает ложную информацию о попытке взлома его банковской карты, в связи с чем карта якобы заблокирована, и под предлогом разблокирования карты убеждает гражданина пройти к банкомату для совершения ряда действий, после которых с банковской карты гражданина списываются денежные средства (ч.2 ст. 159 УК РФ).

Вероятность возврата денег, снятых с банковской карты, зависит от конкретной ситуации, от правильности и оперативности ваших действий. Если произошло снятие средств с вашей банковской карты, первое, что нужно сделать, – заблокировать карту (карточный счет). Для этого нужно дозвониться в ваш банк и как можно точнее объяснить ситуацию, в течение считанных секунд банковская карта станет никому не нужным кусочком пластика. Если с телефоном проблема, следует быстро найти первое попавшееся банковское учреждение, можно даже не своего банка. Его сотрудники тоже помогут.

Одновременно с обращением в банк с просьбой о блокировке банковской карты следует официально обратиться в правоохранительные органы. Кроме того, надо иметь в виду, что в объяснениях по поводу снятия денег с вашей банковской карты нельзя отходить от правдивой информации, чтобы уже к вам не было претензий по поводу фальсификации событий с целью мошенничества.

Для получения разъяснений дальнейших действий при подозрении совершения в отношении вас мошенничества можно обратиться в Главное управление МВД России по Ставропольскому краю по телефону: (8652) 55-08-33, с 09.00 до 18.00 час. в рабочие дни.

Елена АЛЕКСЕЕВА

Не попасться на крючок / Газета «Ставропольская правда» / 10 декабря 2021 г.