© Фото комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

С начала года продовольственные предприятия Ставрополья отгрузили различных продуктов питания более чем на 77 миллиардов рублей. В целом объем товарооборота по отрасли на фоне минувшего года вырос на 19 процентов. Насыщение продуктовой корзины региона стало главной темой пресс-конференции на площадке ГТРК «Ставрополье» председателя комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию Дениса Полюбина.

Ответили на вызовы времени

Нынешний год у пищевой индустрии, как и у многих других отраслей экономики, из-за пандемии коронавируса выдался непростым. «Но со всеми вызовами мы справились», – отметил в самом начале встречи руководитель ведомства. Пищевая и перерабатывающая промышленность региона демонстрирует стабильный и уверенный рост производства. Максимальный скачок в объемах производства совершила кисломолочная продукция, прибавившая почти одну треть. На одну пятую больше выпущено сыров, на 15 процентов – майонезов. В плюсе также сливочное масло, молоко, полуфабрикаты и изделия из мяса, а также многие другие продукты питания.

Практически по всем под-отраслям наблюдается увеличение объемов отгруженных товаров. Это объясняется активно проводимой модернизацией производств, мерами государственной поддержки, реализацией инвестиционных проектов, подчеркнул Денис Полюбин. Комитетом в рамках государственной программы «Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, потребительского рынка» за счет краевого бюджета ежегодно оказывается поддержка – возмещение предприятиям части стоимости приобретенного технологического оборудования.

На будущий год в бюджете края на компенсацию части затрат, направленных на перевооружение предприятий, предусмотрено порядка 36 миллионов рублей, – отметил руководитель комитета. Предприятия отрасли Ставрополья имеют возможность получить господдержку до 50 процентов от понесенных трат на приобретение технологичного оборудования, вместо 10, которые были установлены ранее. Кратное увеличение финансирования госпрограммы позволит ставропольским предприятиям своевременно проводить техническое перевооружение и модернизацию производства, повышать конкурентоспособность выпускаемой продукции, наращивать объемы производства, все активнее осваивать глубокую переработку продукции.

Как сдержать цены

Одной из главных тем в ходе пресс-конференции стала и ситуация с ценами. Журналисты задавали вопросы о том, что же предпринимается в нашем регионе для сдерживания роста цен хотя бы на основные продукты питания.

– Мы очень зависим от мировой конъюнктуры рынка, – сказал Денис Полюбин. – В последнее время логистика выросла в три раза, упаковка в два. Наши производители оказались заложниками этой ситуации. Наш комитет не имеет прямых способов влияния на ценообразование, только косвенные. Благодаря содействию губернатора Владимира Владимирова край получил из федерального бюджета 328 миллионов рублей на поддержку отраслевых предприятияй с целью стабилизации цен на продукты питания. Основные сегменты – это хлеб, подсолнечное масло, сахар. Был составлен график доведения средств гос-поддержки до ставропольских производителей, чтобы стабилизировать цены у оптовиков. Эти деньги в октябре мы полностью довели до предприятий. Все это в итоге позволило нам в течение трех кварталов не увидеть высокого роста цен на хлеб, муку, масло и сахар. Было принято соглашение с ритейлом, и федеральные торговые сети четко следовали ему.

Ожидается, что в следующем году в рамках стабилизации ценовой политики в край из федерального бюджета поступят средства на поддержку производства молочных продуктов, а также глубокую переработку зерна.

Правительством края принимаются меры по сдерживанию цен на продовольственные товары и обеспечению населения продуктами питания по доступным ценам, отметили в комитете. Организациям торговли региона рекомендовано устанавливать предельные размеры торговых надбавок на 19 наименований социально значимых продовольственных товаров не более 10 процентов к оптово-отпускной цене.

© Фото комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

«Овощи к подъезду» – опыт для всей России

Значимую роль в сдерживании цен играют ярмарки. По поручению главы региона Владимира Владимирова их становится все больше. Если в начале года в крае работало 228 ярмарочных площадок, то сегодня уже более 350. Благодаря тесному взаимодействию с органами местного самоуправления товарооборот во время такой торговли вырос на 60 процентов, а количество участников на четверть – до двух тысяч предприятий и индивидуальных предпринимателей. К сегодняшнему дню в крае проведено более 12 тысяч ярмарок, на которых реализовано более 14 тысяч тонн продовольствия. Для привлечения большего количества покупателей ярмарки, особенно выходного дня, нередко проводятся с элементами развлекательной программы, приготовлением блюд национальной кухни. Например, в Предгорном округе на ярмарке сварили борщ, а в Ставрополе стало традицией готовить плов.

Большой популярностью у жителей края пользуется акция «Овощи к подъезду». Недавно этот торговый формат получил высокую оценку Минсельхоза и Минпромторга России, был рекомендован для тиражирования такой практики в других регионах страны. В крае становится больше и нестационарных объектов торговли продуктами. Это всевозможные киоски, палатки, павильоны и другие точки.

– Губернатор поставил задачу увеличивать долю ставропольских продуктов на полках магазинов, – напомнил на пресс-конференции Денис Полюбин. – Сегодня мы активно работаем с предприятиями по заключению контрактов с торговыми сетями. Мы пересмотрели закупочные процессы. Если раньше это были тендерные площадки, то сейчас агроконтракты, долгосрочные контракты с нашими предприятиями. В этом году еще 27 ставропольских предприятий стали поставщиками продукции для федеральной сети.

© Фото комитета СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

Гастропатриотизм, или «Покупай ставропольское!»

Параллельно в крае развивается и фирменная торговая сеть региональных производителей – своего рода здоровая конкуренция торговым сетям. В нынешнем году появилось еще 30 фирменных магазинов. Комитет заключил уже 12 соглашений с региональными предприятиями, которые готовы разместить в своих торговых точках не менее 70 процентов ставропольских товаров в общем объеме ассортимента. Недавно ведомство, кстати, проводило соцопрос жителей края о том, какие продукты они предпочитают, более 70 процентов опрошенных выбрали ставропольские. «Вот такой вот своего рода гастропатриотизм», – заметил на брифинге Денис Полюбин. Продолжается акция «Покупай ставропольское!».

Комитет на постоянной основе проводит работу по выстраиванию прямых цепочек поставок продуктов питания от производителей через все доступные форматы торговли, рассказал на встрече председатель ведомства. Главная задача – исключить посредников, чтобы продукция на полках была с минимальной торговой наценкой. Это дает предприятиям возможность наращивать объемы производства, увеличивать мощности, создавать рабочие места, обеспечивать налоговые отчисления в краевую казну. Еще одно из направлений этой работы – помощь зарекомендовавшим себя производителям в получении статуса «гарантирующий поставщик».

Он позволяет его владельцу поставлять свои продукты в бюджетные учреждения, минуя тендерные площадки. Гарантирующим поставщикам предоставляется возможность открывать в электронном магазине витрины с продукцией, которую заказчики края смогут приобретать напрямую без посредников. Такой статус в настоящее время есть у десяти производителей, еще два, как говорится, на подходе. Предприятия заключили в этом году более полутысячи прямых контрактов более чем на 40 миллионов рублей.

– Это дополнительные надежные каналы сбыта продукции, – убежден Денис Полюбин. – Мы это делаем для того, чтобы максимально загрузить мощности наших предприятий, которые работают сегодня едва ли не в половину. Потенциально мы можем использовать этот ресурс, увеличив объемы в два раза. Главное – новые каналы реализации. Сейчас рассматриваем торговые площадки в Москве, Санкт-Петербурге, нас зовут всегда на ярмарки. Я думаю, мы эту деятельность и дальше будем активно продолжать, продвигать наши ставропольские товары, создавая им положительный имидж.

И, надо заметить, у ставропольских предприятий это здорово получается. Чего стоит недавняя победа в конкурсе «Вкусы России», когда ставропольские яблоки взлетели на первую ступеньку народного рейтинга. В этом году наш край вошел в десятку самых активных регионов – участников конкурса.

Инвестиции и экспорт

На пресс-конференции была затронута и тема повышения конкурентоспособности ставропольских товаров. «Губернатор края назвал одной из важнейших задач для развития пищевой промышленности края - привлечение инвестиций, создание комфортных и выгодных условий для реализации новых экономических проектов», – напомнил Денис Полюбин. В нынешнем году реализуется 22 масштабных инвестиционных проекта общей емкостью свыше 6 миллиардов рублей, что в шесть раз весомее по сравнению с минувшим годом». С начала года в отрасли осуществлено девять инвестиционных проектов, четыре предприятия созданы с нуля, на остальных проведена модернизация производства. Комитет оказывает содействие инвесторам на всех этапах реализации проектов, а также в продвижении производимой продукции в торговые сети региона и за его пределами, в том числе и на экспорт. Ставрополье – край самодостаточный, обеспечивающий население края практически по всем основным продуктам питания.

С начала года в другие страны Ставрополье отправило различных продуктов и напитков на 227 миллионов долларов. Это на 20 процентов больше, чем год назад. Драйверы экспортных поставок – мясная и молочная, масложировая продукция. Объемы последней выросли в четыре раза. Основные внешнеэкономические партнеры – Азербайджан, Китай, Саудовская Аравия, Грузия и другие страны. Всего ставропольская продукция присутствует практически в трети стран всего мира. На днях еще одно ставропольское предприятие получило право экспортировать баранину в Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Иран. Это второй поставщик баранины из нашего края. За границей возрастает интерес к нашей бутилированной воде. Ставрополье, к примеру, единственный регион в РФ, который поставляет баранину в ОАЭ. А наши орешки, семечки, творожки пришлись по вкусу в Америке.

Развитие экспортного направления на Ставрополье ведется в рамках регио-нального проекта «Экспорт продукции АПК» нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». В его рамках экспортерам предоставляются меры государственной поддержки. Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию оказывает предприятиям содействие, решая в том числе задачу по вовлечению в прямой экспорт через программы экспортной акселерации, развитие интернет-торговли, набирающей в последние годы стремительные обороты.

Татьяна СЛИПЧЕНКО

Больше ярмарок – продукты дешевле / Газета «Ставропольская правда» / 20 ноября 2021 г.