Юрий Скворцов: Заниматься политикой – это вам не джаз играть!
Как известно, на минувших выборах в Думу Ставропольского края депутатский корпус существенно обновился, стал более солиднее и профессиональнее в вопросах экономики и политики в результате прихода «тяжеловесов» из исполнительной власти региона. Это Николай Великдань, возглавивший Думу края, а также Иван Ковалев и Юрий Скворцов, которым коллеги доверили руководить ключевыми комитетами — по бюджету и законодательству, соответственно.
И если прошлая деятельность двух политиков (бывших первых вице-премьеров) в достаточной степени известна рядовым гражданам, то Юрий Скворцов - «простой» экс-зампредседателя ПСК, курировавший в правительстве вопросы безопасности, для многих остается, образно выражаясь, «темной лошадкой» - в силу специфики его работы. Каковы его мировоззрение, идеалы и хобби, для чего пришел в Думу и какие ориентиры в законотворческой деятельности им намечены? Эти и другие вопросы звучали в ходе интервью с Юрием Скворцовым, председателем комитета по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению, а также - «окопным полковником», как он сам себя называет.
Окопный полковник
- Юрий Алексеевич, почему вам достался именно комитет по законодательству?
- В принципе я был готов к любому назначению, но коллеги-депутаты доверили руководить именно комитетом по законодательству. Эта проблематика мне близка как кадровому офицеру ФСБ (в прошлом), юристу и эксперту по Конституции. Кстати, у меня за плечами три высших образования и кроме того: очные годичные высшие курсы военной контрразведки, академия МЧС, академия Генштаба, полугодичные курсы в инспекторском управлении…
Я ведь называю себя «окопным полковником» не ради красного словца. В какие только горячие точки не забрасывала меня судьба. С 1990-го по 2004 год служил в Закавказье и на Северном Кавказе, потом даже в карабахских событиях довелось поучаствовать.
Затем получил назначение на Ставрополье, где я служил под началом генерала Дуканова, заместителем начальника Управления по борьбе с терроризмом и экстремизмом. А потом известно — взял меня губернатор замом по безопасности.
- Наверное, стоит отметить, что ваши сын и дочь также носят погоны и служат Отечеству. И это не удивительно. Но вот что стало для меня настоящим откровением: оказывается, «окопный полковник» - поэт и музыкант, выпустивший 9 дисков и более 100 авторских песен, которые легко можно найти в интернете с помощью любого поисковика. Как это случилось, и о чем ваши песни?
- Творчеством занимаюсь с седьмого класса, создал оркестр из таких же юнцов. Причем до сих пор не знаю нот - музыку сочиняю, как говорится, по наитию. Играю на очень многих инструментах. Авторская песня стала своеобразной отдушиной, утешением в нелегких условиях службы. В молодости, понятно, были песни романтические — о любви, дружбе. А работа на Северном Кавказе и в Закавказье родила большой цикл песен о Родине, офицерском долге, взаимовыручке и верности присяге, в общем о мужественных людях, героях в погонах.
В поисках национальной идеи
- Я заметил, что в творчестве вам близки джазовые композиции, где большую роль играют элементы импровизации. А вот такой вопрос государственному мужу: приемлема ли импровизация в политике или экономике?
- Действительно, мне нравится джаз — именно за возможность импровизировать. Однако политика — это вам не джаз играть. Тем более в экономике… Здесь требуются строгий расчет, планирование и четкая гармония движения вперед.
- Юрий Алексеевич, раз мы уже перешли к политике — а вы в качестве законодателя теперь будете к ней очень близки — то позвольте поинтересоваться, какой вы видите национальную идею, и вообще нужна ли она?
- Думаю, очевидно, что без идеи человек жить не может, а тем более — государство. Идеология — это своеобразная надстройка, объединяющая народ и государство, чтобы они не распались. Любому обществу нужен фундамент, проясняющий, в чем его суть, на что опираться для объединения, когда выступать «за» или «против». Если люди теряют ориентиры, то перестают понимать: в чем заключается их единство со страной. Например, в СССР национальной идеей было строительство коммунизма, светлого будущего. Япония объединена идеологией национальной самобытности, Китай — китайской глобализацией, США — правом мирового господства. В Америке каждое утро ученики муниципальных школ зачитывают клятву верности флагу, им вдалбливают в голову, что они живут в самой свободной, демократической и сильной стране — с равными возможностями для граждан. А вот попробуйте объяснить иностранцу, почему он должен стать русским или жить в России?
- Ну знаете, в России много чего, чем должна гордиться страна. Например, необъятной территорией с неисчерпаемыми богатствами, победой в Великой Отечественной войне, первым космонавтом Гагариным…
- Всё так. Есть много индивидуальных позиций, но мы после долгого блуждания в потемках лишь недавно начали прорабатывать идеологическое ядро. И особенно — после провала «болотной революции». Да, используем мягкую силу, и работу начинаем с подростков, молодежи. Вы, конечно, заметили, что в стране и, в частности, на Ставрополье активно формируются кружки патриотического воспитания, для ребят проводим военные сборы, «Зарницы», расширяется юнармия, запускаются аналоги пионерского движения. В школах появились уроки любви к Родине, краеведения. А посмотрите, какой толчок к развитию получило волонтерское движение, поддержанное на самом верху, в том числе Президентом! Это говорит о том, что ставка делается на патриотизм. И напомню, что наш Президент Владимир Путин уже четко определил, что российская национальная идея заключается в патриотизме, направленном на служение развитию страны. Но этот патриотизм, как выразился глава государства, «не должен быть квасным, затхлым и кислым». И здесь я полностью согласен с нашим лидером.
«Плюрализм мнений», о котором ранее говорил Горбачев и который насаждался в качестве государственной идеологии, сходит на нет. Скажу больше, кончилась и эпоха Гайдара, утверждавшего, что рынок всё отрегулирует. Мы увидели, что это не так, и роль государства в экономике, в социальной сфере стала усиливаться, возрождаются элементы планирования. И еще признаки больших перемен: мы уходим от сиюминутного латания дыр и делаем ставку на стратегию развития страны в перспективе на 20-30 лет. Об этом Федеральный закон №172 «О стратегическом планировании в РФ», где определены задачи всех участников — Федерации, регионов, муниципальных образований, отраслей экономики, управления, безопасности и так далее.
- Юрий Алексеевич, вопрос как к эксперту по Конституции. Раз уж речь зашла о национальной идее, то как вы оцениваете статью 13 Конституции, где сказано, что «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может признаваться в качестве государственной или обязательной»?
- Знаете, формулировку национальной идеи ведь не обязательно «запихивать» в Конституцию. Однако, на мой взгляд, статья 13 нуждается в корректировке. Потому что, как мы уже говорили, государство не может существовать без идеологии. Но вот что удивительно, после многочисленных изменений в Конституцию, которые были внесены в прошлом году, статья 13, навязанная американцами еще при Ельцине, осталась в первозданном виде. Кстати таких статей, являющихся минами замедленного действия, в Основном законе немало. Думаю, у властей дойдут до этого руки…
Что же мы строим?
- Может ли построение социального государства выступать в России в качестве составной части национальной идеи?
- Почему бы и нет. Скажу больше, на недавнем заседании международного дискуссионного клуба «Валдай» в Сочи Президент Владимир Путин прямо заявил, что Россия должна строить социальное государство. И, к слову, своим главным достижением он назвал снижение числа россиян, живущих за чертой бедности. Раньше таковых было 40 миллионов, а сейчас вполовину меньше. Да, и 20 млн — это много, но всем нуждающимся сегодня государство усиленно помогает за счет различных пособий и дотаций, что особенно проявляется в период пандемии.
Мне вообще интересно наблюдать, как меняются, трансформируются взгляды Президента Путина по мере по мере развития российского общества и экономического уклада. В частности, его оценки капитализма — экономической системы производства и распределения, основанной на частной собственности и свободе предпринимательства, существующего в подавляющем числе государств, в том числе и в России. Вот к чему Президент пришел, цитирую: «Существующая сегодня модель капитализма… исчерпала себя, в её рамках нет больше выхода из клубка все более запутанных противоречий». Каково?! А ведь пока что СМИ не акцентируют внимание на этом основополагающем тезисе Президента, прозвучавшем на «Валдае», а зря, поскольку последствия могут быть великими.
- Но не думаете же вы, что Владимир Путин решил повернуть назад, к социализму?
- Нет. «Социальное государство», успешно функционирующее во многих странах Европы, например, скандинавских, и «социализм» - это разные вещи. Скорее всего, речь будет идти об усилении роли государства во всех сферах жизни российского общества, что, собственно, мы наблюдаем сегодня в ряде стран. На заседании клуба «Валдай» наш Президент точно подметил, что как только начинаются сложности глобального масштаба, все требуют вмешательства государства.
- Однако строительство социального государства — дело весьма затратное.
- Конечно. Но и Россия страна небедная. Нужно лишь с толком распорядиться богатствами страны, чтобы процветали не только олигархи, их приближённые и Запад, «присосавшийся» к нашим национальным ресурсам. Посмотрите на стратегические предприятия - кому они в значительной мере принадлежат? Иностранцам. В «Роснефти» в Совете - 4 россиянина и 8 иностранцев. И так с электростанциями, с отраслями, где добывают золото, газ, нефть, алмазы. А куда и кто гонит наш лес?
Поймите я не большевик и не ратую, чтобы всё отнять и поделить. Я говорю о контроле государства над стратегическими предприятиями, сырьевыми ресурсами. Тогда и деньги найдутся для достойных пенсий, для пособий инвалидам, многодетным семьям, ветеранам боевых действий и так далее.
- Кстати, Юрий Алексеевич, а как вы относитесь к так называемым «вертолётным» деньгам, которыми государство время от времени наделяет нуждающихся? Ну, например, недавно по 10 тысяч выплатили на каждого ребёнка к школе, а также пенсионерам. Военным по 15 тысяч дали.
- Разумеется, государство должно помогать своим гражданам. Но «вертолётные» деньги не накладывают на их получателей никаких обязательств, государство не контролирует их расходование. Например, хорошая семья действительно потратит 10000, чтобы собрать ребёнка к школе, купит что-то полезное. А плохая - просто пропьёт. Поэтому, если говорить о реальной помощи обездоленным, способным трудиться, то эффективнее со стороны государства будет не одаривать их деньгами, а дать возможность заработать, что особенно актуально в период пандемии.
Иными словами - лучше дать не рыбу, а удочку для ловли рыбы. Я приведу пример. Правительством края внедрена программа помощи безработным, в соответствии с которой они получают безвозмездно 50-100 тысяч рублей на открытие собственного небольшого дела, способного кормить семью. Вот такие программы надо всячески поощрять и развивать.
Подытожим: во-первых, под строительство социального государства нужны не декларации, а финансовое обеспечение, конкретно распланированное. Любой закон, под которой нет денег — мертворожденный. Во-вторых, государство должно контролировать получение денег адресатами и их эффективное использование. И в-третьих, нужно создавать как можно больше условий для ловли рыбы.
Первые шаги
- Юрий Алексеевич, давайте обратимся к главному финансовому документу субъекта РФ: Думу Ставропольского края поступил законопроект - бюджет региона на 2022 год и плановый период на 2023-2024 годы. Конечно, ему еще предстоит пройти общественные слушания, проработку в комитетах, но основные параметры наверняка останутся. Каковы они, бюджет по-прежнему социально ориентирован?
- Основные параметры бюджета на следующий год таковы: доходы прогнозируются в объеме 145,9 млрд рублей, а расходы — 151,7 млрд. Пока что бюджет видится дефицитным. Но в конечном итоге всё может измениться, если, например, увеличится доходная часть. Около 70 процентов бюджета, как и в прежние годы, будут направлены на социалку — на улучшение демографии, поддержку детей и института семьи и так далее. Однако, что хочу особо отметить, немалая часть бюджетного пирога — более 17 миллиардов — будет направлена на инвестиции. В первую очередь, это строительство объектов здравоохранения и образования.
- Недавно прошло по сути первое заседание ДСК, депутаты рассмотрели более 20 вопросов. На какие бы вы хотели обратить особое внимание?
- Хорошая новость заключается в том, что доходы бюджета-2021 выросли на 1,3 млрд, в основном за счет налоговых поступлений. Депутаты распределили эти деньги на заседании: они пойдут в резервный фонд ПСК и на развитие Кавминвод. Из резервного фонда финансы направим в первую очередь на борьбу с коронавирусной инфекцией. Здесь и закупка аппаратов ИВЛ, и увеличение числа бригад скорой помощи, и затраты на углубленную диспансеризацию.
Единогласно депутаты проголосовали за то, чтобы присвоить почетное звание «Рубеж воинской доблести» 15 населенным пунктам Курского района, где на линии обороны в ходе битвы за Кавказ полегли тысячи бойцов Красной Армии.
Нельзя обойти вниманием законопроект, подготовленный комитетом по законодательству: депутаты перераспределили нагрузку между мировыми судебными участками, некоторые из которых работают с запредельной нагрузкой.
Были рассмотрены и несколько социальных законопроектов, среди которых — о расширении категории граждан, обладающих приоритетным правом на аренду земли без торгов для строительства гаражей, и о новых льготах многодетным матерям. Речь идет о том, чтобы женщинам, награжденным медалью «Материнская слава» и обладающим определенным стажем работы, присваивать звание «Ветеран труда». А это, между прочим, влечет за собой ежемесячную выплату из краевого бюджета, в 2021 году — 1720 рублей.
- Известно, что в Думу Ставропольского края ежемесячно поступают федеральные законопроекты, в том числе инициативы субъектов РФ, требующие отзыва от наших региональных депутатов. Я посмотрел список на июль-октябрь, он включает более 20 вопросов, относящихся к компетенции комитета, возглавляемого вами. И обратил внимание, что среди них есть, на мой взгляд, довольно спорные, например, каким образом избирать глав муниципальных образований. Прокомментируете?
- Ну это в общем-то обычная практика: вышестоящий законодательный орган — Госдума РФ — советуется с нижестоящими региональными депутатами, которые имеют право предлагать свои замечания и поправки. Что касается избрания глав муниципальных образований (для городских и муниципальных округов), то в одном федеральном законопроекте из этого списка предлагается установить не менее двух способов избрания главы, один из которых — муниципальные выборы. А второй законопроект в этом случае предусматривает единственный способ — выборы.
По этой проблематике я могу высказать лишь собственную точку зрения. Как известно, на Ставрополье главы городских и муниципальных округов сегодня избираются из числа местных депутатов комиссией, куда входят 5 человек от губернатора и 5 от местной представительной власти. Хорошо ли это? Эта схема, на мой взгляд, не хуже, чем прямые выборы. Даже в чем-то лучше, потому что, во-первых, конкурсной основы никто не отменял, во-вторых, сводится к минимуму риск, что во власть попадет случайный не обладающий нужными компетенциями человек, не ладящий с законом.
- А что вы скажете о нашумевшем законопроекте «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», который ликвидирует название должности «губернатор»? Предполагается, что все теперь будут просто главами регионов, но без ограничения срока полномочий.
- Дума Ставропольского края в конце октября приняла постановление о положительном отзыве на этот законопроект (с небольшим замечанием), его подписал уже новый председатель регионального парламента Николай Тимофеевич Великдань. Что я скажу… Это многоаспектный документ, затрагивающий ряд глобальных проблем. Дело ведь не только в том, что все губернаторы станут главами и президент Татарстана — тоже. Президент у нас один — Владимир Путин. Главное в том, что этот законопроект предусматривает реализацию поправок обновленной Конституции, где прописано согласованное функционирование публичной власти в России на всех уровнях, чтобы эффективнее решать задачи в интересах населения.
Пересматривается разграничение предметов ведения и полномочий органов власти. И, кстати говоря, четко прописано, что если региональные органы власти наделяют местное самоуправление отдельными госполномочиями, то обязаны «под них» выделить материальные и финансовые ресурсы. Это очень важно для муниципалитетов, на которые порой валят какие-то новые обязанности, а денег не дают, чтобы выполнять эту работу. Поле того, как этот законопроект будет принят, от Думы СК потребуется внести корреспондирующие изменения в целый ряд краевых законов.
В одной связке
- Юрий Алексеевич, понятно, что человек вы в Думе края новый, но все-таки — с учетом громадного опыта, накопленного во время работы в правительстве — как вы считаете: функционирование каких отраслей нуждается в первоочередной законотворческой поддержке или корректировке? И вообще, каким будет взаимодействие с исполнительной властью региона, с губернатором?
- На второй вопрос отвечу коротко: плодотворным — во благо края и ставропольцев. Законодательная власть должна работать конструктивно, в одной связке с исполнительной, которая по своей природе более приближена к «земле». Образно выражаясь, именно от лидеров страны и региона мы, депутаты, должны получать актуальные «пазлы» и потом вкраплять их в законодательную базу. Если депутат будет сам по себе сидеть и что-то «сочинять» - это будет неправильно. И без планирования, как оперативного, так и стратегического, рассчитанного, скажем, на 10-20 лет, нам не обойтись. Нужно видеть, например, не только «убитую» дорогу в каком-то населенном пункте (ее отремонтировать недолго), но и перспективы развития всей дорожной отрасли.
Что касается первоочередных проектов, то тут ничего придумывать не надо… Помните, какие три основные стратегические направления движения края вперед выделил наш губернатор в своем докладе Президенту? На встрече были подняты три темы: строительство дороги «Кисловодск-Адлер»; мелиорация и развитие Кавказских Минеральных Вод. Вот отсюда и должна «плясать» Дума Ставропольского края, обеспечивая разработку и принятие соответствующих законов.
- Давайте пройдемся по этим направлениям: что они дадут России, региону, людям? Вот, например, насколько известно, проект строительства автодороги «Кисловодск-Адлер» приостановлен, поскольку требуются очень солидные инвестиции — около 97 млрд рублей.
- Да. Это грандиозный проект. Но ведь никто не говорит о его сиюминутной реализации. Главное, что темой всерьез заинтересовались федеральные власти, включая Президента. Как известно, премьер-министр Михаил Мишустин поручил кабинету проработать варианты трассы, соединяющей Северо-Кавказский и Черноморский туристические кластеры, предварительную стоимость, источники финансирования, эффект от реализации. А эффект, все уверены, будет колоссальным — и в целом для России, и для ряда регионов и принесет пользу людям, которые сегодня «душатся» на узкой дороге в Краснодарском крае, ведущей в Сочи. Ставрополье сможет перехватить часть этого трафика. Трасса из Кисловодска в Адлер будет протяженностью 334 километра, а нынешний путь по дорогам «Кавказ» и «Дон» равен 770 км. Как говорится, почувствуйте разницу! Человек сначала лечится на Кавминводах, потом едет в Домбай или Архыз, затем катается на лыжах на Красной поляне в Сочи и, наконец, купается в море. Сколько возможностей, в том числе для экономического развития регионов!
- Думаю, равнодушных к этой идее не найти. А вот мелиорация —насколько этот проект актуален для края, учитывая необходимость солидных инвестиций?
- Да. Это недешевое удовольствие. Мелиоративная система в крае в основном была построена в середине прошлого века. А сегодня она частично разворована и частично пришла в негодность. Что-то нужно капитально ремонтировать, а что-то строить заново. Но другого пути нет: Ставрополье - край аграрный, но у нас рискованное земледелие, часты засухи. Да и возрожденное производство хлопка, овощей и бахчевых также требует интенсивного полива.
Вот несколько цифр: в нынешнем году в 14 округах края будет построено 26 новых оросительных объектов на площади более 12 тысяч га. На это потребуется около 3 млрд рублей. А к 2024 году общая площадь поливных земель увеличится до 104 тысяч га! Особо подчеркну, что «двигателем» орошения в крае является господдержка, и здесь не последнее слово сказали депутаты, принявшие соответствующие нормативные акты. За последние пять лет субсидии аграриям на строительство и реконструкцию мелиоративных систем составили 2,3 млрд рублей. Это деньги из бюджета. И, кстати, проблемы мелиорации лучше решать совместно с соседями из КЧР и КБР, учитывая, что вся система вод идет с Кавказского хребта.
- И, наконец, третья задача — развитие бальнеологического комплекса Кавминвод. Насколько реально получить обещанные 50 миллиардов рублей в качестве инвестиций на инфраструктуру городов-курортов Железноводска, Кисловодска и Ессентуков?
- А вот тут никаких сомнений нет. Премьер Михаил Мишустин уже утвердил перечень мероприятий. Да, сумма колеблется в пределах 50 миллиардов, которые планируется вложить в города-курорты до 2026 года. Основная часть затрат — в списке 41 мероприятие — будет реализована за счет федерального бюджета. Эти деньги, в том числе направим на дороги и улучшение коммунальной инфраструктуры, благоустройство парков и улиц. Губернатор по этому поводу подчеркнул, что речь идет о развитии Кавминвод на годы вперед.
И таким образом решаются проблемы не только отдельных городов, но и всей территории Кавминвод. А если мы возьмем в расчет кумулятивный эффект в экономике, то реализация этого проекта коснется и соседних регионов. И ведь губернатор Владимир Владимиров на встрече с Президентом Владимиром Путиным, поднимая вопросы дороги «Кисловодск-Адлер», мелиорации и возрождения Кавминвод, по большому счету, говорил о проблемах не только Ставрополья, но и всего Северного Кавказа. И подчеркну еще раз: наша задача, депутатов Думы края, заключается в том, чтобы строить законодательную политику региона в том числе и для решения этих глобальных задач.