09:23, 4 ноября 2021 года

В краевой научной библиотеке активно ведется работа по повышению финграмотности ставропольцев

В последние годы библиотеки все чаще позиционируют себя в качестве «третьего места» по значимости времяпрепровождения после работы и дома. Это понятие подразумевает для их посетителей возможность получения знаний, проведения досуга, участия в коворкингах и т.д. Новый подход требует от библиотек разработки и реализации просветительских программ и мероприятий, направленных в первую очередь на адаптацию россиян к изменениям в социальной жизни. Потому неудивительно, что во многих регионах России библиотеки стали хорошей площадкой для мероприятий по повышению финансовой грамотности, ведь они остаются «точкой притяжения» для некоторых категорий населения.

Успешное партнерство

«Исходя из собственного опыта мы можем утверждать, что библиотека является эффективным каналом массового распространения знаний по финансовой грамотности. Она по-прежнему остается важным общедоступным социальным институтом, который создает возможности для удовлетворения информационных потребностей граждан всех возрастов и достатка, – говорит заместитель директора по научной деятельности Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова Вера Белик. – Однако принципиально важно не использовать формальный подход, а действительно найти темы, актуальные для населения в текущем моменте. Кроме того, многое зависит от используемых инструментов, которые позволяют заинтересовать, привлечь и удержать внимание человека. В плане работы по финансовому просвещению у нас уже есть немалый арсенал успешно апробированных форматов, накоплены знания и материалы».

Первые – поначалу единичные – мероприятия по развитию финграмотности специалисты Ставропольской краевой научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова стали проводить с 2017 года в рамках правового просвещения граждан. Были организованы викторины, круглые столы, семинары и вебинары, всеобучи и др. Удавалось подключать экспертов и организации финансового сектора региона, которые готовы были доносить до посетителей библиотек профессиональную информацию о банковских продуктах, о защите прав потребителей финуслуг.

Более масштабно и системно эта просветительская работа с новыми форматами, дополнительными посетителями развернулась с 2019 года, когда библиотека стала постоянным партнером Регионального центра финграмотности и министерства финансов Ставропольского края в рамках реализации краевой программы повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования.

«В 2020 году мы даже подготовили и выпустили методические рекомендации, не только обобщив свой опыт для других специалистов, но и показав имеющееся разнообразие форм и методов публичных библиотек по повышению уровня финграмотности», - отмечает завотделом правовой и деловой информации краевой научной библиотеки Елена Васильева.

Специалисты библиотеки включились быстро и плотно в финансовое просвещение ставропольцев, особо подчеркивает заместитель министра финансов Ставрополья Юрий Суслов.

«Дело в идеальном совпадении интересов обеих сторон. Нам нужны эффективные каналы для трансляции финансовых знаний населению, а самим библиотекам – новые способы привлечь аудиторию, – говорит он. – Тем более очень важно, что сотрудники библиотек обладают достаточным уровнем подготовки, общей эрудицией, начитанностью и хорошими коммуникативными навыками, позволяющими им проводить мероприятия интересного формата и с хорошим содержанием, к которым всегда есть интерес со стороны посетителей».

Главное – правильный формат

Понятно, что, как и на других площадках, работа по организации библиотечных мероприятий ведется с учетом того, что у взрослой аудитории востребованы в основном практико-ориентированные темы, позволяющие принимать верные решения в соответствии с жизненными реалиями. Потому используются более классические просветительские форматы лекций, дискуссий, круглых столов и вебинаров. И у них сохраняется огромный социальный потенциал, считают в краевой научной библиотеке. «Мы видим по отзывам, что значение таких занятий для людей, например, старшего поколения, у которых уже сформировано неполное либо неправильное представление о теме или вовсе отсутствуют базовые знания по финансовой грамотности, трудно переоценить», - подчеркивает Елена Васильева.

А вот дети и подростки с большим удовольствием фантазируют и играют, тем более что тематические игровые форматы в сфере финграмотности часто выполняют нетривиальную функцию – компенсаторную.

«Они помогают компенсировать у детей потребность в проявлении взрослости, дети включаются в социально значимые отношения. Потому уже не поддается сомнению, что детская и подростковая аудитория очень позитивно воспринимает разговоры на тему финансовой грамотности, а тем более – тематические игры. Ребята всех возрастов готовы серьезно рассуждать на эту тему, запоминать и делать выводы», – добавляет координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Ставрополья Надежда Герасименко.

К примеру, в минувшем мае ко Дню российского предпринимательства в краевой библиотеке им. М. Ю. Лермонтова студенты ставропольских колледжей с удовольствием принимали участие в известной игре по финансовой грамотности «Не в деньгах счастье». По факту она помогает отработать навыки определения жизненных целей и способов их достижения с использованием финансовых инструментов.

Есть специальные мероприятия и для летних каникул школьников. Этим летом библиотека в тесном сотрудничестве с учебным центром краевого министерства финансов провела ряд квестов, тренингов и деловых финансовых игр, которые могли научить ребенка бережному отношению к деньгам, планированию личного бюджета, правилам финансовой безопасности. Чтобы как можно нагляднее ответить на вопросы о финансовой сфере нашей обычной жизни, максимально использовались сказки, мультфильмы, настольные игры и другие материалы.

На дистанции

Особо стоит отметить работу коллектива Ставропольской краевой универсальной научной библиотеки им. М. Ю. Лермонтова в период карантинных ограничений. Уже на его старте получилось внедрить и эффективно использовать формы дистанционного взаимодействия с аудиторией.

В мае 2020 года состоялся двухнедельный финансовый онлайн-лекторий. На сайте библиотеки был организован цикл просветительских лекций компетентных специалистов в области финансовой грамотности. Это позволило поднять острые темы прямо в разгар пандемии, когда прозрачной информации от экспертов было мало, но царили панические настроения, вынуждавшие людей часто принимать поспешные финансовые решения. Таким образом, правовую и информационную поддержку получили ставропольцы из числа тех, кто в период пандемии ощутил значительное снижение доходов или попал в сложную финансовую ситуацию. Н. Герасименко уже на первой лекции рассказала о ключевых мерах государственной поддержки населения, которые начали действовать во время режима самоизоляции и связаны с экономическими последствиями распространения коронавирусной инфекции. Так, основной разговор шел о ежемесячных и единоразовых выплатах семьям с детьми и повышенной поддержке безработных граждан. Также были затронуты темы временного освобождения физлиц от начисления пеней за несвоевременное внесение платы по жилищно-коммунальным услугам и оформления каникул по потребительским и ипотечным кредитам в рамках действующих госпрограмм поддержки.

Но с учетом разнообразия заявленной тематики лекции были интересны и тем, кто в принципе хотел заняться наведением порядка в личных финансах и обезопасить свои платежные средства и накопления от кибермошенников. В частности, были рассмотрены такие темы, как способы оформления кредитных каникул во время эпидемии, виды мошенничества при коронавирусе, основные приемы «черных» кредиторов, правила финансовой и цифровой безопасности и другие.

В ноябре 2020 года состоялся цикл бесплатных онлайн-занятий для людей так называемого серебряного возраста. Участниками разговора стали более пяти десятков пользователей. Они узнали, как можно управлять доходами и расходами, получать пассивный доход и распоряжаться накоплениями, как распознать мошеннические схемы и т.д. Причем слушатели активно задавали вопросы в чат и по факту получали индивидуальные финансовые консультации в прямом эфире.

Елена Васильева подчеркивает: «Пожилые люди стали лучше разбираться в онлайн-технологиях и они используют их для своего просвещения, чтобы узнать что-то полезное и пообщаться. Поэтому для нас важны новые возможности привлекать людей, в том числе и наших постоянных читателей. Наша аудитория уже привыкла к тому, что мероприятия библиотеки интересны, информационно наполнены и бесплатны».

Юлия ПЛАТОНОВА