20:14, 14 октября 2021 года

Борьба за жизнь против жизни: как сложилась судьба Саши Соломенника из Ставропольского геронтологического центра

Как часто мы жалуемся на жизнь, согласитесь. То то нам не так, то то – не эдак. И на этом фоне жизнь и судьба Саши Соломенника - пример того, что жизнь любить надо всякую, даже ту, которая лишила тебя, казалось бы, всего. И вопреки ей бороться за другую жизнь. Скажете, парадокс? Увы, нет…

История с самого начала

Мы познакомились с Санькой, он не возражает, чтобы его так называли, летом 2016 года. До этого «Ставропольская правда» рассказывала о нем уже трижды. И каждый из нас, журналистов, видел в его судьбе что-то такое, что не видел другой - слишком уж многогранная личность таилась в теле инвалида, причем инвалида с рождения, лишенного обеих рук и обеих ног. Тогда и сейчас он живет в Ставропольском геронтологическом центре. Уже почти шесть лет. Извините за подробность, но поесть и воды попить сам не может. А вот на тебе, приспособился, освоил мобильный телефон, при помощи различных приспособлений мастерит поделки и картины из макаронных изделий, ловко управляется с паяльником, ремонтируя бытовые приборы соседей по геронтологическому центру. У парня, несмотря на инвалидность, много увлечений. Он, например, еще и поет, причем весьма прилично. И всегда какие-то радостные песни.

И еще, знаете, Санька всегда улыбается!

- Буквально с первых дней пребывания в центре, - рассказывает директор геронтологического центра Константин Больбат, - он стал всеобщим любимцем. Такого доброго человека, несмотря на то, что с рождения у него нет рук и ног, поискать еще.

Может, и не нужно начинать с самого начала. Но, как говорится, из песни слов не выкинешь… Он родился глубоким инвалидом, которого оставили в роддоме родители, не веря, что мальчик выживет. Тем более, врачи не скрывали, что вероятность этого ничтожна.

Мечты сбываются!

Уже не помню, кто из журналистов написал о Сане первым. Но публикация попалась на глаза Андрею Малахову. После его передачи «Пусть говорят» о судьбе молодого инвалида из Ставрополя узнала вся страна.

А еще у Саньки была мечта - сделать протезы на руки. После телевизионной программы по приглашению директора российского филиала в Москве известного немецкого концерна «ОТТО БОКК», производящего протезно-ортопедические изделия и средства реабилитации, Александра пригласили в клинику, где его осмотрели ведущие врачи. Они выразили уверенность, что смогут изменить жизнь парня в лучшую сторону. Концерн передал Александру инвалидную коляску, которая была сделана специально для него в Германии. Она отличается высокой маневренностью и компактностью, оборудована мощным электродвигателем, позволяющим двигаться со скоростью до 10 километров в час.

Думаете, Санька, получив коляску, стал важно ездить по двору геронтологического центра? Ничего подобного. Он стал ездить на большие расстояния. Я часто его встречаю в разных частях города. Рассказывают, что он доезжает до площади Ленина и там гоняет на коляске. Какие, правда, гонки на скорости десять километров?

Чуть позже решился вопрос и с протезированием. Александр Соломенник съездил в Москву. В российском филиале немецкой компании «ОТТО БОКК» ему изготовили бионический протез левой руки. Бионический - это такой, когда нервные импульсы управляют механизмами. Оплатило протезирование региональное отделение Фонда социального страхования РФ (ФСС). Мой материал заканчивался фразой: «Впереди у Александра большая работа по овладению этим сложным механизмом». Овладел он им быстро, а вскоре понял, что этот протез хоть и помог ему во многом, но все-таки не так совершенен, как ему хотелось.

- Он управлялся, - говорит Александр, - только в кисти, а в локте был неподвижен. Я многое не мог с ним делать. А сколько раз не мог удержать кружку с водой или чаем. А сколько раз он меня по губе бил!

Новая рука

Прошло пять лет. По нормам, протез нужно менять. Новый изготовила та же немецкая фирма «ОТТО БОКК». А оплатило опять Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

- Саша Соломенник - не столько наш подопечный, сколько уже близкий человек, мы с ним почти сроднились, - говорит управляющий Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования РФ Александр Писаренко. - Мы опекаем Александра Соломенника с февраля 2016 года и поэтапно выполняем требования индивидуально разработанной программы реабилитации. Он обеспечен ортопедической обувью, прогулочной и комнатной колясками с электроприводом. Честно говоря, я в своей жизни не встречал более крепкого духом, полного оптимизма и настойчивости человека с такими врожденными физическими ограничениями. Это просто феномен! Парень поражает своим оптимизмом и добрым нравом, невиданным упорством и стремлением к полноценной жизни.

Это точно. Мы с представителями ФСС собирались в Ставропольское протезно-ортопедическое предприятие (официальное название - «Ставропольский филиал ФГУП» Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда и соцзащиты населения РФ). А когда приехали, оказалось, что Соломенника нет: умчал на казенной коляске на Верхний рынок покупать себе... ложку.

- А у вас ложек нет? - изумилась я.

- У нас есть, - урезонила меня управляющий филиалом Наталья Кинсфатор, - но ему нужна своя, которую наши специалисты приспособят именно под этот протез, ведь он сделан индивидуально для Саши. Не сердитесь на него, он парень самостоятельный. К нам, кстати, на замену обуви сам приезжает.

И все-таки, когда герой появился, все мы, люди занятые, стали на него бурчать. А он даже не оправдывался, он светился от счастья: пришедшие к нему (а всех он знает многие годы) увидели его новый протез.

- Он более функциональный, - объясняет консультант профильного отдела отделения фонда Наталья Хелемендик, - и позволит Александру самому себя обслуживать и даже овладеть практическими навыками в избранной им профессии. Стоимость нового технического помощника - микропроцессорного протеза - составляет 2 миллиона 700 тысяч рублей.

Санька, отвечая на вопрос, лучше ли новый протез, категоричен:

- Конечно, да. Он и в плече теперь управляется. Меня вот на Верхнем рынке знакомый кофе угостил, я выпил чашку сам, без чьей-то помощи. Салат уже сам ел.

В стационаре протезно-ортопедического предприятия, чтобы освоить новый протез, Санька должен провести 21 день. Но, скорее всего, он справится быстрее.

- Саша поразительно быстро, - говорит протезист Александр Тимофеев, - за несколько дней показал фантастические результаты.

Для справедливости нужно сказать хоть несколько слов о протезно-ортопедическом предприятии. Оно начало работать в Ставрополе в 1943 году на базе цеха ортопедической обуви артели инвалидов «Прогресс». Сейчас основная деятельность предприятия направлена на обеспечение инвалидов и отдельных категорий граждан Ставропольского края и близлежащих регионов протезно-ортопедическими изделиями. А в стационаре проводится сложное протезирование и ортезирование первичных пациентов, в том числе и детей, с обучением навыкам пользования протезно-ортопедическими изделиями в школе ходьбы. В ассортименте - более сотни протезно-ортопедических изделий, среди которых протезы верхних и нижних конечностей с внешним источником энергии.

Кстати сказать, на черно-белых снимках этого не видно, протез у Саньки не одноцветный, как принято, телесного цвета, верхняя гильза, так называется часть от плеча, - модной джинсовой расцветки. Он выбрал ее сам. При всех несчастьях Александр Соломенник - молодой парень, да еще с огромной жаждой нормальной жизни!

Она такова в практическом применении, что, кроме самообслуживания, Санька уже научился показывать жест с вытянутым вверх большим пальцем - «Во!». И научился писать несколько букв. По словам Александра Тимофеева, не всем удается и одну букву за несколько дней освоить, а Санька за день написал пять - Солом. Первые пять букв его фамилии. Ему это особенно нужно.

Суперцели

Потому что сейчас Александр Соломенник далеко ушел от поделок из макаронных изделий. Он заместитель директора строительной фирмы «Сфера-Ставрополь». Не напросился. Директор сам его пригласил. Вот как это было. Едет Санька как-то по улице Бурмистрова на своей коляске. Возле храма Александра Невского останавливает его шикарная иномарка. Вышедший из нее мужчина говорит: видел вас в «Пусть говорят», хочу помочь. Сейчас Александр Соломенник каждый день ездит на работу: и песок заказывает, и другие строительные материалы, и работу контролирует. Его организация, а значит и он, например, участвовали в ремонте школ № 12 и 28 краевого центра. Подпись нужна!

У него есть девиз: «Бороться, искать, найти и не сдаваться!». Да знаю я, знаю, что это слова Альфреда Теннисона, которые мы узнали от Вениамина Каверина. Но это и Санькины слова, которые он воплощает в жизнь каждодневно.

Он не любит, когда жалеют инвалидов:

- Получается, что они такие бедные и несчастные. Я и мы все не должны отчаиваться, а идти всегда вперед и вперед: жизнь - это движение.

Александр не отчаивается. Он думает, как поставить протез на другую руку. Вместе с ним об этом думают руководители и сотрудники геронтологического центра, регионального отделения ФСС и протезно-ортопедического предприятия. Это еще более сложная задача в силу анатомических особенностей.

…А еще он мечтает помогать детям-инвалидам.

И все это, уверена, сбудется! Потому Саша доказал, что нет ограничений у человека, который, как и все, хочет радоваться жизни, найти увлечение по душе и никогда не сдаваться.

*****

11 октября Александру Соломеннику исполнилось 30 лет. Будь счастлив, Санька!

* * *

Компетентное мнение

Александр Писаренко, управляющий Ставропольским региональным отделением Фонда социального страхования РФ:

- Наше отделение ФСС обеспечивает инвалидов края из федерального бюджета техническими средствами реабилитации более 300 наименований. На их приобретение в нынешнем году направлено почти 700 миллионов рублей. К сожалению, потребность в обеспечении инвалидов Ставрополья дорогостоящими средствами реабилитации продолжает увеличиваться. На сегодняшний день Ставропольским региональным отделением ФСС заключены контракты на изготовление 35 дорогостоящих протезов на более чем 47 миллионов рублей.

«Борьба за жизнь против жизни»
Газета «Ставропольская правда»
15 октября 2021 года