09:46, 5 октября 2021 года

Ставропольские техникумы и колледжи внедряют финграмотность в образовательный процесс

В рамках Региональной конференции «Практики повышения финансовой грамотности населения как элемент реализации Национальной стратегии» прошел круглый стол по вопросу включения компетенции в области финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования.

Актуальность тематики обусловлена необходимостью разъяснить педагогам и упростить организацию учебного процесса, направленного на изучение студентами основ управления личными финансами. Обучающиеся профессиональных образовательных организации не должны оставаться неподготовленными потребителями, которых легко дезориентировать при принятии решений в сфере личных финансов, в том числе по вопросам развития собственной предпринимательской деятельности.

Как напомнил в своем приветствии заместитель министра финансов края Юрий Суслов, на важность повышения финансовой грамотности каждого россиянина недавно прямо указал глава Правительства РФ Михаил Мишустин. На Московском финансовом форуме в сентябре премьер-министр подчеркнул, что люди должны иметь представление, как и куда лучше вложить свободные ресурсы для получения максимального дохода, как сформировать финансовую подушку безопасности и накопить деньги на важную покупку. В ином случае возникают распространенные проблемные ситуации, связанные с завышенной кредитной нагрузкой, жизнью «не по средствам», отсутствием перспективного финансового планирования и т.д.

Эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем сформированности компетенций в области финансовой грамотности, и их формирование требует от образовательной организации специфического подхода. Развернутые рекомендации по реализации в рамках федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования соответствующих компетенций, представила руководитель Центра онлайн-образования ИДПО Ставропольского государственного аграрного университета Елена Лапина. Как прозвучало, действующие требования дают педагогам средних профорганизаций достаточно свободы в плане выбора технологий и инструментов обучения.

При этом принципиально важно не просто изложить вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных навыков в процессе решения практических учебных задач. Этого можно достичь, обеспечив возможность обучающимся участвовать в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполнять задания на поиск и анализ данных.

Таким образом, игровая технология позволяет организовать изучение процесса управления личными финансами, погружая обучающихся в реальную среду финансового рынка, адресовать к текущим данным о процентных ставках, уровне доходности финансовых активов, об условиях страхования и налогообложения, которые публикуются в открытых источниках. А в процессе проектирования обучающиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

В рамках заседания круглого стола также была презентована так называемая «методическая копилка». Это по факту готовые кейсы, которые уже успешно апробированы и могут быть практически в неизменном виде внедрены в образовательный процесс. Так, участникам были представлены материалы Центробанка РФ для работы в средних профорганизациях, методология проведения коммуникативных и финансовых боев и др. А в завершение встречи состоялся финал викторины по финансовой грамотности для студентов ставропольских колледжей и техникумов «Своя игра».

Юлия ПЛАТОНОВА