© Фото СтГАУ

Серьезный разговор о едином подходе в высших учебных заведениях к пониманию содержания универсальной компетенции в области финансовой грамотности состоялся на одной из площадок Региональной конференции «Практики повышения финансовой грамотности населения как элемент реализации Национальной стратегии». В рамках тематического круглого стола педагоги обсуждали лучшие практики, которые могут быть использованы при разработке дисциплин, направленных на формирование упомянутой компетенции.

Заместитель министра финансов Ставропольского каря Юрий Суслов отметил, что финграмотность прижилась в системе высшего образования региона. Но минувшие годы позволяют сказать, что это стало возможным во многом благодаря личному энтузиазму преподавателей, чем объективным условиям. Их большая заслуга в том, насколько разнообразный инструментарий используется в работе со студентами. Теперь новый этап – появление соответствующей универсальной компетенции в образовательных стандартах. Однако реализация требований ФГОС, как и прежде, во многом будет зависеть от руководителей вузов и факультетов.

Наличие в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования компетенции «Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности» однозначно упорядочивает и дает дополнительные формальные основания для включения вопросов по финансовой грамотности в образовательные программы и программы подготовки вузовских специалистов, как образовательного, так и административного звена. Ключевую проблему участникам встречи обозначила заместитель декана экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель ФСМЦ повышения финансовой грамотности студентов Ирина Телешова.

© Фото СтГАУ

Она подчеркнула актуальность навыков применения финансовой грамотности среди студентов всех направлений и специальностей, однако есть риски и ограничения при разработке основной образовательной программы. В том числе речь идет о согласовании рабочих программ дисциплин по содержанию, применении адекватных оценочных средств, последовательности изучения тематики студентами, издержках на организацию и координацию. Кроме того, сложно говорить об универсальности компетенций у выпускников, когда рабочие программы в вузах не будут равноценны, так как используются разные методики, которые так или иначе будут учитывать традиции вуза, финансово-экономическое состояние конкретного региона и его проблемные зоны.

Заведующая кафедрой финансового менеджмента и банковского дела учетно-финансового факультета Ставропольского государственного аграрного университета Юлия Склярова выступила с докладом «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов». Она, в частности, указала, что в условиях цифровой экономики необходимые компетенции финансово-грамотного студента претерпевают существенные изменения. Глобализация и развитие информационных технологий диктуют необходимость подготовки специалистов, владеющих смежными специальностями на стыке финансовой грамотности и других областей.

В числе обсуждавших форматов работы со студентами в качестве наиболее интересных и эффективных были названы конкурсы студенческих эстрадных миниатюр, где студенты в театрализованной форме обыгрывают курьезные случаи на тему личных финансов, судебные слушания – деловая игра, полностью имитирующая судебное разбирательство, викторины и форумы.

Круглый стол завершился экскурсией по площадкам фестиваля «День рубля», а также знакомством с методиками его проведения.