© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Началу действия на территории края, как и по всей России, социальной государственной программы «Пушкинская карта» была посвящена пресс-конференция, прошедшая в музее-усадьбе художника В.И. Смирнова в Ставрополе. В ней приняли участие министр культуры СК Татьяна Лихачёва, заместитель министра образования СК Диана Рудьева, представители компании – партнера акции «Почта Банк», руководители ряда краевых учреждений культуры.

Как подчеркнул спикер пресс-конференции Анатолий Головин, заведующий отделом культуры Дворца культуры и спорта г. Ставрополя, стартовавшая 1 сентября «Пушкинская карта» – очень свежий молодежный просветительский проект. Уже сами слоганы акции звучат действительно молодо и задорно: «Веди себя в музей!», «Веди себя в театр!», «Веди себя в филармонию!» и, наконец, общая идея не менее позитивна – «Веди себя культурно!».

Представившая детали проекта Татьяна Лихачёва прежде всего отметила, что название «Пушкинская карта» говорит о многом, ведь имя великого русского поэта – знаковая часть русской культуры, и с детства каждый из нас усваивает простую и важную истину: Пушкин наше все! Нацелен проект на граждан России от 14 до 22 лет, причем 22 сопровождается значком «+», поскольку даже перешагнувшие этот рубеж могут участвовать в проекте еще целый год. В этом важном и своевременном проекте, считает Т. Лихачёва, нашла отражение государственная социальная поддержка молодежи, позволяющая приобщаться к культурным ценностям. «Пушкинская карта» дает возможность получать своего рода «культурные рубли», чтобы посещать мероприятия, предлагаемые учреждениями культуры. Большое число их включилось в проект, в Ставропольском крае таких пока семь, но еще три музея проходят этап модерации. Главным оператором выступает «Почта Банк», через который будут проходить финансовые действия проекта. У нас участниками уже стали Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, Театр оперетты в Пятигорске, Ставропольский государственный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, Пятигорский музей-заповедник М.Ю. Лермонтова, краевая государственная филармония, муниципальные – Дом культуры №1 Пятигорска и Дворец культуры и спорта Ставрополя. Молодым людям предлагаются спектакли, выставки, программы, над которыми идет серьезная работа. Учреждения культуры – участники прошли обязательную модерацию своих мероприятий, предлагаемых для молодежи: в краевую афишу проекта их включено уже более 50, и каждый день добавляются новые. Главное требование к мероприятиям – высокая культурная ценность.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Жизнь показывает, что возрастной диапазон 14 – 22, по признанию специалистов, нередко выпадает из сферы культурного воздействия: молодежь этого возраста в стремлении к самостоятельности выбирает порой не самое лучшее в сфере развлечений. Это в определенном смысле вызов учреждениям культуры, которые должны предлагать иной репертуар, другие форматы работы. Особенность проекта еще и в том, что «Пушкинской картой» можно пользоваться не только на территории Ставрополья, но по всей России. Зарегистрироваться на госуслугах, скачать мобильное приложение, после чего «Почта Банк» открывает человеку личный счет, действующий не только в смартфоне, но и при необходимости через специальную пластиковую карту, позволяющий онлайн или очно приобрести билеты на выбранные мероприятия «Пушкинской карты». Все детали размещены на портале КультураРФ. Для многодетных семей карта может стать практическим семейным проектом. А в случае поездки, например, в Москву или Санкт-Петербург, можно приобрести билеты в известные столичные театры и музеи. До 31 декабря нужно воспользоваться начисляемыми на карту 3000 рублей, с 1 января 2022 года эта сумма возрастет до 5000 рублей. Наши учреждения культуры, подчеркнула Т. Лихачёва, крайне заинтересованы в том, чтобы их афиша привлекала больше молодежи. Участвовать могут и частные галереи, театры, музеи.

Помимо творческой подготовки проекта проделано много подготовительной технической работы. Теперь важно, насколько молодежь готова откликнуться на проект. Как заметила замминистра образования СК Диана Рудьева, символично уже то, что проект стартовал именно с началом учебного года. В нашем крае «Пушкинская карта» может рассматриваться как логичное продолжение ряда предыдущих совместных акций отраслей культуры и образования, таких как «Школьный абонемент», тематически связанный с учебной программой, или «Культура для школьников». «Пушкинская карта» дает финансовую возможность школьникам и студентам, да и работающей молодежи принимать участие в культурных мероприятиях. Министерство образования активно проводит широкую информационную программу популяризации проекта.

По словам представителей «Почта Банка», процесс выпуска как виртуальных, так и пластиковых карт «Пушкинская карта» хорошо отлажен. Виртуальные уже действуют, пластиковые появятся в первые дни октября. Для учреждений культуры помимо художественного уровня мероприятий важное условие участия в проекте – наличие продажи билетов онлайн.

Хорошей встряской для сферы культуры назвал «Пушкинскую карту» Николай Охонько, директор Ставропольского государственного музея-заповедника: проект требует соответствия современным реалиям – от технических до творческих. Задача – стать интересными молодежи. Для музеев это особенно актуально, ибо проект ждет от них не просто привычных выставок и экскурсий, но и принципиально новых решений. За последние годы музеи солидно продвинулись в соцсетях, есть наработки по ряду грантовых проектов. Музеем-заповедником внесено в афишу проекта 20 тем, от популярных квестов до интерактивных мероприятий. Над этим сейчас работает и коллектив Ставропольской государственной филармонии, рассказала ее директор Лариса Конева. «Пушкинская карта», например, позволит посетить в Ставрополе концерты знаменитых музыкантов мира, приезжающих сюда на гастроли. А филармония очень ждет расширения своей молодежной аудитории. Как и Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, заметила исполняющая обязанности директора театра Полина Лыкова. Она считает, что проект способен отвлечь молодых людей от смартфонов и планшетов, чтобы они смогли почувствовать живое настоящее искусство. Театр представил в афишу «Пушкинской карты» лучшие образцы классики – спектакли по произведениям А.Н. Островского и М.Ю. Лермонтова, а также по теме Великой Отечественной войны. Сейчас прорабатывается вопрос привлечения возможностей «Пушкинской карты» для работы театра с молодым зрителем отдаленных районов края.

© Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ

Как сообщил А. Головин, уже в первый день проекта в Ставропольском ДКиС был куплен первый билет на концерт по онлайн-карте нового проекта. А пока шла пресс-конференция, стало известно, что подобная онлайн-покупка зафиксирована и в Ставропольском музее-заповеднике. Словом, процесс пошел. Это подтвердили и молодые участники встречи в усадьбе – студенты Ставропольского краевого колледжа искусств Евгения Михина и Виктор Анцупов, уже реально включившиеся в «Пушкинскую карту».

Всего по России в программе смогут принять участие 13 миллионов молодых людей. В более чем 1,3 тысячи учреждений культуры для обладателей «Пушкинской карты» будет доступно более семи тысяч мероприятий. Так что выбирай и «веди себя культурно»!

Наталья БЫКОВА

Веди себя культурно! / Газета «Ставропольская правда» / 4 сентября 2021 г.