Ставропольский священник Антоний Скрынников: Миссионер идёт туда, куда зовут…
Наш читатель хорошо знает священника Антония Скрынникова, руководителя миссионерского отдела Ставропольской епархии. С ним мы не раз беседовали о разных аспектах церковной миссии в современном мире. Сегодня отец Антоний вновь наш собеседник, и речь пойдет, конечно, о новых событиях из жизни православного миссионера.
- Отец Антоний, отчасти формальным поводом нашей встречи стали сообщения о ваших недавних наградах, связанных именно с миссионерской работой. Это позволяет нам осветить некоторые новые стороны вашей деятельности.
- Так получилось, что за последние два месяца меня настигли сразу три награды. Во-первых, владыка митрополит Кирилл вручил мне юбилейную медаль «50 лет Японской автономной церкви» за миссионерскую работу в Азии, где, как вы знаете, я часто бываю. Потом я в числе православных и мусульманских священнослужителей был отмечен медалью «За содействие» Главным управлением МВД СКФО за работу с молодежью. А ГИБДД России также отметила мое сотрудничество медалью «85 лет образования ГАИ». В качестве члена общественного совета мне доводится регулярно участвовать в мероприятиях разного характера, например, это может быть обращение к водителям накануне 1 сентября, чтобы были внимательнее на дорогах, или беседы с особо злостными нарушителями, когда закон не помогает, а воззвания чиновников проходят мимо.
- Надежды только на батюшку… По сути, еще один из видов вашей миссионерской работы.
- Да, многие водители, будучи невоцерковленными, все же считают себя верующими и, возможно, не услышав автоинспектора, прислушаются к священнику. Такова миссионерская работа – идти туда, куда зовут. В правоохранительных органах часто выступаю с просветительскими лекциями. Порой просят выступить по теме, которая ко мне, священнику, отношения прямого не имеет. Например, несколько лет назад руководитель одного из районных УВД позвонил и попросил побеседовать с личным составом о том, почему нельзя брать взятки. Так как накануне несколько человек из его подразделения были задержаны по коррупционной статье.
Во-первых, у меня нет такой лекции на тему «Почему нельзя брать взятки». Во-вторых, возникает вопрос: если сотрудники не боятся Уголовного кодекса, то вряд ли им поможет одна лекция. Но я не отказался от встречи, а предложил поговорить с ними о православной культуре, о заповедях Божиих, в том числе о заповеди «не укради». А специально о взятках читать я не могу.
- Это, скорее, задача юриста.
- В моем арсенале цикл из 25 лекций. Это лекции о религиозном экстремизме, лекции исторического характера, например о церкви в Великой Отечественной войне, о Крещении Руси, просветительские лекции о семье и браке, о вреде алкоголизма и наркомании. Последние не совсем церковные, но наша епархия много лет занимается реабилитацией зависимых людей, имеет опыт, понимание духовных причин зависимости. Есть лекции культурологического характера, есть такие актуальные, как подростковый суицид.
- Вы общаетесь с представителями самых разных слоев общества, в том числе, насколько мне известно, встречаетесь с заключенными.
- В тюрьмах и колониях стараюсь бывать еженедельно. Парадоксально, но обитатели мест заключения – самая благодатная аудитория. У меня всегда одно из важных условий к организаторам – добровольность посещений моих бесед и лекций. Насколько это возможно. Когда выступаю в минобре или минздраве, я знаю, что вижу тех, кто хотел меня послушать.
В правоохранительных структурах, как правило, собирают сотрудников в обязательном порядке, и это не всегда комфортно для меня самого, если часть людей слушает меня не по своему желанию, а «потому что так надо».
А вот в тюрьме, как бы это странно ни звучало, – «демократия». Там точно все приходят добровольно, и собирается довольно много людей, особенно в женской колониии. Там я точно знаю, что пришли те, кто хотел услышать пастырское слово священника. В местах лишения свободы я практически не совершаю богослужения, этим занимаются другие священники. Моя задача – проповедь Евангелия.
Другая очень внимательная и расположенная аудитория – наркоманы и алкоголики, находящиеся в реабилитационных центрах. Они находятся в таких жизненных обстоятельствах, когда человек склонен что-то переоценивать в своей жизни. Для них приход священника – еще одна возможность подумать о духовном, вырваться из ежедневного круговорота устоявшейся жизни.
- Люди в тяжелой ситуации готовы ухватиться за любую спасительную соломинку, и ваши с ними встречи – это тоже соломинка…
- Да, им всегда хочется прояснить для себя многое о жизни, и из таких встреч порой возникают интересные проекты. Нередко во время посещений тюрем и колоний ко мне подходят с такой проблемой: скоро выходить на свободу, а идти фактически некуда. Жилья нет, родные от них отказались или умерли, остается либо бомжевать, либо снова совершать преступление, чтобы попасть в тюрьму, где хотя бы крыша над головой и еда.
Так возникла идея создать центр адаптации людей, выходящих из заключения. Владыка нас благословил, работаем вместе с общественной организацией по тюремному служению фондом «Инок». Фонд давно занимается тюремным служением, наработан большой опыт.
- А как удается помочь таким? Работу им находите и жилье?
- В Шпаковском районе арендован дом с земельным участком, где вчерашним заключенным на определенное время, в зависимости от ситуации, предоставляется жилье. Также помогаем восстановить документы и найти работу.
Милостью Божией всегда находятся добрые помощники, например, один предприниматель-строитель, когда-то тоже отбывший срок и понимающий, как тяжело оказаться на улице со справкой об освобождении.
Он берет к себе их на работу. Если у человека есть квалификация строительная, его берут по этой квалификации, если таковой нет, просто разнорабочим. Но при этом у него теперь есть крыша над головой и работа, человек начинает получать зарплату, значит, через какое-то время он может из центра адаптации съехать, снять жилье, начать жизнь заново.
Пока рано говорить о конкретных результатах, еще прошло мало времени, однако направление важное. Контингент, конечно, непростой, но Христос призывает нас идти и помогать всем, не делая различий, кто нуждается в помощи.
- Наверняка вам там попадаются и очень интересные персонажи.
- Много уже слышал разных жизненных историй, причем часто отбывающие наказание говорят, что они невиновны. Я, конечно, понимаю, что отчасти это возможно в силу несовершенства судебной системы. Многие же просто лукавят, рассчитывая на жалость, но попадаются и те, кто действительно пострадал и ведут себя вполне искренне.
Встречаются очень интересные судьбы, только публично о них говорить не считаю возможным. Лишь повторю: задача миссионера идти всюду, где он нужен.
Помните, зимой были известные молодежные акции протеста, и мне в Instagram писали сообщения, возмущаясь, дескать, почему вы не выступаете против ОМОНа, который применял силу. Иногда, действительно, в некоторых городах такое происходило. А буквально через несколько недель у меня состоялся цикл лекций в Росгвардии, после которого я выложил в сеть фотографии. И опять те же самые люди пишут: как вы можете общаться с «этими»? А я общаюсь и с «этими» и с «теми». Другого способа что-то изменить я не знаю. Я готов прийти на встречу как к протестующей молодежи, так и к сотрудникам Росгвардии.
В том же УФСИН общаюсь и с сотрудниками, и с заключенными. Ведь заповеди Божии одни для всех.
- Приходя в незнакомую для себя аудиторию, вы сразу видите, кто перед вами. Так или иначе приходится подстраиваться под собравшихся.
- Если я попадаю в аудиторию, где ко мне, как священнослужителю, критично настроены, это даже интересно. Есть большая разница в лекциях для прихожан храма и для тех людей, про которых я заведомо знаю, что они негативно настроены. Это моя целевая аудитория. Ведь прихожане – они уже в храме, с ними работа строится совсем иначе. А вот в нецерковной аудитории у миссионера всегда есть возможность изменить представление собравшихся о природе Церкви и вере как таковой. Часто со мной спорят, и это прекрасно.
Студенты часто находят какие-то аргументы, однако их активность «против» – лучший признак того, что ты их задел. Раз спорят, значит, они неравнодушны, значит, что-то у них болит в душе. Хуже когда слушают и молчат: видимо, не зацепил, не был достаточно искренен и интересен.
На практике не раз замечал: претензии у оппонентов не к самому Христу или к Евангелию как таковому, а им может не нравиться административный аппарат, какой-то конкретный священник или телеканал «Спас».
Тут важно объяснить, что нужно делать различие между Богом и человеком. Увы, даже священник порой может оказаться негодяем, пьяницей, преступником.
Мы читаем Евангелие и видим, как
Иуда предает Христа. Человек своими глазами видел, как Христос исцеляет больных, воскрешает мертвых, ходит по водам, но это ему не помешало пойти и предать.
Бытует такая печальная шутка, в которой есть доля правды, что число подлецов в рясе всегда евангельски стабильно – каждый двенадцатый… Конечно, это нужно понимать не в прямом математическом, социологическом смысле, но, тем не менее, таковые встречаются.
Да, священник может быть негодяем, но мы должны понимать, что идем не конкретно к отцу Фёдору или отцу Василию, мы идем ко Христу! Бывает, приходится слышать от людей, что они перестали ходить в храм, потому что на них накричали в храме. Но в чем здесь логика? На человека в храме накричала некая условная баба Зина, а человек в ответ говорит: «Ну все, Господи, прости, я с тобой больше не общаюсь, баба Зина дура».
А может, логичнее на бабу Зину обидеться? А лучше просто простить ее. Нет, получается, что накричала она, а общаться мы перестаем со Христом…
- Могу подтвердить, что подобные сцены в храмах происходят регулярно, сама неоднократно сталкивалась, эти тетеньки, в конце концов, так достали, что стала ходить в другой храм.
- Думаю, если спросить, к кому больше претензий - к поликлинике или церкви, наверняка к поликлиникам больше, но все равно люди ходят в поликлинику. И если на входе в больницу вас встречает баба Маша, которая моет полы и тоже кричит на всех, что тогда? Тоже заявить: «Ну ладно, раз так со мной обращаются, не буду лечиться, умру тебе назло!». Но мы же не пойдем умирать, потому что прекрасно различаем и разделяем хирурга Иванова и бабу Машу. Мы понимаем, что пришли не к ней, мы ее потерпим, потому что надо попасть к хирургу.
- Даже если и хирург не нравится, никуда не денешься…
- Да, его личные качества не связаны прямо с его профессионализмом. Допустим, он непорядочен в частной жизни, изменяет жене, пьяным садится за руль, но хирург профессиональный. Мы разделяем его нравственную жизнь и профессиональные качества. Так и со священником: он может оказаться недостойным, но таинства, им совершаемые – крещение, исповедь, причастие, – все равно являются полноценными таинствами, и его личная греховная жизнь не влияет на совершение таинств.
- Процент негодяев печалит, но, слава богу, основная масса служителей пользуется большим авторитетом у населения.
- Мне чаще приходится сталкиваться с теми или иными мифами, живущими в головах людей. Например, общаясь с нецерковной интеллигенцией, вполне можешь услышать такое: «А вы отлучили от Церкви великого писателя Льва Толстого!». Но давайте вспомним: Лев Николаевич Толстой двадцать лет кряду твердил, что он не христианин, отлучайте меня, я не с вами. После многих лет терпения Священный Синод согласился с ним: да, вы не с нами, вы не христианин. В чем тут проблема, если человек сам горел желанием быть вне Церкви?
Давайте представим, что некий человек регулярно «достает» президента страны. Пишет ему письма с требованием лишить его гражданства, собирает петиции. И вот через двадцать лет президент подписывает-таки указ о лишении гражданства. А в ответ слышит: какой он плохой, лишил гражданства такого хорошего человека.
В научной среде приходится общаться с вполне грамотными людьми, имеющими ученые степени. Но и там на полном серьезе могут заявить, что наука якобы могла быть другой, если бы церковная инквизиция не сожгла таких мыслителей, как Джордано Бруно и Галилео Галилей.
Но вообще-то Джордано Бруно не был ученым. Вы не найдете его имени ни в одной серьезной энциклопедии, посвященной миру науки. Да, он был талантливым философом, ритором, католическим монахом, но не ученым. Его сожгли – это, безусловно, плохо, но это - внутрикатолические разборки, не имеющие отношения к науке. А что касается Галилея, то он сам спокойно умер от старости и болезней в своей постели.
- Ваша миссионерская деятельность простирается и в социальных сетях. Что это вам дает? Там ведь не увидишь глаза человека, его реакцию…
- Да, я не вижу глаза слушателей, но вижу их количество, вижу их лайки, это тоже реакция. К тому же в онлайн при необходимости можно дольше о чем-то говорить, удлинить ответы, что-то процитировать подробнее. При этом по ходу лекции люди пишут вопросы, и в конце лекции я на них отвечаю. Но целенаправленной миссией в социальных сетях я не занимаюсь, это отдельное направление, оно очень интересное. Есть священники, имеющие свои популярные ютюб-каналы, ведущие страницы в instagram, где у них десятки тысяч подписчиков.
У меня нет на это времени, а страницы в соцсетях – лишь для краткого отчета о своей деятельности и ответов на вопросы людей.
- До пандемии вы много ездили по миру. Предполагаются какие-то поездки зарубежные?
- Интересная мне Азия сегодня небезопасна, она стала достаточно дорогой, страны то открываются, то закрываются. А желание поехать, конечно, есть.
- Онлайн-формат как-то восполняет недостаток миссионерского общения?
- Те страны, куда ездил я, как правило, очень бедные, какой уж там онлайн. Есть другие пути: создаем группы в WhatsApp, там обмениваемся информацией, статьями о православии. Периодически обращаются за материальной помощью группы верующих некоторых азиатских стран, тогда организуем сбор средств, которые посылаем живущим там нашим миссионерам, они могут потом закупить продукты и развезти нуждающимся прихожанам.
Также информируем о том, что на каком-то острове будет проездом православный священник, для людей это возможность причаститься и т. д. Так православный дух поддерживаем всеми способами.
- Чему сегодня помимо непосредственно миссионерской работы хотелось бы уделить внимание?
- Мечтаю дописать книгу о Сербии, где был более года назад и собран большой материал. Но все времени не хватает закончить.
Неспешно работаю над докторской диссертацией по теме «Внутренняя политика Бирмы (Мьянмы), религиозный и национальный факторы». Мне это очень интересно, поскольку это одна из тех стран, куда я летаю проповедовать. Тема не случайна, национальный и религиозный факторы серьезно влияют на политику и в целом на жизнь страны. Например, там есть четкая сегрегация по религиозному признаку: если вы христианин, вы можете служить в армии, но не можете быть офицером. Можете быть депутатом регионального парламента, но не федерального. Сложное национальное строение - семь основных национальностей и семь действующих языков! Очень хотелось бы снова поехать в Бирму. Но там пока все непросто после военного переворота, сложное отношение к миссионерам. Из-за нестабильной ситуации на Пасху побывать не получилось. А ведь там есть и местные жители, принявшие православие, а также проживающие там русские и украинцы – по факту тоже наша тамошняя паства.
- Отец Антоний, вы входите сразу в несколько общественных советов ряда краевых ведомств. Наверное, и там находите свои новые аудитории?
- Фактически это становится продолжением моей основной деятельности. Нередко сам предлагаю какие-то темы для лекций, часто наши интересы совпадают. А вообще-то, само появление человека в облачении – уже проявление миссии. Жизнь сегодня суетная, с проблемами и заботами, и в этой ситуации один лишь вид священника – своего рода молчаливая проповедь.
- Но вы еще и действующий священник, продолжаете строительство храма Дмитрия Донского в Ставрополе.
- Да, сначала, правда, построили здание духовно-просветительского центра, теперь есть где собираться приходу. Скоро ждем готовый проект храма и начнем стройку. Кому-то покажется, что дело продвигается очень медленно, но моя позиция такая: на первом месте - работа с людьми. Храм никуда не денется, а люди могут куда-то деться – умереть, попасть в секту, совершить преступление. Поэтому сначала людьми надо заниматься, а уж потом строительством. Можно построить храм и после этого думать, где взять людей для прихода, а можно сначала собрать людей, и они сами построят храм. У нас сложилась хорошая дружная община людей, которые друг друга знают и поддерживают, молятся друг за друга.
Одна из прихожанок придумала новый интересный проект: организовала приходской женский клуб. Собрания проходят по субботам. Наши женщины собираются, изучают вместе Священное Писание, а потом общаются на разные темы, от воспитания детей до семейных проблем. Приглашаем туда интересных гостей, например известного врача-педиатра, тоже нашу прихожанку, кстати. Теперь бы еще мужской клуб создать, ищем ответственного человека.
27 августа 2021 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
