Непростые времена переживает сегодня не только здравоохранение, но и такая вроде бы далекая от него отрасль, как культура. Трудностей пандемия доставила немало – от отсутствия зрителей в театральных, концертных, музейных залах, читателей в библиотеках до отмены многих традиционных массовых мероприятий. Каково пришлось работникам культуры в этой ситуации, мы решили поговорить с одной из представительниц творческих профессий – режиссером, актрисой, искусствоведом, ведущей концертного объединения «Аккорд» г. Ставрополя почетным работником культуры Ставропольского края Галиной Близно.

Это имя хорошо известно в культуре края. Несколько лет назад Галина Близно впервые в Ставрополе создала свой – персональный! – муниципальный театр, хоть и камерный. И он успешно действовал достаточно продолжительное время. До этого было более десяти лет работы в филармонии, где она и стала закаленным сценой мастером художественного слова. Были годы учебы на театроведческом, стажировка в театре знаменитого Романа Виктюка. И всегда на первом месте была высокая литературная классика – Чехов, Бабель, Твардовский, Шекспир… Было и множество тематических авторских программ – от ретрошлягера и цыганских номеров до советской эстрады, представленных на самых разных площадках. На счету Г. Близно целая серия проводившихся в крае международных и всероссийских культурно-просветительских мероприятий, где она выступала сценаристом и режиссером. Профессионализм и творческую разносторонность Галины Близно высоко ценит литературно-художественная интеллигенция края, ее знает и любит широкая ставропольская публика.

– Галина Андреевна, как вы, человек, не мыслящий себя без сцены, без зрителя, пережили это необычное по своей сути время под названием пандемия? Для многих деятелей культуры оно стало настоящим испытанием.

– Признаюсь честно, в прошлом году было очень тяжело, поскольку в основном работали на удаленке, много сил отдавали его величеству Интернету. В период строгого карантина мы вынуждены были искать площадки, типа комнаты в квартире бывшего руководителя ансамбля «Элегия» Ивана Сердюка, переоборудованной под студию записи. Потом к осени, пока было еще достаточно тепло, по возможности выступали на свежем воздухе, как и другие коллективы города. Значительная часть программ, обозначенных в плане работы, записывалась в студии и выкладывалась в Интернет. Основной канал - «Инстаграм», где есть страницы и «Аккорда», и каждого из его коллективов, и свои личные странички. В том числе и я веду свою, не могу сказать, что она ориентирована на очень широкую аудиторию, по содержанию это своего рода личный архив, собираемый в этот период. На мой взгляд, достойный материал, который действительно можно выводить на любую площадку. Подписчиков не так уж много, ограниченный круг посетителей, как правило, это люди из самых разных слоев современного ставропольского общества, знающие мое творчество. От библиотекарей до административных чиновников, такой вот диапазон.

– Значит, интернет-общение выручало? Хоть и при отсутствии живой публики, но все-таки канал связи оставался.

– Я думаю, что, нацеливая нас на такие формы работы, городское управление культуры благодаря этому сохранило творческий состав города, это факт! И это, конечно, был интереснейший и полезный опыт. Например, в том смысле, что на сцене ты себя не видишь, а в записи видишь то, что тебе не нравится и, наверное, может не понравиться зрителю, и ты можешь что-то улучшить, от чего-то отказаться, найти другой ракурс, найти интересный фон... Мы все многому научились. И руководители коллективов, и исполнители. Все так или иначе на этом росли. Не говоря уже о том, что в зачет шло и количество виртуальных посещений. Все это по-хорошему подстегивало, постоянно хотелось сделать еще интереснее, выразительнее. И как-то все это удивительно оказалось свое- временным, созвучным времени.

– При этом, уверена, каждый старался оставаться самим собой, то есть идти по своему творческому руслу.

– Точно. У меня традиционно много программ патриотического направления, а еще мне необычайно дорога тема, которая меня волнует до глубины души, – русское православие. Помню, в период новогодних праздников была возможность высказаться на тему Рождества. Я нашла очень милый рассказ «Самая добрая сказка» Людмилы Сосниной и превратила его в чудесную звуковую открытку, которая имела успех несомненный. Делалось это в сотрудничестве с епархией, в частности, с отцом Владимиром Сафоновым. В этом материале идейно и тематически соприкасаются добро небесное и земное, они взаимодействуют необычайно живо, обаятельно, тепло. Причем в этом есть глубокий философский смысл: добро, которое мы делаем здесь, уходит в небеса, увеличивает количество добра и в небесах. Это чудесное движение представлено в удивительно трогательных образах Кота и Ангела. Я до сих пор при одном лишь воспоминании об этом чувствую, как согревается душа. А главное – отклики шли очень добрые, значит, я все сделала правильно. Кстати, этот рассказ, как концертный номер, прозвучал на крупном епархиальном мероприятии в канун Дня России. Особенно приятно то, что за многолетнее сотрудничество со Ставропольской епархией мне вручена Почетная грамота митрополита Кирилла.

– А какие еще пандемийные программы запомнились? Насколько я помню, у вас был сов-местный Есенинский проект с краевой библиотекой имени Лермонтова.

– Действительно, интересная получилась программа. Чтобы уйти от банального, я пошла путем выражения своего личного восприятия творчества Есенина, причем восприятия в динамике развития. Вспомнила свой же давний спектакль «Айседора Дункан», поставленный мною и сыгранный полтора десятка лет назад. Там все шло через восприятие Айседоры и, мягко говоря, очень не соответствовало общепринятому пониманию Есенина как человека и природы его творчества. Там преобладала трагическая интонация, спектакль был основан на мемуарах близкой подруги Дункан, наблюдавшей отношения ее и поэта в жизни за рубежом. Живая, кричащая история женщины, все бросившей на алтарь любви и оставшейся абсолютно ни с чем… Теперь же моя идея была вот в чем: обращаясь к личности художника, мы должны опираться не на его биографию, а на его творчество!

– Как это актуально сегодня, когда мы сплошь и рядом видим одни до безобразия обнаженные биографии, грязненькие события частной жизни артистов, поэтов, художников… Для вас вообще тема по-настоящему творческой личности всегда была номер один, взять хоть Вертинского, хоть Высоцкого, хоть Тургенева…

– Кто-то из классиков сказал, что душа человека – поле битвы добра и зла. Когда зло берет верх, человек словно вязнет в том, что совершил. Меня всегда интересовал воп-рос: почему человек внешне весьма благополучный, состоявшийся, вдруг оказывается у трагического финала… Возьмите того же Тургенева: каким образом величайший мастер художественного слова, тончайший психолог, писатель с мировой известностью, наконец, мужчина, пользовавшийся огромным успехом у женщин, прожил жизнь абсолютно одинокого, несчастного человека рядом с замужней женщиной, которую любил, но которая им пользовалась и которой он в общем-то не был нужен? Как такое могло произойти? Как он умудрился так выстроить свою жизнь? Было интересно над этим поразмышлять вместе со своим зрителем.

– Эта программа, представленная в краевом музее изобразительных искусств, получила широкий отклик. А сейчас вы продолжаете тему художника-личности?

– Безусловно, по сути каждая наша программа идет в этом направлении. В июне программа посвящена была Пушкину, и при всей известности этой фигуры хотелось показать его нетривиально. Изначально предположив, что большинство пришедших в музей людей просто не помнят детали биографии Пушкина, я решила как бы восстановить в их памяти его жизнь, привлекая внимание к фактам, которые широкому читателю малодоступны. Они известны литературоведам, филологам, хранителям музеев, но проходят мимо массовой аудитории. При этом мне был интересен не столько событийный ряд жизни, сколько его, Пушкина, восприятие происходящего.

– Через стихи?

– Да, но сначала нужно было перелопатить много соответствующей литературы, потом «упаковать» все в одной программе, выстроить в гармоничный ряд….

– Режиссер – одна из ваших профессий, в числе которых актриса, искусствовед, ведущая. Но скажите, что значит сделать программу? Составил некое количество номеров – и все, готово?

– Отвечу без ложной скромности: работники изомузея, где проходит наша «Музыкальная гостиная», нередко мне сообщают, что люди идут «на Близно»… Видимо я нахожусь на своем месте и в каком-то смысле, извините, незаменима. Это понятно: большой опыт, багаж знаний. А еще я люблю людей. Как исполнитель, выходя к аудитории, я люблю этих людей. И я их понимаю, стараюсь говорить с ними на одном языке, поднимать вопросы, которые их могут затронуть.

– Но с другой стороны, они ведь приходят отдохнуть, и их нельзя слишком уж нагружать…

– Опыт позволяет преподносить материал и интересно, и ненавязчиво. Плюс есть чувство аудитории: могу в любой момент при необходимости переключить внимание или найти такую деталь, чтобы зритель не устал и не заскучал.

– А как строится взаимодействие с исполнителями? Ведь каждая программа – коллективная, ансамблевая работа.

– Искусствовед, музыковед, режиссер, ведущий – все в одном моем лице – определяет тему, материал, сюжет и потом привлекает исполнителей, владеющих этим музыкальным материалом и способных его показать. С прекращением существования ансамбля «Элегия» все чаще делаем сборные концерты, привлекая солистов ансамблей «Кантабиле», «45-я параллель», других коллективов «Аккорда», способных озвучить художественную идею программы. В последнее время произошло обновление исполнительского состава, и нам важно его показать как можно ярче.

– Сегодня кроме изомузея вашими площадками могут быть даже библиотеки, которые здорово изменились, технически оснастились и проводят много массовых мероприятий.

– Время нынче такое. Очень далеко ушло человечество вперед в техническом оснащении и в том, что это оснащение с собой несет. Да, оно позволяет даже сложнейшую философскую тему представить на сцене настолько всесторонне и прямо-таки с невероятными эффектами, что зритель чувствует себя словно в центре Вселенной. Однако, как гуманитарий, скажу о том, что наблюдаю не только я, что не может не беспокоить: технократическая культура выдавливает homo sapiens – человека разумного – как ненужный, недостойный жизни объект.

– В чем же выход?

– Только один – сопротивляться. Почему такой успех имел известный фильм «Аватар»? Там люди хотят остаться людьми! Не скажу, что он гениальный, он просто ухватил витающие в воздухе умонастроения общества. Главный сегодняшний конфликт: с одной стороны – Человек, с другой – машинизированная технократия, которая важнейшие ценности обрекает на уничтожение. Но мы русские! Мы граждане и дети великой страны, испокон века транслировавшей миру высочайшие духовные и нравственные ценности. За сохранение этих ценностей, за сохранение человека в человеке мы и будем бороться, как бы это громко ни звучало… Если смотреть еще шире, мир подошел к той грани, где решается судьба человечества. Именно сохранение духовной культуры определит право человечества на существование.

– Чем сейчас занимаетесь, о чем болит ваша душа неугомонная?

– Ну во-первых, счастлива тем, что в очередной раз приняла участие в форуме творческих союзов «Белая акация». Сколько свежести принесла нынешняя «Белая акация»! Для широкой массы профессионалов это был свежий воздух российской культуры, который пришел на нашу землю и которым невозможно было не наслаждаться – этими встречами с действительно талантливыми людьми. Радость была великая.

Вообще последние месяцы были очень плодотворными, разные площадки, разные люди, все интересно, ново. Не могу пожаловаться…

Сейчас в недрах «Аккорда» лелеем новый необычный проект: задумали цикл программ под общим названием «Дыхание веков». Попробуем в музее изоискусств с известной периодичностью показывать программы по культуре разных эпох – Средневековье, Ренессанс, классицизм, постмодернизм… Будут звучать инструментальные, вокальные, поэтические произведения, будут танцы каждого исторического периода. Конечно, это невероятно объемный труд – каждый месяц удивлять и радовать…

– Мне кажется, задумка очень интересная, открывающая поистине бездонные пласты мировой культуры.

– Как бы не захлебнуться в работе! Но такая уж наша профессия: развлекая – просвещать, учить доброму и прекрасному, не давать человеческому сердцу огрубеть и очерстветь…

Наталья БЫКОВА

Актриса и режиссер Галина Близно: Мы все многому научились… / Газета «Ставропольская правда» / 18 сентября 2021 г.