© Фото: из архива газеты «СП»

Наблюдатель – это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом на выборах различного уровня, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей и иной деятельностью избирательной комиссии, включая определение результатов выборов. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены.

Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках в дни голосования – 17, 18 и 19 сентября 2021 года – с момента открытия избирательного участка и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования.

Наблюдатели вправе осуществлять наблюдение как непрерывно, так и в свободно выбираемые ими промежутки времени в течение всего периода наблюдения. Им обеспечивается свободный доступ в помещение, где проводится голосование и подсчет голосов избирателей.

Наблюдатель вправе присутствовать при передаче протокола участковой избирательной комиссии (УИК) об итогах голосования и приложенных к нему документов, к которым могут относиться особые мнения членов УИК с правом решающего голоса, жалобы

(заявления) и решения по ним

в вышестоящую избирательную комиссию.

Кто назначает наблюдателей

Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия и каждое избирательное объединение, зарегистрировавшее списки кандидатов по единому округу, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу. А также с 2018 года субъекты общественного контроля: Общественная палата Российской Федерации и Общественная палата Ставропольского края. Представители общественности на избирательном участке являются независимыми наблюдателями. Их главная задача – прозрачность и объективность выборов.

Все названные выше участники избирательного процесса имеют право назначить в каждую УИК не более двух наблюдателей на каждый день голосования (17, 18 и 19 сентября 2021 года), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии, одного избирательного объединения, одного зарегистрированного по соответствующему одномандатному избирательному округу кандидата, одного субъекта общественного контроля.

Политическая партия, избирательное объединение, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до первого дня голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, его место жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

Что нужно знать наблюдателю

В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, а также максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав будут применяться следующие формы организации голосования:

  • в помещении для голосования,
  • вне помещения, т. е. голосование на дому лицами, включенными в реестр голосующих вне помещения, составленный на основании соответствующих обращений в избирательную комиссию,
  • дополнительная форма голосования – 17 и 18 сентября 2021 года – для групп избирателей, которые проживают в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено.

Наблюдатель должен иметь направление, выданное зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, выдвинувшей зарегистрированного кандидата политической партией (избирательным объединением), субъектом общественного контроля.

Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.

Наблюдателю необходимо убедиться, что его данные внесены в список лиц, присутствующих в помещении для голосования. В списке должны быть актуальные контактные данные, которые понадобятся для оповещения наблюдателя в случае проведения повторного подсчета голосов, а также в случае составления повторного протокола об итогах голосования.

Наблюдатель занимает место, определенное решением УИК. Отсюда должны быть хорошо видны:

  • места выдачи избирательных бюллетеней;
  • места для тайного голосования;
  • ящики для голосования, технические средства подсчета голосов (если используются КОИБы).

Распоряжения председателя УИК, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя его полномочия исполняет заместитель председателя, а в отсутствие заместителя председателя – секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный УИК.

Наблюдатель может носить нагрудный знак с обозначением статуса наблюдателя, не содержащий признаков предвыборной агитации.

Если наблюдатель планирует проводить фото– и (или) видеосъемку, необходимо предварительно уведомить об этом председателя, заместителя председателя или секретаря УИК. Они определят место, откуда осуществление съемки не будет нарушать тайну голосования.

При проведении фото– и (или) видео-съемки необходимо соблюдать следующие правила в помещении для голосования:

  1. Проведение фото– и (или) видео-съемки в помещении для голосования не должно нарушать тайну голосования. Недопустимо вести фото– и (или) видео-съемку в местах, предназначенных для заполнения избирательных бюллетеней, фото– и (или) видеосъемку заполненных избирательных бюллетеней до начала подсчета голосов.
  2. Фото– и (или) видеосъемка граждан в помещении для голосования должна осуществляться с учетом положений статьи 1521 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе предусматривающих, что обнародование изображений физического лица возможно только с его согласия, если изображение этого физического лица является основным элементом фотокадра (видеоряда).
  3. Фото- и (или) видеосъемка работы членов УИК со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
  4. При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и (или) видеосъемки в его доме (квартире).

Важно знать, что каждый избиратель лично заполняет избирательный бюллетень в кабине для голосования или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо.

Исключение возможно, если избиратель не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня и заполнить его. В таком случае он может воспользоваться по-мощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, выдвинувшего зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.

Такой избиратель устно извещает УИК о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

О голосовании вне помещения для голосования председатель УИК объявляет не позднее чем за 30 минут до выезда (выхода) членов комиссии. Организуют голосование: не менее 2 членов УИК с правом решающего голоса или 1 член УИК с правом решающего голоса при условии присутствия двух и более членов УИК с правом совещательного голоса и (или) наблюдателей.

УИК обязана обеспечить не менее чем двум лицам из числа членов комиссии с правом совещательного голоса, а также наблюдателям равные с проводящими голосование членами УИК с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования.

Важно знать, что голосование с использованием дополнительной формы голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных законом для проведения голосования на дому.

Вместе с тем необходимо обязательное наличие: переносного ящика для голосования, места для тайного голосования (в том числе стола с настольной ширмой или кабины для тайного голосования), места для выдачи избирательных бюллетеней, информационных материалов, необходимых письменных принадлежностей, мест для размещения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Голосование проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе: предварительно опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; книгу списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, голосование которых предполагается провести с использованием дополнительной формы голосования; необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы.

Сохранность бюллетеней

17, 18 и 19 сентября 2021 года до начала голосования пустые переносные ящики для голосования, пустой стационарный ящик (пустые стационарные ящики) для голосования предъявляются лицам, присутствующим в помещении участковой избирательной комиссии (помещении для голосования), после чего они опечатываются (пломбируются).

17 и 18 сентября 2021 года избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет.

Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается.

Перемещение избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет осуществляется незамедлительно по возвращении в помещение для голосования членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование с данным ящиком.

Сейф-пакет представляет собой непрозрачный пакет, предназначенный для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющий индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия.

Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия (демонтажа) ленты, не позволяющих использовать ленту повторно.

Наблюдение за подсчётом голосов избирателей

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены УИК, а также наблюдатели.

Основные этапы процедуры подсчета голосов избирателей включают: погашение неиспользованных избирательных бюллетеней; работу со списком избирателей; вскрытие сейф-пакетов, переносных ящиков, затем стационарных ящиков для голосования; сортировку избирательных бюллетеней (с оглашением и демонстрацией отметок); непосредственный подсчет голосов избирателей.

Наблюдателю важно быть объективным, вежливым и корректным со всеми другими участниками избирательного процесса, добросовестно и ответственно проводить наблюдение.

* * *

2016

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и депутатов Думы Ставропольского края шестого созыва

6643 наблюдателя, из них: 3033 – назначены политическими партиями и избирательными объединениями; 3610 – кандидатами, выдвинутыми в порядке самовыдвижения.

2018

Выборы Президента Российской Федерации

6817 наблюдателей, из них назначенных кандидатами на должность Президента Российской Федерации – 2855, политическими партиями – 997, субъектами общественного контроля – 2965.

2020

На Общероссийском голосовании присутствовали 11788 общественных наблюдателей, которых в соответствии с законодательством назначила Общественная палата Ставропольского края.