Какие преобразования произошли в «Ставрополькоммунэлектро» для стабильного электроснабжения
Сегодня трудно представить, как когда-то люди жили без электроэнергии, которая дает свет, приводит в движение оборудование на производствах, обеспечивает работу бытовой техники в домах. Мы так привыкли к этому обыкновенному чуду, что не задумываемся, как организована структура, приносящая благо в наши дома, офисы. Чтобы эта большая питающая система работала без сбоев, в энергетике за последние два десятилетия проведены масштабные преобразования и осуществлен переход от традиционной индустриальной модели к конкурентной модели отрасли.
Структурные преобразования в прошлом году стали актуальны и для ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро». В соответствии с требованиями Федерального закона «Об электроэнергетике» и рядом других нормативных документов правительством Ставропольского края принято решение о реорганизации ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» в форме выделения из его состава сетевой организации – ГУП СК «Ставэлектросеть». Содержание и эксплуатация электрических сетей, обновление, обеспечение их надежной работы – функционал ГУП СК «Ставэлектросеть», сбыт передаваемой по сети электроэнергии, работа с потребителями - соответственно ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро», за которым сохранилось прежнее название. Организационный этап пройден. В новом формате предприятия работают с 17 января прошлого года.
Реформа с местной пропиской
Реорганизация или, другими словами, - реформа с местной пропиской завершена. В ведении ГУП СК «Ставэлектросеть» осталось большое, одно из крупнейших в регионе, сетевое хозяйство, которое с 1998 года эксплуатировалось «Ставрополькоммунэлектро», еще не разделившимся на «сеть» и «сбыт». А это означает, что «Ставэлектросеть» обслуживает объекты электросетевого хозяйства в 38 населенных пунктах края, в том числе в 21 районном центре, осуществляет технологические присоединения потребителей к электрическим сетям. На балансе предприятия 5,6 тысячи километров линий электропередачи, более 2 тысяч трансформаторных подстанций. Возглавил сетевое предприятие молодой руководитель Артём Чумаков.
Учредителем и собственником имущества является Ставропольский край, организация находится в ведомственном подчинении регионального министерства имущественных отношений. В соответствии с поставленной краевой властью задачей «Ставэлектросеть» работает над модернизацией и развитием действующей инфраструктуры транспорта электричества. В первую очередь производится замена наиболее изношенных участков линий электропередачи, чтобы не допускать серьезных аварийных ситуаций и соответственно долгих отключений потребителей от электроэнергии. Такова стратегия головного предприятия, в подчинении у которого находится девять филиалов.
Как известно, основная цель реформы энергосистемы России, начатой в конце 90-х - начале 2000-х годов, - повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее устойчивого развития на основе стимулирования инвестиций и, как следствие, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Оба предприятия с разделенным функционалом нацелены на решение этой задачи.
Специализация ради сокращения издержек
Сетевая организация занимается доставкой «товара» до потребителя. Сбытовая компания его продает. В ее обязанности входит купля-продажа электроэнергии на оптовом и розничном рынках, заключение договоров энергоснабжения с потребителями, начисление и прием платежей, работа над сокращением дебиторской задолженности.
Руководителем сбытовой организации - ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» - назначен Игорь Ягубов (на снимке), возглавлявший ранее самый крупный филиал предприятия - Минераловодский, доктор экономических наук. В свое время в зоне его ответственности были и сетевое хозяйство, и сбыт. Теперь задача формулируется более узко: работа над тем, чтобы повышать качество обслуживания потребителей и обеспечивать свое-временную оплату за поставленное электричество. Это те средства, которые частично вкладываются в реализацию инвестиционных программ по модернизации сетевого хозяйства.
«Чемпион по боксу владеет несколькими приемами, но в совершенстве, и всегда побеждает, - начал с образного сравнения Игорь Ягубов. - Если нас выделили в сбыт, мы должны знать свои приемы в совершенстве и добиваться лучших результатов. Это нам позволит в том числе быть независимыми от проблем сетевой организации. Мы не будем заниматься технологическими вопросами, проблемами возникновения убытков, а сосредоточимся на основной цели - сборе платежей. Мы пришли к узкой специализации. Разделение по принципу специализации - такова основная идея произведенной реорганизации. Государство приняло решение о разделении сетей и сбыта, чтобы снизить издержки, связанные с монополизмом и диктатом цен».
За сбытовой организацией оставлено старое название предприятия - ГУП СК «Ставрополькоммунэлектро» - неслучайно.
«Дело не только в потребителях, чтобы им не пришлось перестраиваться, - поясняет Игорь Владимирович. - На оптовом рынке электроэнергии зарегистрированы наши оптовые точки поставки электроэнергии, они все числятся за исходным предприятием «Ставрополькоммунэлектро». И это не одна и не две точки, а более трехсот. Если сейчас сбытовой организации поменять название, придется провести их полную перерегистрацию. Соответственно решение такой задачи потребовало бы дополнительно больших денег. Собственно, мы не единственные, кто пошел по такому пути. Другие предприятия, прошедшие такую реорганизацию, как наша, также оставили изначальное название за сбытом. Плюс это возможность избежать утомительной бюрократической волокиты».
Правило, выгодное для населения
Как и у сетевиков, у сбытовой организации появилось новое обязательство перед потребителями - установка и эксплуатация приборов учета электрической энергии в многоквартирных домах.
Если раньше оснащение помещений приборами учета, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена обеспечивались собственником, то теперь это полностью возложено на плечи сетевых и сбытовых организаций. И, конечно, это дополнительные расходы. Чтобы выполнить свои обязательства и не нарушать закон, в случае нехватки средств предприятие готово привлекать кредиты. Правило железное и выгодное для населения.
Замену приборов учета делают энергетики за счет утвержденной инвестпрограммы. Сетевая компания отвечает за частный сектор, а сбытовая компания за потребителей, проживающих в многоквартирных домах. Новые правила вступили в силу с 1 июля 2020 года.
В прозрачности показаний счетчиков заинтересованы все стороны процесса - и потребители, и сбытовики. Для этих целей на законодательном уровне предусмотрено, что с 2022 года взамен вышедших из строя счетчиков должны устанавливаться так называемые «интеллектуальные» приборы учета, которые позволят получать различную информацию от счетчика в режиме онлайн. Такие приборы учета позволяют дистанционно получать информацию о вмешательстве в работу прибора, о хищениях электроэнергии и так же дистанционно отключать должников.
Проблема неплатежей никуда не делась, но теперь об этом «голова болит» у сбытовой организации. Как отмечает Игорь Ягубов, отключение должников от сети - крайняя мера, хотя и самая действенная. Но вначале, так сказать, «воспитательная работа». Недисциплинированные абоненты получают официальные предупреждения от энергетиков. Собственно, доводить до отключения потребителю невыгодно. Когда придется вновь подключаться (а куда сегодня без электричества?..), он понесет дополнительные расходы: заплатит за отключение и подключение.
Чтобы сократить задолженность за потребленный ресурс, на предприятии работает штат юристов. Увы, походы в суд - обычная рутинная работа. Если не получить своевременно платежи за электричество, может не хватить средств для исполнения обязательств на оптовом рынке, в таком случае предприятие вынуждено кредитоваться и нести дополнительные расходы в целях надежного электроснабжения своих потребителей. Без электричества сегодня не обойтись ни на производстве, ни в быту.
Конечно, ситуации бывают разные, некоторые абоненты попадают в трудное материальное положение по разным причинам. И здесь энергетики готовы пойти навстречу и рассмотреть возможности предоставления таким абонентам рассрочки долга.
Старые привычки плюс личный кабинет
Способы оплаты за электричество могут быть разными. «Знаете, пожилым людям удобно прий-ти в подразделение сбыта и заплатить лично, - отмечает руководитель «Ставрополькоммун- электро». - Срабатывают старые привычки, привлекает также и возможность пообщаться. А молодежь - та вся в Интернете, понятно, предпочитает оплачивать через личный кабинет на сайте предприятия или через сервисы платежных агентов и банков-партнеров. Думаю, это правильно, когда учитываются пристрастия и вкусы. Преследуется одна главная цель - повышение собираемости платежей. В целом с этим показателем дела обстоят неплохо. Провальным в этом смысле в этом году был только январь».
Предприятие обслуживает 236 тысяч абонентов, из них подавляющее большинство (226 тысяч) население. Именно с этой категорией больше возникает проблем по причине неплатежей. С организациями договориться проще: они платят прежде всего потому, что иначе бизнес остановится.
Отголоски строгих пандемийных ограничений ощущаются до сих пор. Начнем с того, что в прошлом году действовал мораторий на отключение электроэнергии и на начисление неустоек (штрафов, пеней). Это было сделано, чтобы облегчить участь попавших в трудную ситуацию потребителей. Объем дебиторской задолженности в связи с этим увеличился значительно.
Сегодня, когда жизнь оживляется, этот инструмент работы с абонентами вновь действует. И показатели по платежам также постепенно улучшаются.
«С реорганизацией, прошедшей в связи с новациями федерального законодательства, решение проблемы неплатежей будет проходить более эффективно, - отмечает министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Виталий Шульженко. - Сбытовая организация получила возможность сосредоточиться на единой цели, не отвлекаясь на решение других задач, - на увеличении выручки за поставленную электроэнергию. Сетевое же предприятие решает технологические вопросы, обеспечивает качественную бесперебойную подачу электричества потребителям. Такое разделение обязанностей, другими словами, более узкая специализация, будет способствовать как более высокому качеству работы энергохозяйства в целом, так и сокращению дебиторской задолженности за электричество.
О необходимости повышения платежной дисциплины неоднократно говорил губернатор Ставрополья Владимир Владимиров. Ведь от этого зависит, какой объем средств будет направлен на развитие инженерной инфраструктуры, в первую очередь энергетической. К сожалению, износ сетей на многих участках желает быть лучше. А последовательное инвестирование в их обновление - залог благополучия экономики и комфорта для населения. В этой связи главой края поставлена задача сделать систему расчетов абсолютно прозрачной, ограничить оплату через недобросовестных посредников, из-за которых зачастую средства не доходят до ресурсоснабжающих компаний. И разделение функционалов на «сеть» и «сбыт» безусловно будет способствовать строительству более эффективной системы платежей и, соответственно, сокращению дебиторской задолженности. На помощь приходят также автоматизация учета электроэнергии, установка «умных» счетчиков. Эта работа на Ставрополье уже идет полным ходом».
23 июля 2021 года