На Ставрополье рассказали об особенностях казачьих танцев
«Ставропольская правда» продолжает цикл публикаций, посвященных отмечаемому в этом году 40-летию прославленного Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье».
Как уже не раз отмечалось, артистам коллектива удается живо воплотить в песне и танце подлинно народный дух своих предков, прославившихся честью, храбростью и великой любовью к Отечеству, и донести эти эмоции до сердца каждого современного зрителя. Ансамбль «Ставрополье» достойно представляет народное искусство нашего края на самых известных площадках России и за рубежом. И все это благодаря многолетнему последовательному и поистине блистательному освоению жанра казачьего танца во всем его многообразии и многокрасочности.
- Казаков существовало множество: донские, кубанские, забайкальские, запорожские, терские… У всех свои традиции, своя история. А объединяет всех то, что казаки - это в первую очередь воины. Что не могло не отразиться и в культуре. Поэтому танцевальные движения базируются на воинском искусстве, они энергичные, с быстрыми шагами, резкими взмахами рук, ног, демонстрирующие мастерское владение оружием, - рассказывает художественный руководитель ансамбля, заслуженный артист РФ, лауреат премии Правительства РФ Александр Стяжкин.
Поклонники творчества ансамбля «Ставрополье» знают, что в репертуаре коллектива особое место занимают танцы, где базовыми являются танцевальные действия с обнаженными шашками, саблями, с нагайками и пиками. Это «Казачий пляс», «Терский пляс», «Казачья вольница», «Хопёрцы». Понятно, что сегодня, например, танец с саблями имеет лишь культурное и историческое значение, но совсем недавно, по историческим меркам, его практическая значимость имела высокий статус.
- Казаки танцевали с саблями перед боем, чтобы разогреться и побороть страх. Считалось высшей доблестью исполнить танец с саблями на глазах у врага, - продолжает А. Стяжкин. - Более того, танцы, такие как «Казачок», «Гопак», и игры занимали важное место в системе традиционной физической подготовки. Создавались они совсем не только как развлечение, а как своеобразная система тренировки, помогающая вырабатывать боевые двигательные навыки.
В золотой фонд репертуара ансамбля заслуженно входит хореографическая композиция «Казачья вольница» - постановка Геннадия Минха, музыкальная обработка Вадима Абрамова. Этот по сути танцевальный спектакль чрезвычайно популярен у зрителей, которых буквально завораживает задорная шуточная пляска запорожских казаков, решивших после удачных военных действий отдохнуть и выпить доставшийся им в походе бочонок с медовухой. Начинается веселое соперничество за долю содержимого бочонка. Все действие преподносится в игровой танцевальной форме. Динамичная композиция, передающая отчаянно смелый дух знаменитой Запорожской Сечи, переносит зрителей в давние славные времена, полные отваги, героизма, лихой удали тех легендарных воинов. Она включает в себя сложные физические приемы, в которых и на сегодняшний день так очевидна боевитость духа и вера в собственные силы.
Посмотрите, как этот танец богат зрелищными сценическими трюками, именно трюками, требующими от исполнителей отличной физической подготовки. В основе композиции украинский гопак, который первоначально исполнялся исключительно мужчинами и являлся боевым танцем. Тут, поясняет собеседник, все движения на самом деле олицетворяли реальные боевые выпады, подсечки и сабельные удары. Бесконечные вращения, повороты и перекаты, также использовались в сабельном бою в качестве уходов от атаки противника. Словом, не танец перед нами, а своеобразная демонстрация ловкости, силы, мужества и тренированности воина.
Еще одна ярчайшая жемчужина репертуара - «Казачий пляс», также в постановке Геннадия Минха, музыкальная обработка Вадима Абрамова. По мнению художественного руководителя, она является танцевальным отражением свободолюбивых нравов и быта казаков. Гордо выпрямленная спина, темпераментные передвижения по площадке, элементы боя с холодным оружием. В этой композиции представлено прекрасное сочетание мужской силы и доблести с грацией и притягательной энергетикой девушек-казачек с их быстрыми движениями и кокетливыми взглядами. Кстати сказать, в отличие от танцев народов северных регионов России, в казачьих и у девушек движения гораздо более темпераментные, динамичные.
На сцену буквально вихрем вылетают бравые молодцы и начинают танцевальную рубку саблями, высекая искры, а потом появляются лукаво улыбающиеся грациозные девчата, вовлекая кавалеров в лихой перепляс. А зрители в зале невольно начинают прихлопывать да притопывать в такт, с восхищением следя за хореографическим круговоротом.
А каковы «Хопёрцы»! Опять-таки в постановке тех же авторов. Многие знают, что хоперские казаки, переселенные по ряду причин на южные рубежи империи, имеют непосредственное отношение к основанию Ставрополя. 11 апреля 1786 года Хоперский полк был включен в число казачьих полков Кавказской (Азовско-Моздокской) линии. Они основали на Кавказе четыре станицы-крепости: Северную, Ставропольскую, Московскую и Донскую. Именно доблести воинов этого полка посвящена композиция «Хопёрцы». В ней, замечу, используются настоящие пики - грозное оружие казаков. Суровые условия походной жизни, ответственность за судьбу Отечества - все эти аспекты каждодневного казачьего быта нашли отражение в этой внешне довольно лаконичной, но не менее выразительной постановке. Начинается танец маршем казаков, которые направляются на учения. Композиция изобилует красивыми линейными перестроениями, которые создают объемное изображение на сцене. Прибыв на место назначения, казаки демонстрируют мастерское владение пикой и, конечно, свою удаль. Очень любят зрители и этот замечательный танец, кроме того, его фрагменты часто используются в массовых культурных и официальных мероприятиях, олицетворяя собой важную историческую миссию казачества.
История терского казачества тесно переплетается с историей кавказских народов. Под влиянием бытовых контактов с кавказскими горцами ко второй половине XIX века повсеместно распространились самобытные танцы, соединявшие в себе элементы танцевального искусства и боевой подготовки. На этой основе художественным руководителем ансамбля Александром Стяжкиным была поставлена замечательная вокально-хореографическая композиция «Терский пляс». Эффектно и гармонично построенная на фольклорном материале терских казаков, она в полной мере раскрывает выразительность и красоту танцевальной, музыкальной и песенной культуры, рожденной в тесном сплетении русских и кавказских традиций.
Танец исполняется под музыку, которая была записана во время фольклорных экспедиций по станицам и хуторам края. Отличительной особенностью этой композиции является ее масштабность, в ней задействованы все творческие составы. Переплетение песен, танцев, игры на доуле, прекрасной работы оркестра народных инструментов и, конечно, трогательный танец девушки на бурке. Танцевальная мозаика то разбивается, то складывается в сменяющие друг друга рисунки. Четкие, выразительные движения, темперамент, нарастающий темп, вдруг переходящий в плавные движения, сложные перестроения и красивые историчные костюмы делают эту постановку незабываемой. Яркая, стремительная, наполненная творческим азартом и вдохновением исполнителей, она неизменно срывает овации зала.
Вот он каков, неподражаемый язык танца, во всем блеске и великолепии освоенный и преподносимый нам славным «Ставропольем». И год за годом уже четыре десятилетия этот волшебный, истинно народный хореографический язык одаривает нас чудесными сокровищами фольклора, не давая ни забыть, ни отдалиться от них душой. Этими сокровищами жива и крепка народная душа.
17 июля 2021 года