Передо мной старая черно-белая, немного размытая фотография. На ней инспектор ГАИ проверяет документы у водителя. Сразу и не подумаешь, что за снимком из личного архива – целая жизнь, необычная судьба. Неудивительно, что разговор с одним из первых сотрудников ГАИ Невинномысска Юрием Михайловичем Радиком у меня вышел долгим, полным интереснейших подробностей.

© Фото nevchronograph.ru

Верно говорят, что профессия – это судьба. Ведь мог работать герой нашего рассказа (родившийся в далеком 1941 году), к примеру… печником. Еще подростком помогал Юра отцу, известному в округе мастеру, класть печи: русские, голландские, карусельные (последние предназначались для изготовления хлеба).

Затем, в армии, Юрий был водителем грузового автомобиля. Тогда же три раза довелось побывать на целине. А после демобилизации в родной Невинке парню доверили весьма ответственное дело. Стал инкассатором, развозил спецпочту и деньги по городу и близлежащим селам.

Все же чувствовал, не его это, не его. И так вышло, что толкового, исполнительного земляка заприметили в горкоме партии и дали ему направление на работу в милицию. В городском ГАИ открылась вакансия инспектора дорожного надзора, и на эту должность решили назначить Юрия Радика. Сначала, правда, этакий испытательный срок прошел: полгода проработал общественным инспектором.

Невинномысск в 1960-е годы.

Невинномысск в 1960-е годы.

© Фото nevchronograph.ru

Четверть века, с 1965 года по 1990-й, отдал ведомству Юрий Радик. Много ли тогда, более 50 лет назад, было отличий на дорогах и не только? Задаю этот вопрос своему собеседнику, который в свое время был одним из трех первых инспекторов ГАИ в Невинномысске.

– Для начала отмечу: работы хватало, – говорит Юрий Михайлович. – Что такое три человека на довольно-таки большой быстрорастущий город? Да, автотранспорта поначалу было мало, но мотоциклов, мотороллеров, мопедов уже в конце 60-х насчитывалось порядка двадцати тысяч.

Сегодня в ГИБДД немало служб, отвечающих за то или иное направление. А тогда инспектор был, как говорится, мастер на все руки. Рейды по выявлению нарушителей, подготовка водителей, проведение технического осмотра, проверка путевых документов – везде надо было успеть.

У самого Юрия Радика был принцип такой: главное не наказание, а профилактика. Вел инспектор дорожного надзора, сержант милиции не предусмотренный никакими уставами и инструкциями дневник. Туда записывал ФИО гражданина, если тот незначительно нарушил ПДД и сделал это в первый раз. Тут же предупреждал: в следующий раз достану свою тетрадку, укажу на твою фамилию и, уж извини, отвечать будешь по полной. Как признавались позже многие водители, к дисциплине их приучил вежливый, корректный и в то же время принципиальный инспектор. Не могли они его подвести! Для самого же Радика главное что? Что таким образом удалось предотвратить множество трагедий на дорогах, а значит – спасти немало жизней.

Многое в те годы, более полувека назад, делалось впервые. Появились в Невинномысске первый светофор (располагался в районе горпарка), первые два десятка «зебр» на улицах. Кстати, тогдашние пешеходные переходы на нынешние и близко похожи не были. На электромехзаводе изготавливали металлические штыри с белыми шляпками, вбивали их в асфальт, вот тебе и разметка зебры.

Еще факт: в 60-е годы машины во дворах бросать запрещали. Имей гараж или ставь на стоянку свой транспорт, нечего территорию захламлять и риск пожара увеличивать.

А как боролись с лихачами? Как доказать, что тот или иной водитель превысил скорость? Здесь инспекторам ГАИ помогали секундомеры-скоростемеры. Автоинспектор выбирал статичный объект на обочине дороги (например, столб или дерево), отмерял от него 50 или 100 метров (на шкале прибора были две градуировки, 50 метров обычно применяли в городе, 100 – на трассах) и становился на некотором отдалении от этой отметки. Как только автомобиль проезжал мимо объекта, скоростемер включали, а когда авто преодолевало означенное расстояние, стрелка останавливалась. С замершей на определенной цифре стрелкой инспектор и подходил к водителю, чтобы оформить нарушение.

...Шли годы, менялись марки машин и мотоциклов на дорогах, менялось техническое оснащение ГАИ. А что было и остается неизменным? То, что вот уже 85 лет сотрудники ведомства обеспечивают безопасность дорожного движения, защищают жизни граждан, спокойствие и благополучие в пути.

В заключение нельзя не отметить такой факт: в отделе ГИБДД по Невинномысску своих ветеранов помнят. Юрия Михайловича всегда рады видеть в родном для него подразделении. Получает он поздравления, подарки к памятным датам, юбилеям (недавно старейшему сотруднику ГАИ Невинномысска стукнуло 80 лет!).

Юрий Радик с любимым правнуком Максом.

Юрий Радик с любимым правнуком Максом.

© Фото: Александр МАЩЕНКО

…Когда я беседовал с Юрием Михайловичем, подошел его старый приятель, председатель совета ветеранов отдела МВД России по Невинномысску Георгий Шмитляйн. Двум товарищам, не один десяток лет отдавшим службе, всегда есть о чем поговорить. А вот и Макс, любимый правнук Юрия Радика подбежал. Мальчуган, как выяснилось, имеет склонность к точным наукам, наверное, будет ученым. Но самое главное, чтобы вырос хорошим человеком, считает Юрий Михайлович.

Александр МАЩЕНКО

Главное не наказание, а профилактика / Газета «Ставропольская правда» / 3 июля 2021 г.