Кто помогает ставропольцам решать свалочную проблему?
Этим вопросом задаются жители, возмущенные кучами строительного мусора у контейнерной площадки, у дороги или за городом. И жалуются - регоператору, властям, надзорным органам. Только свалки появляются вновь. Откуда ждать помощи?
Жильцы многоэтажки по улице Иглина в Ессентуках поначалу вздрагивали от грохота на контейнерной площадке. Со временем перестали, но привыкнуть к этому невозможно - строительный мусор везут сюда постоянно.
«Белым днем выбрасывают свой хлам к нашему дому, хоть бы постеснялись! - возмущаются люди. - Слова не действуют, нас игнорируют и продолжают выгружать. Снимаем безобразие на телефоны, жалуемся в инстанции. Но не успеешь моргнуть - опять куча».
История типичная для многих городов. Навалы битого кирпича, бетона, штукатурки вперемешку с грунтом можно обнаружить на окраинах, на сельскохозяйственных и курортных землях. Между тем за услугу «вывезу стройняк дешево», а фактически за целенаправленное убийство природы в карманах предприимчивых граждан оседает немало грязных денег.
О чём говорят громкие цифры
Не так давно много шума наделал рейтинг регионов по количеству свалок. На Ставрополье, по данным его составителей ведомства, их выявлено 260. Бурная реакция кухонных экспертов в соцсетях свелась к обвинениям в адрес властей и регоператоров.
Однако это не повод к истерии, а шаг к принятию мер. Немногим ранее по поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко регионы направили в ведомство информацию обо всех объектах, обладающих признаками накопленного вреда. В итоге по всей стране их обнаружилось около двух тысяч. Понадобился перечень, чтобы оценить фронт работ и направить средства на ликвидацию очагов.
Инвентаризация таких мест на Ставрополье проведена весьма тщательно, что и повлияло на показатель. Край действительно заинтересован в «лечении» территории, развитии курортов и привлечении инвестиций в экономику, уже сегодня переходящую на экологичные рельсы, но, в первую очередь, в искоренении причин, позволяющих процветать «серым» возчикам.
- Свалки наносят ущерб природе оздоровительного региона. Они не возникают сами собой, это циничная порча земли, совершаемая конкретными лицами, - высказал мнение директор регионального оператора ООО «ЖКХ» Геннадий Ртищев. - С экономической точки зрения деятельность нелегалов - это прямое противодействие развитию региона, недополученные налоги. Для муниципалитетов ликвидация свалок - это черная дыра в бюджете. Для регоператора - это невыполненные планы по обеспечению территорий современной техникой, оборудованием, объектами сортировки и переработки. Выход один - совместно выявлять, ликвидировать ущерб и в зародыше пресекать незаконную деятельность.
Штраф кирпичом или система регулировки?
Действительно, если сфера обращения с твердыми коммунальными отходами законодательно отрегулирована и закреплена за региональными операторами, то услуги по вывозу строительных отходов пребывают «в свободном плавании». Для граждан решающим фактором становится не легальность перевозчика, а стоимость вывоза. Далее все предсказуемо: договор на словах, деньги в карман, мусор на обочину.
Способов борьбы с этим явлением предлагается много, включая народный «догнать и оштрафовать кирпичом» и сложно реализуемый «везде повесить камеры». Упирается все в отсутствие единой системы регулирования деятельности перевозчиков строительных отходов. На уровне страны ее пока нет. Но есть первые и довольно уверенные шаги к ее появлению.
Так, в Москве и Подмосковье с июня этого года запрещена транспортировка стройотходов и грунтов без регистрации и оформления электронного талона. В систему регулирования встраивается перерабатывающая инфраструктура. Об отказе от захоронения строительных отходов заявили в Ленинградской и Ростовской областях.
Делает шаги в этом направлении и Ставрополье. В апреле принят краевой закон №30-кз, вернувший органам местного самоуправления право составлять административные протоколы и привлекать к ответственности граждан, сооружающих свалки. Теперь, чтобы нормы работали, а нарушений становилось меньше, требуется усиление муниципального контроля в городах и округах и активное содействие других надзорных ведомств.
Разумеется, должны появиться и весомые рычаги воздействия на «серые» схемы. С предложением внести изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях выступил столичный парламент. Речь о существенном ужесточении наказания за организацию свалок.
В частности, инициаторы законопроекта предлагают увеличить административные штрафы за сброс таких отходов: гражданам - до 15 тыс. рублей, индивидуальным предпринимателям - до 30 тыс. рублей, юридическим лицам - до 50 тыс. рублей. Использование грузовой техники существенно «утяжелит» санкции. Рецидив повлечет конфискацию транспорта. Правом составлять протоколы предлагается наделить полицию, органы экологического и лесного надзора.
- Уверен, поддержку законодательной инициативы на федеральном уровне и скорейшее принятие предлагаемых изменений в регионах ждут, - подчеркнул Геннадий Ртищев. - Усилия по предупреждению и ликвидации свалок результативнее, когда у контрольно-надзорных органов есть возможности реально влиять на ситуацию, а штрафы весомы. Это отобьет охоту у нарушителя повторять подобное и других предостережет.
Регоператор: два пути к одной цели
Первый - увидел, зафиксировал, сообщил. Этот простой алгоритм по-прежнему на вооружении у неравнодушных людей. Так, за минувший месяц регоператору поступило несколько сигналов о выгрузке строительных отходов там, где им не место. На присланных видео считывается и состав мусора, и приметы авто, а в иных случаях даже человека можно идентифицировать.
Компания такую практику поддерживает. Информация от подписчиков попадает в местные паблики «Инстаграм», нарушитель быстро узнает о свалившейся на него «славе». В свою очередь, письма, подкрепленные материалами и ссылками, направляются в профильные ведомства и правоохранительные органы.
На данный момент в минприроды СК переданы сведения по несанкционированным сбросам стройотходов на территории Пятигорска и станицы Ессентукской: адреса, даты и видеофиксация каждого нарушения вплоть до распознанных номеров транспортных средств. О результатах принятия мер планируется сообщать.
По второму пути к территории без свалок помогают идти партнеры - поставщики оборудования для отрасли. В мае в зоне деятельности регоператора «ЖКХ» появилась мощная немецкая установка Arjes Impaktor 250 для измельчения строительных отходов. Тестирование показало эффективность и надежность оборудования, а значит, задача разобраться со строительным мусором на территории курортов ему по плечу.
Регоператор рассчитывает не просто уменьшить объемы строительных отходов, но и найти им применение вместо захоронения на полигонах. В регионе идет реконструкция и строительство дорог, есть необходимость в рекультивации старых карьеров.
А для граждан цивилизованный путь давно проложен - осознание своих действий, ответственность и бережное отношение к своему краю, чтобы завтра действительно не оказаться среди свалок.
Регоператор не забирает стройотходы. Кто должен?
Строительные отходы не относятся по составу к твердым коммунальным (ТКО) и в зону ответственности регионального оператора не входят. Они не внесены в норматив накопления, соответственно их вывоз не включен в тариф. Позаботиться о вывозе обязан собственник путем заключения договора с организацией, оказывающей услугу на законных основаниях.
23 июня 2021 года