Бюджетная обеспеченность: с вызовами справились
Чуть больше года мы живем в измененной реальности. И, скорее всего, еще какое-то время будут ощущаться последствия тех вызовов, к которым, скажем честно, сложно было подготовиться. Каким оказался непростой 2020-й для финансового самочувствия Ставрополья - об этом сегодня наш разговор с заместителем председателя правительства края - министром финансов Ларисой Калинченко.
Ясную картину показывает Закон «Об исполнении бюджета Ставропольского края за 2020 год». В мае он прошел все необходимые процедуры: одобрение правительством края, публичные слушания и рассмотрение региональным парламентом.
- Лариса Анатольевна, прошлый год выдался, мягко говоря, нестандартным. Потребовались средства – причем немалые – на обеспечение мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Сильно ли это сказалось на финансовых результатах региона по итогам 2020 года?
- Вспомним, в какой степени пришлось перестраивать работу госорганов, предприятий и почти всех структур в нашей стране. Причем время и скорость тогда играли первостепенное значение. И вряд ли преувеличу, если скажу, что все это стало проверкой на прочность и в итоге однозначным доказательством верности принятых ранее в крае решений. Ведь обеспечение устойчивости бюджетной системы региона на протяжении целого ряда лет оставалось важной задачей органов власти. Во многом за счет этого подхода удалось ее сохранить и в период пандемии.
Что касается финансовых результатов, то их можно оценить как оптимальные, даже несмотря на отвлечение довольно ощутимых для бюджета Ставрополья сумм, которые понадобились для преодоления вызовов, связанных с пандемией. По доходам краевой бюджет 2020 года исполнен на 139,8 млрд рублей, по расходам – на 140,3 млрд рублей. В сравнении с 2019 годом мы видим ощутимый, почти в 20%, рост доходов и расходов. Такой результат обеспечен за счет поступлений из федерального бюджета, предназначенных в том числе и на борьбу с коронавирусной инфекцией.
То, что потратили несколько больше, чем заработали, объяснимо. В частности, если говорить о собственных доходах, то снижение деловой активности в экономике не могло не сказаться на исполнении регионального бюджета. Краевая казна по факту наполнялась не в том объеме, что планировался изначально. В течение года из-за ограничительных мер предприятия работали не в полную силу, а некоторые секторы и вовсе были вынуждены приостановить деятельность, естественно, и их финансовые результаты были заметно ниже. По сравнению с 2019 годом произошло снижение собственных доходов почти на 4%.
Но при этом особо подчеркну, что ключевые ориентиры нам менять не пришлось. Главным оставалось исполнение социальных обязательств, также первостепенной оставалась поддержка экономики, переживавшей серьезные трудности.
- «Ставропольская правда» регулярно пишет о бюджетных делах края. И мы информировали читателей, что в бюджете-2020 хоть и менялась структура расходов, но траты по так называемым социальным статьям не только были сохранены, но и в силу понятных причин их пришлось нарастить. Верно?
- В качестве одной из особенностей исполнения бюджета Ставропольского края в 2020 году стала приоритизация расходов – без этого было бы сложно сохранить упомянутую мной выше устойчивость бюджетной системы. Но губернатором Владимиром Владимировым при этом была четко поставлена задача, чтобы бюджет региона оставался социально ориентированным и чтобы был обеспечен весь спектр мер социальной поддержки населения, потребовавших сверхплановых трат. В итоге доля расходов в казне на социальную сферу в прошлом году составила 68% - в натуральном измерении это 95,3 миллиарда рублей. Это больше, чем в 2019 году, на 27%.
И действительно, ставропольцы даже в период пандемии своевременно получали полагающуюся им помощь. Казна смогла обеспечить и дополнительные выплаты, связанные с распространением COVID-19. Как известно, помощь получали люди, доходы которых снизились в связи с выходом в вынужденные отпуска и которые потеряли работу. На выплаты разным категориям населения было потрачено 30,7 миллиарда рублей. В общей сложности получателями мер соцподдержки в прошлом году стали свыше 1,67 млн человек. Из них 765,9 тысячи – это семьи с детьми, которые оказались одной из наиболее уязвимых категорий. Расходы на их поддержку составили почти 14,9 млрд рублей.
К примеру, как вы знаете, в соответствии с Указом Президента РФ были осуществлены выплаты семьям с детьми от 3 до 7 лет. Это потребовало в общей сложности более 6 млрд рублей.
Вместе с тем в региональном бюджете нашло отражение и празднование 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Расходы на эти цели превысили миллиард рублей, и львиная часть этой суммы – почти 743 млн – это ежегодная денежная выплата «детям войны». Кроме того, средства направлялись на приобретение квартир для ветеранов, ремонт жилья фронтовиков, приведение в порядок воинских захоронений, памятников и мемориалов.
- Социальный окрас имеют и многие национальные проекты. В этом плане пандемия сильно откорректировала итоговые результаты?
- Вы правы, многие злободневные для Ставрополья социальные вопросы напрямую завязаны на действующих в стране нацпроектах – в их рамках было сформировано почти четыре десятка региональных проектов. И несмотря на объективные трудности и напряженные условия, реализация национальных проектов не останавливалась. По финансам их совокупная емкость в 2020 году превысила 19 млрд рублей.
Столько потребовалось, чтобы были выполнены практически все поставленные задачи. Так, очень приятно говорить о развитии сферы образования на Ставрополье. В частности, в прошлом году введено в эксплуатацию 14 детсадов, что обеспечило местами больше двух с половиной тысяч дошколят. Завершено строительство школы в Кисловодске, прекрасное здание получил краевой Театр кукол. Сдана в эксплуатацию хореографическая школа в Ставрополе – лучшая на Северном Кавказе.
При этом многое было сделано и для развития отрасли здравоохранения. Отказываться от таких инвестиций было бы ошибочно – это основа для дальнейшего развития бюджетной сферы края.
- Обратимся к статьям расходов другого плана, но не менее насущным. Ставрополье последние годы формирует солидный дорожный фонд, динамично обустраивает курортные города... В этом плане траты удалось сохранить?
- По итогам 2020 года объем расходов регионального дорожного фонда составил 11,6 млрд рублей. Причем, как и годом ранее, финансировалось и непосредственно приведение дорог в нормативное состояние, и обеспечение требований безопасности дорожного движения. Кроме того, как изначально и предполагалось, 45,6% этой суммы было направлено на строительство, реконструкцию и ремонт муниципальных дорог. Напомню, что на необходимости уделять этому направлению особое внимание настоял глава Ставрополья Владимир Владимиров.
Его же инициатива – развитие курортов. Те изменения, что претерпевали в рамках благоустройства объекты курортной инфраструктуры, очень радовали и жителей края, и его гостей. Потому в период пандемии было предпринято немало усилий, чтобы не останавливать процесс, хотя поступления курортного сбора по понятным причинам (четыре месяца наши курорты были фактически закрыты) сократились примерно на 45%. Запланированные мероприятия по обновлению городов-курортов потребовали изыскать недостающие средства. Бюджет смог потратить на эти цели около 262 млн рублей.
Мы не отказались от проектов и в рамках губернаторской программы местных инициатив – они были профинансированы в объеме 430 млн рублей. Традиционно получилось решить насущные проблемы жителей и тем самым повысить степень комфортности жизни. Обустраивались пешеходные дорожки и переходы, строились спортивные и детские площадки, приводились в порядок скверы, дома культуры и т.д.
- Чем смог помочь региональный бюджет бизнесу?
- Поддержка экономики осуществлялась целым комплексом мер – от совершенствования налогового законодательства, предоставления госгарантий до отраслевых преференций. В целом свыше 1 млрд рублей было потрачено на поддержку малого и среднего бизнеса. А предприятия в пострадавших отраслях получили налоговые преференции на 1,8 миллиарда рублей.
- Лариса Анатольевна, расскажите о финансовой помощи из федерального бюджета. Как я понимаю, она имела серьезное значение для тех оптимальных результатов по итогам 2020 года, что мы получили.
- Безусловно, выполнить все взятые на себя обязательства краевому правительству помогла подпитка из федерального бюджета. Количество видов целевой помощи нам в прошлом году значительно увеличилось, что позволило сохранить бюджет региона сбалансированным в условиях недопоступления налоговых и неналоговых доходов. В целом объем финансирования увеличился в полтора раза, достигнув 73,3 млрд рублей.
Так, Ставрополье получило дополнительно 4 млрд рублей в качестве компенсации выпадающих доходов, что позволило, с одной стороны, не отказываться от решения стратегически важных государственных задач, таких как национальные проекты, завершение уже начатых в крае объектов строительства. А с другой стороны, это помогло осуществить расходы, которые не планировались и были как раз вызваны пандемией. С учетом федеральной помощи 11 миллиардов рублей мы потратили на реализацию мер по противодействию распространению COVID-19 и поддержку пострадавших отраслей экономики. В числе прочего здесь подразумевается дополнительное финансирование покупки медицинского оборудования, лекарственных препаратов, выплаты медицинским работникам.
- В нашем разговоре сложно не затронуть такую важную характеристику эффективности проводимой финансовой политики, как размер государственного долга региона.
- Три года подряд краевой бюджет был бездефицитным. В прошлом году по понятным причинам с этой планки пришлось уйти. Но здесь важно учитывать все факторы, которые в прошлом году оказали влияние на ситуацию. Прежде всего мы столкнулись со снижением доходов, тогда как складывавшиеся экономические условия требовали увеличения расходов для противодействия инфекции, поддержки отдельных категорий граждан, бизнеса и т. д. Плюс нельзя было отказываться от многих существенных расходов, в том числе на завершение начатых объектов социальной сферы.
Все это вкупе обусловило необходимость привлечения дополнительных заимствований. Но принципиально важно, что прирост госдолга произошел исключительно за счет бюджетных кредитов всего под 0,1% годовых. Соответственно, по факту удалось не допустить увеличения нагрузки по обслуживанию долга Ставрополья.
19 июня 2021 года